Техническое обслуживание колесных пар и буксовых узлов производят в соответствии с требованиями Инструкции осмотрщику вагонов:
- на станциях формирования и расформирования поездов, с ходу в момент прибытия, после прибытия и перед отправлением;
- на станциях, где графиком движения поездов предусмотрена стоянка для технического осмотра вагонов;
- в пунктах подготовки вагонов к перевозкам и перед постановкой в поезд;
- после крушений, аварий поездов, столкновений подвижного состава;
- при текущем отцепочном ремонте вагонов.
Контроль буксовых узлов в пути следования грузовых вагонов осуществляется:
- средствами диагностики на ходу поезда;
- работниками вагонных депо и пунктов технического обслуживания, осуществляющих эксплуатационную деятельность.
При встрече состава поезда с ходу выявляют внешние признаки ненормальной работы буксовых узлов: скрежет, пощелкивание, искрение, задымление, появление запаха, движение колесной пары юзом.
Во время остановки (стоянки) поезда контролируют:
Смещение (перекос) адаптера относительно наружного кольца подшипника или боковой рамы тележки, сдвиг подшипника вдоль шейки оси колесной пары
Признаки неисправностей буксовых узлов, требующих отцепки вагона от состава поезда
- заклинивание подшипника;
- разрушение, отколы и трещины адаптеров;
- смещение (перекос) адаптера относительно наружного кольца подшипника или боковой рамы тележки;
- трещины и отколы наружных колец подшипников;
- сдвиг подшипника вдоль шейки оси колесной пары;
- обрыв (или отсутствие) болтов М20 или М24 торцевого крепления подшипников на оси;
- повреждение уплотнений подшипников;
- нагрев подшипника свыше 80°С относительно температуры окружающего воздуха по показаниям средств диагностики на ходу поезда;
- нагрев верхней части адаптера свыше 70°С относительно температуры окружающего воздуха, определяемый бесконтактным измерителем температуры в соответствии с требованиями Инструкции осмотрщику вагонов;
- выброс смазки на диск и/или обод колеса, вследствие перегрева подшипника, а также выброс смазки с примесью металлических частиц на уплотнения подшипника.
1. При отсутствии перегрева подшипника особое внимание обращается на состояние подшипника и его уплотнений, при наличии дефектов подшипник бракуют.
2. Не является браковочным признаком выделение смазки в виде равномерно распределенного валика на уплотнения подшипника.
Категорически запрещается производить демонтаж болтов М20 или М24 торцевого крепления подшипников на оси.