1. Сигналы тревоги
Сигналы тревоги используются для информирования о возгорании, радиационной опасности, воздушной тревоге и других бедствиях, чтобы каждый работник РЖД, находящийся рядом, их услышал и принял все необходимые меры по ликвидации их причин.
По способу восприятия все сигналы подразделяются на видимые и звуковые.
Сигналы тревоги относятся к звуковым и подаются:
- гудками
- свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава
- сиренами
- духовыми рожками
- воинскими сигнальными трубами
- ударами в подвешенные металлические предметы
Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.
Звуки передаваемых сигналов бывают:
- длинные – часто следующие один за другим удары
- короткие – редкие удары по числу необходимых коротких звуков
Все сигналы тревоги и их значения приведены в таблице:
Если у вас ничего не нашлось под рукой из того, чем бы вы могли подать звуковой сигнал, то сигналы тревоги можно подавать и ручным фонариком или прожектором.
При этом важно понимать: ни один человек сразу не поймет, что подаваемый вами сигнал является одним из сигналов тревоги, поэтому вам нужно подавать данный сигнал несколько раз и достаточно четко.
1.1 Общая тревога
Сигнал используется при выявлении ситуаций, которые могут угрожать движению на станциях, перегонах, переездах или в случае крушения, аварийной остановки, других непредвиденных ситуациях.
Сигнал «Общая тревога» подается группами из одного длинного и трех коротких звуков.
Он подается при:- обнаружении на пути неисправности, угрожающей безопасности движения
- остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь
Этот сигнал при необходимости подает любой работник железной дороги.
1.2 Пожарная тревога
Сигнал оповещения о пожаре используется для информирования каждого работника РЖД, находящегося рядом, о возгорании. Услышав его, они должны принять меры по ликвидации огня или причины задымления.
Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух коротких звуков при обнаружении огня или задымления.
Этот сигнал при необходимости подает любой работник железной дороги.
1.3 Воздушная тревога
- на объектах железнодорожного транспорта, расположенных в городах
сигнал воздушной тревоги, поданный сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, гудками и свистками локомотивов и других подвижных единиц - на объектах железнодорожного транспорта, расположенных вне городов,
сигнал воздушной тревоги подается этими же средствами по распоряжению уполномоченных работников владельца инфраструктуры, владельца путей необщего пользования - на перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава:
● в воинских поездах – по распоряжению наблюдателя, выделяемого из личного состава перевозимой воинской части
● в других поездах – машинистом локомотива, ведущего поезд
Сигнал «Воздушная тревога» подается непрерывно в течение 2–3 минут.
1.4 Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога»
- на перегонах – свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава группами из одного длинного и одного короткого звуков
- на станциях и в других организациях железнодорожного транспорта – частыми ударами в подвешенные металлические предметы
Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2–3 минут.
1.5 Оповещение об окончании тревоги или миновании угрозы
Оповещение об окончании воздушной тревоги, а также о том, что угроза поражения радиоактивными или отравляющими веществами миновала, происходит разными способами.
Работники транспорта и пассажиры оповещаются:
- на станциях и в других организациях железнодорожного транспорта – по указанию уполномоченных работников через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, включая посыльных
- в пассажирских поездах – по указанию начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, которое передается через работников, обслуживающих поезд, и по поездной радиотрансляционной сети
- в пассажирских и воинских поездах – по указанию начальника эшелона средствами связи эшелона при получении извещения от дежурного по станции (ДСП)
- в грузопассажирских, почтово-багажных и грузовых поездах – дежурным по станции (ДСП)
2. Специальные указатели
Для ограждения химически/радиационно зараженного участка он обозначается специальными указателями «Заражено».
Эти указатели служат для предупреждения локомотивных бригад и других работников, обслуживающих поезд, о следовании поезда на зараженный участок, а также для предотвращения входа на него людей без индивидуальных средств защиты (противогазов, защитных костюмов и другое).
Установка указателей
Указатели «Заражено» устанавливаются на железнодорожных станциях и перегонах на расстоянии не более 50 м от границ зараженного участка.
Кроме того, вторые дополнительные указатели «Заражено» устанавливаются с обеих сторон зараженного участка с правой стороны по направлению движения:
- на путях общего пользования – на расстоянии 1200 м от первого
- на путях необщего пользования – на расстоянии «Т» от первого
Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляного полотна или в междупутье.
Проезд зараженного участка
Перед первым указателем «Заражено», по ходу движения поезда, машинисты всех подвижных составов и единиц обязаны подать сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» и проследовать зараженный участок с установленной скоростью.
При получении уведомления от дежурного по станции (ДСП) о наличии зараженного участка (независимо от того, огражден участок указателями или нет) сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» может быть подан в ином месте, указанным в данном уведомлении.
Указатели «Заражено» ночью должны освещаться.