Технический контроль буксовых узлов
Техническое обслуживание буксовых узлов, контроль параметров под вагонами производят в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) № 808- 2017 ПКБ ЦВ.
Контроль буксовых узлов в пути следования грузовых вагонов осуществляется:
- средствами диагностики на ходу поезда;
- работниками вагонных депо и пунктов технического обслуживания, осуществляющих эксплуатационную деятельность.
При встрече состава поезда с ходу выявляют внешние признаки ненормальной работы буксовых узлов: скрежет, пощелкивание, искрение, задымление, появление запаха, движение колесной пары юзом.
При осмотре буксовых узлов во время остановки (стоянки) поезда необходимо контролировать:
- с подшипниками в корпусе буксы:
- сдвиг вдоль оси корпуса буксы или его перекос (см. рис. 5.1,а);
- трещины корпусов букс и крепительных крышек, трещины и деформацию смотровых крышек (например, «вздутая», а также имеющая протертости или пробоины от взаимодействия с элементами торцевого крепления и деталями подшипника) (см. рис.5.1,б);
Рисунок 5.1
- выброс смазки на диск и/или обод колеса; (см. рис. 5.2, а);
Рисунок 5.2
- повышенный нагрев верхней части корпуса буксы (см. рис. 5.2,б).
При подозрении на ненормальную работу подшипников в корпусе буксы производят снятие крышек смотровых.
- с подшипниками кассетного типа под адаптеры:
- смещение (перекос) адаптера относительно наружного кольца подшипника или боковой рамы тележки (см. рис. 5.3, а);
- сдвиг подшипника вдоль шейки оси колесной пары;
- разрушения и/или отколы адаптеров;
![]() | ||
б - Откол колец наружных
|
Рисунок 5.3
- трещины и/или отколы колец наружных (см. рис. 5.3, б);
- обрыв (или ослабление) болтов М20 или М24 торцевого крепления подшипников (см. рис. 5.4, а);
- нарушение целостности уплотнений (см. рис. 5.4, в);
в – нарушение целостности уплотнений |
![]() |
б – выброс смазки на диск |
![]() |
а – обрыв болта торцевого крепления |
Рисунок 5.4
- выброс смазки на диск и/или обод колеса (см. рис. 5.4, б);
- нагрев верхней части адаптера.
Признаками ненормальной работы буксовых узлов, требующих отцепки вагона:
с подшипниками в корпусе буксы:
- сдвиг и/или перекос корпуса буксы;
- разрушение или трещины корпусов букс, крышек смотровых и крепительных;
- выброс смазки на диск и/или обод колеса, вызванный перегревом подшипника;
- нагрев верхней части корпуса буксы (свыше 60°С – с подшипниками роликовыми цилиндрическими и сдвоенными, свыше 70°С – с подшипниками кассетного типа относительно температуры окружающего воздуха), определяемый бесконтактным измерителем температуры.
После снятия крышек смотровых:
- обрыв (или ослабление) болтов М20, болтов М12 планки стопорной или срыв (или ослабление) гайки М110 торцевого крепления подшипников на оси (см. рис. 5.5, а);
- наличие воды в передней части корпуса буксы в свободном состоянии или в виде льда (см. рис. 5.5, б);
б |
Примечание - Браковка не производится:
- При взвешенно-капельном состоянии воды (конденсат, роса) и наличии отдельных крупинок льда.
- По следам коррозии на крышках корпуса буксы, крышках и кожухах уплотнений подшипников кассетного типа.
- выброс смазки с примесью металлических частиц в крышку смотровую или из- под защитной подшипника сдвоенного, а также на кожух уплотнения подшипников кассетного типа.
Примечание - Не является браковочным признаком незначительное выделение смазки в виде равномерно распределенного валика на уплотнении подшипника кассетного типа, внутренней цилиндрической поверхности крышки крепительной, а также в виде отдельных капель, располагающихся в нижней части корпуса буксы (крышки крепительной). При обнаружении указанного выше выделения смазки из уплотнений подшипника в виде валика ее следует удалить чистой ветошью или обтирочным материалом.
с подшипниками кассетного типа под адаптеры:
- заклинивание подшипника;
- разрушение, отколы и трещины адаптеров;
- смещение (перекос) адаптера относительно наружного кольца подшипника или боковой рамы тележки;
- трещины и отколы наружных колец подшипников;
- сдвиг подшипника вдоль шейки оси колесной пары;
- обрыв (или отсутствие) болтов М20 или М24 торцевого крепления подшипников на оси;
- повреждение уплотнений подшипников;
- нагрев подшипника свыше 80°С относительно температуры окружающего воздуха по показаниям средств диагностики на ходу поезда;
- нагрев верхней части адаптера свыше 70°С относительно температуры окружающего воздуха, определяемый бесконтактным измерителем температур;
- выброс смазки на диск и/или обод колеса, вследствие перегрева подшипника, а также выброс смазки с примесью металлических частиц на уплотнения подшипника.
Примечание:
1. При отсутствии перегрева подшипника особое внимание обращается на состояние подшипника и его уплотнений, при наличии дефектов подшипник бракуют.
2. Не является браковочным признаком выделение смазки в виде равномерно распределенного валика на уплотнения подшипника.
Категорически запрещается производить демонтаж крышек крепительных корпусов букс, а также гаек торцевых М110 и болтов М20 или М24 торцевого крепления подшипников на оси.