вторник, 8 августа 2017 г.

Причины и признаки возникновения трещин в колесных парах, литых деталях тележек, методы их выявления, а также выработка практических знаний

  В процессе эксплуатации вагонов колёсные пары подвергаются значительным статическим и динамическим нагрузкам. Наличие на поверхности катания колёс дефектов в виде ползунов, наваров, выщербин неравномерного проката усиливает действие динамических нагрузок на колёсах, что в свою очередь ведёт к образованию трещин в дисках колёс, которые необходимо своевременно  выявить и изъять из эксплуатации.

Трещины колес

  Необходимо внимательно осмотреть обод и диск колеса с обеих сторон, обстучать поверхность катания молотком при отжатых колодках.
  Особое внимание следует обращать на при ободную сторону диска с внутренней стороны колеса, особенно у колес с толщиной обода менее 35 мм.
  Возникновение трещин и их развитие на колесах связано с полнотой обода колеса, при величине обода более 40 мм трещины возникают с наружной стороны при, толщине менее 40 мм с внутренней стороны обода.
  Развитие трещин более вероятно с наружной стороны, и происходит  переходом с вертикальной на горизонтальную поверхность. У твердосплавных колес чаще возникают термические трещины, которые в дальнейшем приводят к их развитию в ободе колеса.
При выявлении признаков неравномерного проката: отсутствие контрольного шплинта крепления валика подвески или разработанное отверстие на скобе крепления данного шплинта, отсутствие валика подвески, колодочного клина и колодки, гайки триангеля, блестящие пружины рессорного комплекта и др необходимо внимательно осмотреть в этой зоне обод и диск колеса с обеих сторон, обстучать обод контрольным молотком.
  При наличии трещин звук глухой, дребезжащий, быстро затухающий, нет четкой отдачи молотка, молоток, как бы «прилипает» к колесу, при отсутствии трещин молоток легко и часто подпрыгивает, звук звонкий и чистый. Особенно внимательно следует осматривать поверхность диска колеса на наличие кольцевых полос, которые остаются после проката при изготовлении колеса. Обычно они закрашены краской, но постепенно, в процессе эксплуатации, краска отслаивается, вспучивается, и в этих местах могут появляться трещины.
  Выщербины в большинстве случаев образуются из-за наличия ползунов, неравномерный прокат — из-за неправильной регулировки рычажной передачи.
  Причинами появления таких неисправностей колесных пар являются нарушения требований эксплуатации тормозного оборудования.
  Наибольший выход из строя колес наблюдается в зимний период, когда резкие перепады температур влияют на жесткость пути. Повышение температуры наружного воздуха приводит к оттаиванию пути, что, в свою очередь, усиливает боковые удары о диск колеса и является причиной образования выщербин на поверхности катания
Трещины в колесе могут возникать в:
- средней части диска -1;
- ступице колеса -2;
- приободной зоне – 3;
- на гребне колеса – 4,
- на поверхности катания - 5
Причина возникновения – нарушение сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления колес
Термические трещины возникают вседствие значительного нагрева обода колеса от воздействия тормозной колодки.
Причина возникновения – нарушение сплошности металла в виде параллельных наклонных трещин термоусталостного происхождения по периметру поверхности катания колеса.
Продольные трещины, расслоения и неметаллические включения.
Причина возникновения – нарушение сплошности металла из- за несоблюдения технологии изготовления колес

Трещины и дефекты осей

  Наиболее опасными в эксплуатации являются поперечные трещины.
  Такие трещины возникают на шейке оси (1) на галтели шейки оси (2), на цилиндрической поверхности пред подступичной части оси (3), на средней части оси (4).
  Причина возникновения- нарушение сплошности металла из-за накопления циклической усталости, и несоблюдения технологии изготовления осей 
Поперечные и наклонные трещины на средней части оси.
 Причина возникновения- нарушение  сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления осей
 Протертость на средней части оси - круговой  неравномерный  по  профилю оси износ, характеризующийся местным   углублением на средней части оси.
 Выявляется при визуальном контроле и замерах.
 Признаками трещин в осях и колесах являются образование над трещиной валика из пыли и ржавчины, вздутие краски, а в зимнее время — инея с высотой иголок большей, чем в соседних местах. Скопление пыли следует проверить металлическим щупом. Притяжение пыли к щупу указывает на наличие в ней металла и, следовательно, трещину. Если пыль к щупу не притягивается, проверяемое место следует осмотреть с использованием лупы. Слой вздувшейся краски следует вскрыть и осмотреть подозрительное место с использованием магнитного щупа и лупы.

