7ee545c0df9b9464 Инструмент и средства измерения для осмотра колёсных пар ~ Вагонник.РФ

четверг, 13 октября 2022 г.

Инструмент и средства измерения для осмотра колёсных пар

 1. Шаблон абсолютный (черт. Т 447.05.000 СБ)

Одним из наиболее применяемых шаблонов является абсолютный. Им измеряется:

  • равномерный и неравномерный прокат
  • глубина кольцевых выработок, ползуна (выбоины), навара
  • толщина гребня
1 – горизонтальная опора 2 – вертикальная опора 3 – вертикальный движок нониуса 4 – нониус 5 – шкала нониуса 6 – шкала вертикального движка нониуса 7 – шкала для горизонтального движка 8 – горизонтальный движок 9 – браковочный вырез

1.1 Измерение проката колеса, глубина кольцевых выработок, ползуна (выбоины), навара

Все параметры, измеренные при помощи нониуса и вертикального движка, можно определить до десятичного значения.
Целое число определяется по количеству полных делений на шкале вертикального движка до крайнего нижнего штриха нониуса.
Для определения десятичного числа необходимо найти штрих нониуса, который совпал с любым делением вертикального движка, а затем пересчитать деления на нониусе, оказавшиеся внизу.

Способ измерения нониусом


Вертикальным движком нониуса измеряется:
  • равномерный и неравномерный прокат
  • глубина кольцевых выработок, ползуна (выбоины), навара
Для измерения:
  1. Установите абсолютный шаблон на поверхность катания обода колеса.
  2. Уложите горизонтальную опору шаблона на вершину гребня.
  3. Прижмите вертикальную опору к внутренней грани колеса.
  4. Опустите движок до упора.
  5. Считайте показания.

1.1.1 Измерение равномерного и неравномерного проката

Измерение необходимо производить на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса. Для этого:
  1. Передвигая нониус, совместите его вертикальную риску с риской на основании шаблона.
  2. Выполните измерение.
Измерение равномерного проката производится в нескольких местах (не менее 3), равномерно расположенных по кругу катания.
Измерение неравномерного проката производится в месте повышенного видимого износа колеса, а также на расстоянии до 500 ± 50 мм в обе стороны от него.

Величина дефекта определяется как разность результатов этих измерений (из большего значения числа вычитается меньшее).

Пример-
1-я точка – 4 мм
2-я точка – 1 мм
3-я точка – 2 мм
4 мм – 1 мм = 3 мм
Запрещается эксплуатация колесных пар, имеющих:

1.1.2 Измерение глубины кольцевых выработок

Для измерения:
  1. Установите шаблон в месте дефекта.
  2. Передвиньте нониус и опустите вертикальный движок в месте наибольшей видимой глубины выработки.
  3. Считайте показания.
  4. Передвиньте нониус и опустите движок рядом с дефектом.
  5. Считайте показания.
Разность показаний определит глубину выработки.
Измерения производятся в местах наличия дефекта не менее 3 раз. За действительную величину принимается максимальное значение.
Запрещается
эксплуатировать колесные пары с кольцевыми выработками на поверхности катания:
  • на уклоне 1/20 (у основания гребня) – более 1 мм (h1)
  • на уклоне 1/7 – более 2 мм (h2) 
  • шириной более 15 мм (b)
При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, нормы их браковки такие же, как для расположенных у гребня.

1.1.3 Измерение ползуна (выбоины) и навара

Для измерения:

Сначала
  1. Установите шаблон в месте расположения дефекта.
  2. Передвиньте нониус и опустите движок в самое глубокое место дефекта (или высокое – для навара).
  3. Считайте показания.
Затем
  1. Передвиньте нониус и опустите движок рядом с дефектом.
  2. Считайте показания.
Разность показаний равна глубине дефекта.

