1. Шаблон абсолютный (черт. Т 447.05.000 СБ)
Одним из наиболее применяемых шаблонов является абсолютный. Им измеряется:
- равномерный и неравномерный прокат
- глубина кольцевых выработок, ползуна (выбоины), навара
- толщина гребня
Целое число определяется по количеству полных делений на шкале вертикального движка до крайнего нижнего штриха нониуса.
Для определения десятичного числа необходимо найти штрих нониуса, который совпал с любым делением вертикального движка, а затем пересчитать деления на нониусе, оказавшиеся внизу.
Для определения десятичного числа необходимо найти штрих нониуса, который совпал с любым делением вертикального движка, а затем пересчитать деления на нониусе, оказавшиеся внизу.
Способ измерения нониусом
Вертикальным движком нониуса измеряется:
- равномерный и неравномерный прокат
- глубина кольцевых выработок, ползуна (выбоины), навара
Для измерения:
- Установите абсолютный шаблон на поверхность катания обода колеса.
- Уложите горизонтальную опору шаблона на вершину гребня.
- Прижмите вертикальную опору к внутренней грани колеса.
- Опустите движок до упора.
- Считайте показания.
1.1.1 Измерение равномерного и неравномерного проката
Измерение необходимо производить на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса. Для этого:
- Передвигая нониус, совместите его вертикальную риску с риской на основании шаблона.
- Выполните измерение.
Измерение равномерного проката производится в нескольких местах (не менее 3), равномерно расположенных по кругу катания.
Измерение неравномерного проката производится в месте повышенного видимого износа колеса, а также на расстоянии до 500 ± 50 мм в обе стороны от него.
Величина дефекта определяется как разность результатов этих измерений (из большего значения числа вычитается меньшее).
Пример-1-я точка – 4 мм2-я точка – 1 мм3-я точка – 2 мм4 мм – 1 мм = 3 мм
Запрещается эксплуатация колесных пар, имеющих:
1.1.2 Измерение глубины кольцевых выработок
Для измерения:
- Установите шаблон в месте дефекта.
- Передвиньте нониус и опустите вертикальный движок в месте наибольшей видимой глубины выработки.
- Считайте показания.
- Передвиньте нониус и опустите движок рядом с дефектом.
- Считайте показания.
Разность показаний определит глубину выработки.
Измерения производятся в местах наличия дефекта не менее 3 раз. За действительную величину принимается максимальное значение.
Запрещается
эксплуатировать колесные пары с кольцевыми выработками на поверхности катания:
- на уклоне 1/20 (у основания гребня) – более 1 мм (h1)
- на уклоне 1/7 – более 2 мм (h2)
- шириной более 15 мм (b)
При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, нормы их браковки такие же, как для расположенных у гребня.
1.1.3 Измерение ползуна (выбоины) и навара
Для измерения:
Сначала
- Установите шаблон в месте расположения дефекта.
- Передвиньте нониус и опустите движок в самое глубокое место дефекта (или высокое – для навара).
- Считайте показания.
Затем
- Передвиньте нониус и опустите движок рядом с дефектом.
- Считайте показания.
Разность показаний равна глубине дефекта.
Запрещается:
Ползун на поверхности катания колес
у всех вагонов более 1 мм.
- При обнаружении ползуна глубиной более 1 мм для грузового вагона или глубиной 1 мм, но не более 2 мм – для пассажирского, разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда до ближайшего ПТО для смены колесных пар со скоростью не более:
• пассажирский – 100 км/ч
• грузовой – 70 км/ч - При ползуне от 2 до 6 мм у всех вагонов – 15 км/ч (до ближайшей станции)
- При ползуне от 6 до 12 мм у всех вагонов – 10 км/ч (до ближайшей станции)
- При ползуне более 12 мм разрешается следование до ближайшей станции со скоростью 10 км/ч, при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза).
Навар:
- у пассажирских вагонов – более 0,5 мм
- у грузовых вагонов – более 1 мм
При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными парами, имеющими навар более указанных размеров, порядок следования такой же, как при обнаружении ползуна.
1.2 Измерение толщины гребня
Измерение выполняется двумя способами:
- браковочным вырезом (его глубина 18 мм и ширина 25 мм)
- горизонтальным движком
1.2.1 Измерение браковочным вырезом
Если при визуальном осмотре выявлен гребень с большим износом, то в первую очередь его логично проверить браковочным вырезом.
Для этого наденьте вырез на гребень.
Если между вершиной гребня и горизонтальной гранью выреза имеется зазор, то толщина гребня на расстоянии 18 мм от вершины более 25 мм, колесная пара может эксплуатироваться без дополнительных измерений.
Если зазор отсутствует, то толщина гребня – менее 25 мм, и необходимо измерить ее более точным способом (горизонтальным движком).
Для точного измерения толщины гребня:
- Установите шаблон таким же образом, как и при измерении вертикальным движком нониуса.
- Переместите движок до соприкосновения с поверхностью гребня.
- Считайте показания.
Измерения выполняется в 3 местах по длине окружности колеса.За действующую величину толщины гребня принимается минимальное значение.