Трещины литых деталей тележек в эксплуатации

  Тележки вагонов служат для направления вагона по рельсовому пути, распределения и передачи всех нагрузок от кузова на путь, восприятия тяговых и тормозных сил, обеспечения движения вагона с минимальным сопротивлением и необходимой плавностью хода.
  Выявлять неисправности данных деталей необходимо начинать  со встречи поезда «сходу» на расстоянии 5 м от осматриваемых вагонов и анализировать работу рессорного комплекта тележек во время движения, а затем и при стоянке поезда.
 Неравномерное расположение фрикционного клина относительно верхней поверхности надрессорной балки при загрузке вагона свидетельствует о неравномерном распределении нагрузки на тележку. Горизонтальное перемещене фрикционного клина выявляется по ярко выраженным полосам на фрикционной планке.
  Сжатие пружин рессорного комплекта влияет на работу литых деталей тележки. Если пружины сжаты до упора, тележка при прохождении стыковых участков рельсового пути получает повышенные динамические нагрузки (удары). Это увеличивает вероятность образования трещин в элементах, на которые передается нагрузка от кузова вагона.
  При техническом обслуживании тележек модели 18-100, 18-578 и их аналогов производить осмотр боковых рам в видимой зоне, обращая особое внимание на зону А в радиус перехода R55 (наружная криволинейная поверхность буксового проёма боковой раме радиуса R55 перехода от горизонтальной опорной поверхности к вертикально направляющей поверхности и прилегающие боковые поверхности на расстоянии 10мм от фасок радиуса) и видимую часть зоны Б. Ответственность за не выявленные в этих зонах трещины несут осмотрщики вагонов, а за невидимую часть буксового проёма в зоне Б, закрытую прокладкой из износостойкого материала, ответственность несет вагоноремонтное предприятие.
  Причинами возникновения трещин являются:

  • наличие ползунов, наваров, вы щербин на поверхности катания колеса выше допустимых размеров;
  • неправильная работа тормозного оборудования, узлов и деталей рычажной передачи вследствие чего происходит замедленный отпуск тормозов с частичным или полным заклиниванием колёсной пары, что приводит к повышенному нагреву обода и диска колеса, что отрицательно отражается на структуре металла, особенно в зимний период;
  • наличие дефектов при литье и изготовлении;
  • перегруз вагона;
  • резкие удары при роспуске с горки и т.д.

  Вагон нужно осматривать как можно ближе, находясь к деталям и узлам вагона. Помогает для выявления трещин в трудно выявляемых местах компактный и мощный фонарь даже в дневное время. Луч света направляется под углом 30-45 градусов.
  При наличии дефектов на поверхности катания колес, повышенных динамических нагрузках необходимо производить более тщательный осмотр и производить зачистку детали. Чем больше признаков динамических нагрузок, тем больше вероятность возникновения трещин. Изломавшиеся пружины рессорного комплекта, изношенные фрикционные клинья, ослабление и срез заклёпок фрикционных планок, выбитые пружины рессорного комплекта, наличии блестящей полосы, следов удара на упорных поверхностях буксовых проемов, смыкание витков пружин рессорного комплекта, сдвиг поясов котла цистерны и т.д. должны являться сигналом к необходимости зачистки внутреннего радиуса R- 55 литой боковой рамы вагона.

Места наибольшей вероятности образования трещин в боковых рамах

Чаще всего трещины в боковых рамах тележек образуются:
  1. В буксовых проемах - вследствие неравномерного прилегания направляющих к корпусу буксы и наличия пороков, раковин в металле.
  2. В буксовых проемах - на радиусе 55 мм, а также в местах по направлению к отверстию, находящемуся над буксовым проемом, если имеются раковины, вырубки, при наличии сварки.
  3. На внутреннем поясе от боковой стенки смотрового окна к технологическому отверстию под буксовым проемом.
  4. В вертикальном поясе боковины.
  5. В верхнем поясе над технологическим проемом при наличии раковин, брака в литье, в местах уменьшения толщины боковой стенки смотрового окна.

Места наибольшей вероятности образования трещин в надрессорных балках

  Замечание: 1. При осмотре надрессорных балок особое внимание необходимо обращать на надрессорные балки со сроком службы 20 и более лет. 2. Трещины 1-4 выявляются при их дальнейшем развитии и выходе в видимую для осмотрщиков вагонов зону.
  Места наибольшей вероятности возникновения трещин в надрессорных балках показаны на рисунке:
  1. Трещина на наклонной опорной поверхности.
  2. Трещины в буртах, ограничивающих перемещения фрикционного клина.
  3. Откол наружного и внутреннего буртов подпятника
  4.Поперечные и продольные трещины в верхних, нижних и вертикальных поясах надрессорных брусьев.
  5. Трещина на опорной поверхности подпятникового места.
  6. Трещина или излом скользуна.
  Признаками наличия трещин являются: скопление валика пыли летом (в трещину забивается пыль, к которой прилипают следующие слои), скопление инея зимой.
  Разрушение боковых рам тележек чаще всего происходит в зимнее время в холодном климате (повышается хрупкость металла, увеличиваются динамические нагрузки вследствие повышения жесткости пути и увеличения стыковых зазоров рельс).

Мы в соц. сетях

Популярные статьи

Индекс цитирования. Яндекс.Метрика