7ee545c0df9b9464 Конструкция вагонов: колёсные пары и их неисправности ~ Вагонник.РФ

среда, 8 июня 2022 г.

Конструкция вагонов: колёсные пары и их неисправности

1. Конструкция


В эксплуатации колесные пары применяют:

  • под грузовыми вагонами – РУ1Ш-957-Г, РВ2Ш-957-Г и РУ1-957-Г
  • под пассажирскими РУ1Ш-957-П, РВ1Ш-957-П, РВ3Ш-957-П и РУ1-957-П
Примечание:
  • буква «Г» - установлен буксовый узел грузового вагона
  • буква «П» - установлен буксовый узел пассажирского вагона
Если отсутствуют в обозначении буквы «Г» и «П», то колесная пара без буксового узла.

1.1 Ось

Колесные пары с осями, предназначенными для эксплуатации с роликовыми подшипниками, различают между собой конструкцией торцового крепления внутренних колец роликовых подшипников на шейке:
 
  • с нарезной частью для навинчивания корончатой гайки (ось РУ1)
  • при помощи приставной шайбы, для чего на торцах делают отверстия с нарезкой для болтов крепления (ось РУ1Ш)


Основные параметры колесных пар, сформированных из новых элементов (новые оси, новые колеса)

1.2 Цельнокатаное колесо

Колеса, применяемые для эксплуатации под вагонами, изготавливаются по ГОСТ 10791-2011 из стали марок 2 или Т, и имеют форму диска двух видов:

2. Неисправности, допуски и ограничения

Рассмотрим дефекты колесных пар и допускаемые размеры дефектов в эксплуатации

2.1 Равномерный прокат колес

Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.000 на расстоянии 70 мм от внутренней боковой поверхности обода

Допуски:
  1. у грузовых вагонов – не более 9 мм
  2. у пассажирских вагонов
    с редукторно-карданным приводом – не более 4 мм
    местного значения – не более 8 мм
    дальнего следования и остальные – не более 7 мм

2.2 Неравномерный прокат колес на участке поверхности катания 500 мм (по длине окружности)

Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.000 в сечении с видимым максимальным износом, с дополнительными измерениями рядом с этим сечением с каждой стороны на расстоянии до 500 мм ± 50 мм

Допуски:
  • у грузовых и пассажирских вагонов – не более 2 мм
  • у колесных пар с приводом генераторов всех типов (кроме плоскоременных) –не более 1 мм

2.3 Толщина гребня колеса при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня

Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.000
Допуски: 
у грузовых вагонов:
  • не более 33 мм
  • не менее 24 мм
у пассажирских вагонов:
  • не более 33 мм
  • не менее 25 мм

2.4 Вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм

Измеряется абсолютным шаблоном ВПГ Т447.08.000
  • Неисправностью является отсутствие зазора между гребнем и браковочной гранью движка шаблона.
  • Измерение выполняется в нескольких местах (не менее трех), равномерно расположенных по кругу катания.

Допуски:
  • у всех вагонов – не допускается при отсутствии зазора

2.5 Ползуны (выбоины)

Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.000 в самом глубоком месте
Допуски:
  • у всех вагонов - не более 1 мм

Ограничение скорости движения поезда в зависимости от типа вагона и глубины дефекта:

1. При обнаружении ползуна глубиной более 1 мм для грузового вагона или глубиной 1 мм, но не более 2 мм – для пассажирского, разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда до ближайшего ПТО для смены колесных пар со скоростью не более:
  • пассажирский – 100 км/ч
  • грузовой – не более 70 км/ч
2. у всех вагонов от 2 до 6 мм – 15 км/ч (до ближайшей станции)
3. у всех вагонов от 6 до 12 мм – 10 км/ч (до ближайшей станции)
4. При ползуне более 12 мм разрешается следование до ближайшей станции со скоростью 10 км/ч, при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза).

2.6 Протертость средней части оси

Допуски:
  • у всех вагонов - глубиной не более 2,5 мм (5 мм по диаметру)

2.7 Сдвиг или ослабление ступицы колеса на оси


Сдвиг – механическое повреждение, характеризующееся смещением колеса вдоль оси.
Допуски:
  • у всех вагонов – не допускается при отсутствии зазора

2.8 Выщербины

Допуски:
глубина
  • у всех вагонов – не допускается при отсутствии зазора
длинна
  • у грузовых вагонов – не более 50 мм
  • у пассажирских вагонов – не более 25 мм
Ограничение скорости движения пассажирских поездов в зависимости от длины дефекта:
  • от 25 до 40 мм – разрешается дальнейшее следование вагона с установленной скоростью до ближайшего пункта, имеющего средства для смены колесных пар
  • от 40 до 80 мм – разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда со скоростью не более 100 км/ч до ближайшего пункта, имеющего средства для смены колесных пар
  • более 80 мм – разрешается следование поезда со скоростью не более 15 км/ч до ближайшей станции, где колесная пара должна быть заменена или вагон отцеплен
  • Выщербины на колесных парах пассажирских вагонов при скоростях движения 140 км/ч и выше не допускаются.
  • Выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины.
  • Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой.
  • Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускаются.

2.9 Кольцевые выработки

Измеряется абсолютным шаблоном Т447.05.000

2.10 Местное увеличение ширины обода цельнокатаного колеса (раздавливание)

Допуски:
  • у всех вагонов – не допускается при отсутствии зазора

2.11 Откол наружной грани обода (по радиусу колеса)

Допуски:
у всех вагонов
  • глубиной не более 10 мм
  • ширина оставшейся части обода в месте откола не менее 120 мм
Примечание:
Запрещается наличие в поврежденном месте независимо от размеров откола трещины, распространяющейся в глубь металла.

2.12 Остроконечный накат

Измеряется приспособлением Т 1436.00
Допуски:
  • у всех вагонов – не допускается
Для колесных пар грузовых вагонов браковочным является остроконечный накат, находящийся в рабочей части гребня колеса в зоне 2 мм от вершины гребня и 13 мм от поверхности катания, который определяется приспособлением для установления зоны браковки остроконечного наката гребня Т 1436.000.

2.13 Толщина обода колеса

Допуски:

у грузовых вагонов - не менее 22 мм
у пассажирских вагонов с максимально допустимой скоростью
  • до 120 км/ч – не менее 30 мм
  • от 121 до 140 км/ч – не менее 35 мм
  • от 141 до 200 км/ч – не менее 40 мм

2.14 Трещины в любой части колеса

Допуски:
  • у всех вагоновне допускается

3. Выявление неисправностей колесных пар

Основные методы выявления неисправностей колесных пар грузовых вагонов:
  • осмотр поезда «сходу»
  • осмотр вагонов во время стоянки поезда в парках

Неисправности колесных пар, выявляемые при встрече поезда «сходу»:

Неисправности колесных пар, выявляемые при стоянке поезда:


Популярные статьи

Индекс цитирования. Яндекс.Метрика