Запрещается:

Ползун на поверхности катания колес

у всех вагонов более 1 мм.
  1. При обнаружении ползуна глубиной более 1 мм для грузового вагона или глубиной 1 мм, но не более 2 мм – для пассажирского, разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда до ближайшего ПТО для смены колесных пар со скоростью не более:
    • пассажирский – 100 км/ч
    • грузовой – 70 км/ч
  2. При ползуне от 2 до 6 мм у всех вагонов – 15 км/ч (до ближайшей станции)
  3. При ползуне от 6 до 12 мм у всех вагонов – 10 км/ч (до ближайшей станции)
  4. При ползуне более 12 мм разрешается следование до ближайшей станции со скоростью 10 км/ч, при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза).
Навар:
  • у пассажирских вагонов – более 0,5 мм
  • у грузовых вагонов – более 1 мм
При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными парами, имеющими навар более указанных размеров, порядок следования такой же, как при обнаружении ползуна.

1.2 Измерение толщины гребня

Измерение выполняется двумя способами:
  • браковочным вырезом (его глубина 18 мм и ширина 25 мм)
  • горизонтальным движком

1.2.1 Измерение браковочным вырезом

Если при визуальном осмотре выявлен гребень с большим износом, то в первую очередь его логично проверить браковочным вырезом.

Для этого наденьте вырез на гребень.

Если между вершиной гребня и горизонтальной гранью выреза имеется зазор, то толщина гребня на расстоянии 18 мм от вершины более 25 мм, колесная пара может эксплуатироваться без дополнительных измерений.

Если зазор отсутствует, то толщина гребня – менее 25 мм, и необходимо измерить ее более точным способом (горизонтальным движком).

1.2.2 Точное измерение толщины гребня


Для точного измерения толщины гребня:
  1. Установите шаблон таким же образом, как и при измерении вертикальным движком нониуса.
  2. Переместите движок до соприкосновения с поверхностью гребня.
  3. Считайте показания.
Измерения выполняется в 3 местах по длине окружности колеса.
За действующую величину толщины гребня принимается минимальное значение.
Запрещается эксплуатировать колесные пары с толщиной гребня: 
  • у пассажирских вагонов – более 33 и менее 25 мм
  • у грузовых вагонов – более 33 и менее 24 мм

2. Шаблон ВПГ (черт. Т 447.08.000 СБ)

   Новое колесо в месте перехода от поверхности катания к рабочей грани гребня первоначально имеет радиус (R) 15 мм.
   Во время эксплуатации происходит износ гребня колеса, который меняет радиус перехода. Из-за этого возникает вертикальный подрез гребня. Он может привести к сходу вагонов при противошерстном движении по стрелочному переводу.
1 – упор 2 – движок 3 – винт крепления движка 4 – браковочная грань


Для проверки данной неисправности применяется шаблон для измерения вертикального подреза гребня (ВПГ).

Способ измерения

Для контроля вертикального подреза:
  1. Установите шаблон движком на поверхность катания, прижав упором на вертикальной части к внутренней грани обода колеса.
  2. Ослабьте крепление движка.
  3. Подведите движок по поверхности катания к рабочей грани гребня до упора в переходную часть.
Если шаблон браковочной гранью движка соприкасается с поверхностью гребня полностью или хотя бы до риски с отметкой 18, такую колесную пару нужно браковать.

Если между гребнем и браковочной гранью движка шаблона у отметки 18 имеется зазор, колесную пару не бракуют.
Измерение вертикального подреза гребня производится в нескольких местах (не менее 3), равномерно расположенных по кругу катания.