Запрещается эксплуатировать колесные пары с толщиной гребня:
- у пассажирских вагонов – более 33 и менее 25 мм
- у грузовых вагонов – более 33 и менее 24 мм
2. Шаблон ВПГ (черт. Т 447.08.000 СБ)
Новое колесо в месте перехода от поверхности катания к рабочей грани гребня первоначально имеет радиус (R) 15 мм.
Во время эксплуатации происходит износ гребня колеса, который меняет радиус перехода. Из-за этого возникает вертикальный подрез гребня. Он может привести к сходу вагонов при противошерстном движении по стрелочному переводу.
1 – упор 2 – движок 3 – винт крепления движка 4 – браковочная грань |
Для проверки данной неисправности применяется шаблон для измерения вертикального подреза гребня (ВПГ).
Способ измерения
Для контроля вертикального подреза:
- Установите шаблон движком на поверхность катания, прижав упором на вертикальной части к внутренней грани обода колеса.
- Ослабьте крепление движка.
- Подведите движок по поверхности катания к рабочей грани гребня до упора в переходную часть.
Если шаблон браковочной гранью движка соприкасается с поверхностью гребня полностью или хотя бы до риски с отметкой 18, такую колесную пару нужно браковать.
Если между гребнем и браковочной гранью движка шаблона у отметки 18 имеется зазор, колесную пару не бракуют.
Измерение вертикального подреза гребня производится в нескольких местах (не менее 3), равномерно расположенных по кругу катания.
3. Толщиномер для измерения толщины обода колеса (черт. Т 447.07.000 СБ)
В ОАО «РЖД» запрещается эксплуатировать колесные пары, толщина обода колеса которых по кругу катания:
- у грузовых вагонов – менее 22 мм
- у пассажирских вагонов с максимально допустимой скоростью:
• до 120 км/ч – менее 30 мм
• от 121 до 140 км/ч – менее 35 мм
• от 141 до 200 км/ч – менее 40 мм
Контроль выполняется на расстоянии 70 мм от внутренней грани обода колеса.
1 – линейка 2 – шкала линейки 3 – упор 4 – лапка 5 – движок 6 – шкала движка 7 – винт крепления движка 8 – ножка движка 9 – винт крепления ножки движка |
Для контроля данного параметра предназначен толщиномер для измерения толщины обода колеса.
Способ измерения
- Если риска на ножке движка не совмещена с отмеченным на нем делением 70 мм, то перед измерением совместите их.
- Зацепив лапкой под кромку обода, прижмите упор линейки к внутренней грани обода колеса.
- Ослабьте винт крепления движка и подведите ножку движка к поверхности катания колеса.
- Закрепите движок винтом.
- Считайте показания по шкале линейки против риски движка.
Контроль выполняется в 3 местах, равномерно расположенных по кругу катания. За толщину обода принимается наименьшее значение измеренного параметра.
При наличии на колесе ползуна или выщербины, толщина обода контролируется в месте расположения дефекта.
Толщиномером можно измерить и глубину ползунов, выщербин, а также высоту наваров. Их размер соответствует разнице снятых показаний в месте дефекта и в месте, где его нет (снятых на одном и том же расстоянии от внутренней грани обода колеса).
4. Приспособление для установления зоны браковки остроконечного наката гребня Т 1436.000
Для колесных пар браковочным является остроконечный накат любой величины, находящийся в рабочей части гребня колеса в зоне 2 мм (а) от вершины гребня и 13 мм (б) от поверхности катания.
Он определяется приспособлением для установления зоны браковки остроконечного наката гребня Т 1436.000.
Острая кромка на вершине гребня, вне зоны рабочей грани, чаще всего не является эксплуатационным дефектом. Она классифицируется как наплыв и не подлежит браковке.
Определение остроконечного наката гребня колеса
Для определения зоны браковки остроконечного наката:
- Установите приспособление с пазом на вершину гребня, прижав опору на вертикальном основании к внутренней грани обода колеса.
- Переместите движок с верхним упором до касания им гребня (предварительно ослабив стопорный винт).
- Закрепите стопорный винт.
- Опустите планку с нижним упором до поверхности катания и сместите нижний упор к гребню.
1 - опора 2 - паз для определения наплыва 3 - движок с верхним упором 4 - стопорный винт движка 5 - нижний упор 6 - стопорный винт нижнего упора 7 - планка 8 - стопорный винт планки |
На рабочей грани гребня, которая находится в зоне между упорами, не должно быть остроконечного наката.
5. Кронциркуль
Для контроля параметров дефектов обода колеса, таких как:
- местное уширение
- откол наружной боковой поверхности
- ширина обода колеса
Способ измерения:
- Разведите концы кронциркуля.
- Приставьте и сведите их в месте измерения.
- Не разводя концы, перенесите кронциркуль к шкале металлической линейки.
- Считайте показания.
Контроль выполняется:
2. Откола наружной боковой поверхности – не менее 3 раз, а за действительную величину принимают минимальное значение.
Запрещается эксплуатировать колесные пары с:
- Местным уширением обода колеса более 5 мм.
- Отколом наружной грани обода колеса:
• глубиной (по радиусу колеса) – более 10 мм
• либо шириной оставшейся части обода – менее 120 мм
• либо наличием трещин в поврежденном месте, распространяющихся вглубь металла - Шириной обода колеса менее 126 мм.