В эксплуатации колесные пары применяют:
- под грузовыми вагонами – РУ1Ш-957-Г, РВ2Ш-957-Г и РУ1-957-Г
- под пассажирскими РУ1Ш-957-П, РВ1Ш-957-П, РВ3Ш-957-П и РУ1-957-П
- буква «Г» - установлен буксовый узел грузового вагона
- буква «П» - установлен буксовый узел пассажирского вагона
1.1 Ось
Колесные пары с осями, предназначенными для эксплуатации с роликовыми подшипниками, различают между собой конструкцией торцового крепления внутренних колец роликовых подшипников на шейке:- с нарезной частью для навинчивания корончатой гайки (ось РУ1)
- при помощи приставной шайбы, для чего на торцах делают отверстия с нарезкой для болтов крепления (ось РУ1Ш)
1.2 Цельнокатаное колесо
Колеса, применяемые для эксплуатации под вагонами, изготавливаются по ГОСТ 10791-2011 из стали марок 2 или Т, и имеют форму диска двух видов:
Рассмотрим дефекты колесных пар и допускаемые размеры дефектов в эксплуатации2.1 Равномерный прокат колес
Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.000 на расстоянии 70 мм от внутренней боковой поверхности ободаДопуски:
- у грузовых вагонов – не более 9 мм
- у пассажирских вагонов
с редукторно-карданным приводом – не более 4 мм
местного значения – не более 8 мм
дальнего следования и остальные – не более 7 мм
2.2 Неравномерный прокат колес на участке поверхности катания 500 мм (по длине окружности)
Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.000 в сечении с видимым максимальным износом, с дополнительными измерениями рядом с этим сечением с каждой стороны на расстоянии до 500 мм ± 50 ммДопуски:
- у грузовых и пассажирских вагонов – не более 2 мм
- у колесных пар с приводом генераторов всех типов (кроме плоскоременных) –не более 1 мм
2.3 Толщина гребня колеса при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня
Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.000у грузовых вагонов:
- не более 33 мм
- не менее 24 мм
- не более 33 мм
- не менее 25 мм
2.4 Вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм
Измеряется абсолютным шаблоном ВПГ Т447.08.000- Неисправностью является отсутствие зазора между гребнем и браковочной гранью движка шаблона.
- Измерение выполняется в нескольких местах (не менее трех), равномерно расположенных по кругу катания.
2.5 Ползуны (выбоины)
Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.000 в самом глубоком местеДопуски:
3. у всех вагонов от 6 до 12 мм – 10 км/ч (до ближайшей станции)
4. При ползуне более 12 мм разрешается следование до ближайшей станции со скоростью 10 км/ч, при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза).
2.7 Сдвиг или ослабление ступицы колеса на оси
у всех вагонов
Допуски:
у грузовых вагонов - не менее 22 мм
у пассажирских вагонов с максимально допустимой скоростью
- у всех вагонов - не более 1 мм
Ограничение скорости движения поезда в зависимости от типа вагона и глубины дефекта:
1. При обнаружении ползуна глубиной более 1 мм для грузового вагона или глубиной 1 мм, но не более 2 мм – для пассажирского, разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда до ближайшего ПТО для смены колесных пар со скоростью не более:- пассажирский – 100 км/ч
- грузовой – не более 70 км/ч
3. у всех вагонов от 6 до 12 мм – 10 км/ч (до ближайшей станции)
4. При ползуне более 12 мм разрешается следование до ближайшей станции со скоростью 10 км/ч, при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза).
2.6 Протертость средней части оси
Допуски:- у всех вагонов - глубиной не более 2,5 мм (5 мм по диаметру)
2.7 Сдвиг или ослабление ступицы колеса на оси
Допуски:Сдвиг – механическое повреждение, характеризующееся смещением колеса вдоль оси.
- у всех вагонов – не допускается при отсутствии зазора
2.8 Выщербины
- у всех вагонов – не допускается при отсутствии зазора
длинна
- у грузовых вагонов – не более 50 мм
- у пассажирских вагонов – не более 25 мм
- от 25 до 40 мм – разрешается дальнейшее следование вагона с установленной скоростью до ближайшего пункта, имеющего средства для смены колесных пар
- от 40 до 80 мм – разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда со скоростью не более 100 км/ч до ближайшего пункта, имеющего средства для смены колесных пар
- более 80 мм – разрешается следование поезда со скоростью не более 15 км/ч до ближайшей станции, где колесная пара должна быть заменена или вагон отцеплен
- Выщербины на колесных парах пассажирских вагонов при скоростях движения 140 км/ч и выше не допускаются.
- Выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины.
- Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой.
- Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускаются.
2.9 Кольцевые выработки
Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.0002.10 Местное увеличение ширины обода цельнокатаного колеса (раздавливание)
Допуски:- у всех вагонов – не допускается при отсутствии зазора
2.11 Откол наружной грани обода (по радиусу колеса)
Допуски:у всех вагонов
- глубиной не более 10 мм
- ширина оставшейся части обода в месте откола не менее 120 мм
Примечание:
Запрещается наличие в поврежденном месте независимо от размеров откола трещины, распространяющейся в глубь металла.
2.12 Остроконечный накат
Измеряется приспособлением Т 1436.00Допуски:
- у всех вагонов – не допускается
2.13 Толщина обода колеса
Допуски:у грузовых вагонов - не менее 22 мм
у пассажирских вагонов с максимально допустимой скоростью
- до 120 км/ч – не менее 30 мм
- от 121 до 140 км/ч – не менее 35 мм
- от 141 до 200 км/ч – не менее 40 мм
2.14 Трещины в любой части колеса
3. Выявление неисправностей колесных пар
Основные методы выявления неисправностей колесных пар грузовых вагонов:- осмотр поезда «сходу»
- осмотр вагонов во время стоянки поезда в парках