3. Толщиномер для измерения толщины обода колеса (черт. Т 447.07.000 СБ)

В ОАО «РЖД» запрещается эксплуатировать колесные пары, толщина обода колеса которых по кругу катания:
  • у грузовых вагонов – менее 22 мм
  • у пассажирских вагонов с максимально допустимой скоростью:
    • до 120 км/ч – менее 30 мм
    • от 121 до 140 км/ч – менее 35 мм
    • от 141 до 200 км/ч – менее 40 мм
Контроль выполняется на расстоянии 70 мм от внутренней грани обода колеса.
1 – линейка 2 – шкала линейки 3 – упор 4 – лапка 5 – движок 6 – шкала движка 7 – винт крепления движка 8 – ножка движка 9 – винт крепления ножки движка

Для контроля данного параметра предназначен толщиномер для измерения толщины обода колеса.

Способ измерения

  1. Если риска на ножке движка не совмещена с отмеченным на нем делением 70 мм, то перед измерением совместите их.
  2. Зацепив лапкой под кромку обода, прижмите упор линейки к внутренней грани обода колеса.
  3. Ослабьте винт крепления движка и подведите ножку движка к поверхности катания колеса.
  4. Закрепите движок винтом.
  5. Считайте показания по шкале линейки против риски движка.
Контроль выполняется в 3 местах, равномерно расположенных по кругу катания. За толщину обода принимается наименьшее значение измеренного параметра.

При наличии на колесе ползуна или выщербины, толщина обода контролируется в месте расположения дефекта.

Толщиномером можно измерить и глубину ползунов, выщербин, а также высоту наваров. Их размер соответствует разнице снятых показаний в месте дефекта и в месте, где его нет (снятых на одном и том же расстоянии от внутренней грани обода колеса).

4. Приспособление для установления зоны браковки остроконечного наката гребня Т 1436.000

Для колесных пар браковочным является остроконечный накат любой величины, находящийся в рабочей части гребня колеса в зоне 2 мм (а) от вершины гребня и 13 мм (б) от поверхности катания.

Он определяется приспособлением для установления зоны браковки остроконечного наката гребня Т 1436.000. 
Острая кромка на вершине гребня, вне зоны рабочей грани, чаще всего не является эксплуатационным дефектом. Она классифицируется как наплыв и не подлежит браковке.
Определение остроконечного наката гребня колеса

Для определения зоны браковки остроконечного наката:
  1. Установите приспособление с пазом на вершину гребня, прижав опору на вертикальном основании к внутренней грани обода колеса.
  2. Переместите движок с верхним упором до касания им гребня (предварительно ослабив стопорный винт).
  3. Закрепите стопорный винт.
  4. Опустите планку с нижним упором до поверхности катания и сместите нижний упор к гребню.
1 - опора 2 - паз для определения наплыва 3 - движок с верхним упором 4 - стопорный винт движка 5 - нижний упор 6 - стопорный винт нижнего упора 7 - планка 8 - стопорный винт планки

На рабочей грани гребня, которая находится в зоне между упорами, не должно быть остроконечного наката.

5. Кронциркуль

Для контроля параметров дефектов обода колеса, таких как:
  • местное уширение
  • откол наружной боковой поверхности
  • ширина обода колеса
применяются кронциркуль и металлическая линейка.

Способ измерения:
  1. Разведите концы кронциркуля.
  2. Приставьте и сведите их в месте измерения.
  3. Не разводя концы, перенесите кронциркуль к шкале металлической линейки.
  4. Считайте показания.
Контроль выполняется:
1. Местного уширения обода колеса – в самой широкой части.

2. Откола наружной боковой поверхности – не менее 3 раз, а за действительную величину принимают минимальное значение.

3. Ширины обода колеса – вне мест расположения маркировки колеса.

Запрещается эксплуатировать колесные пары с:
  1. Местным уширением обода колеса более 5 мм.
  2. Отколом наружной грани обода колеса:
    • глубиной (по радиусу колеса) – более 10 мм
    • либо шириной оставшейся части обода – менее 120 мм
    • либо наличием трещин в поврежденном месте, распространяющихся вглубь металла
  3. Шириной обода колеса менее 126 мм.

Популярные статьи

Индекс цитирования. Яндекс.Метрика