1. Типы колесных пар, конструкции и типы буксовых узлов
Установлены три типа колесных пар, предназначенных для эксплуатации под грузовыми вагонами: РУ1Ш-957-Г, РВ2Ш-957-Г и РУ1-957-Г:- Колесная пара типа РУ1Ш-957-Г (рисунок 1) состоит из оси типа РУ1Ш по ГОСТ 33200 с торцевым креплением подшипников шайбой тарельчатой (или крышкой передней) и четырьмя (или тремя) болтами М20 и колес по ГОСТ 10791;
- Колесная пара типа РВ2Ш-957-Г (рисунок 1) состоит из оси типа РВ2Ш по ГОСТ 33200 с торцевым креплением подшипников крышкой передней и тремя болтами М24 (или четырьмя болтами М20) и колес по ГОСТ 10791;
![]() |
Рисунок 1. Колесные пары типа РУ1Ш-957-Г или РВ2Ш-957-Г без буксовых узлов |
![]() |
Рисунок 2. Колесная пара типа РУ1-957-Г без буксовых узлов
|
Основные параметры колесных пар приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Основные параметры колесных пар, сформированных из новых элементов (новые оси, новые колеса)
Тип колесной пары | Осевая нагрузка, кН (тс) | Расстояние между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес (L) | Разность расстояний между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес, не более | Разность диаметров колес по кругу катания (D), не более | Разность расстояний от торцов предподступичных частей оси до внутренних боковых поверхностей ободьев колес (Ɩ) с одной и другой сторон колесной пары, не более | Нагружатель подшипника | Типы применяемых буксовых подшипников |
РУ1 –957 - Г | 230,0 (23,5) | 1440 ±²1 | 1,5 | 1,0 | 3,0 | Корпус буксы | Роликовые цилиндрические 130×250×80 мм |
Корпус буксы | Сдвоенные 130×250×160мм | ||||||
РУ1Ш –957 - Г | 230,5 (23,5) | 1440 ±²1 | 1,5 | 1,0 | 3,0 | Корпус буксы | Роликовые цилиндрические 130×250×80 мм |
Корпус буксы | Сдвоенные 130×250×160мм | ||||||
Корпус буксы Адаптер |
Кассетного типа с габаритами: 130×250×160 мм | ||||||
Адаптер | 130×230×150 мм | ||||||
РУ2Ш –957 - Г | 245,0 (25,0) 265,0 (27,0) |
1440 ±²1 | 1,5 | 1,0 | 3,0 | Адаптер | Кассетного типа с габаритами: 130×250×160 мм |
2. Конструкции и типы буксовых узлов
1. Буксовый узел с подшипниками роликовыми цилиндрическими
1.1. Подшипники роликовые цилиндрические типов 36- 232726Е2М, 36-42726Е2М, 30-232726Е2М, 30-42726Е2М и другие в габаритных размерах 130х250х80 мм должны соответствовать ГОСТ 520, ГОСТ 18572, ТУ ВНИПП.048-1 и ТУ ВНИПП.072-01.Подшипники устанавливают в корпус буксы. Крепление подшипников на оси колесной пары типа РУ1Ш- 957-Г осуществляют при помощи шайбы тарельчатой и четырех (или трех) болтов М20 (рисунок 3), а на оси колесной пары типа РУ1- 957-Г - гайки торцевой М110 (рисунок 4).
![]() |
Рисунок 3. Буксовый узел с двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими с торцевым креплением шайбой тарельчатой и болтами М20 |
![]() |
Рисунок 4. Буксовый узел с двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими с торцевым креплением гайкой торцевой М110. |
Таблица 2.1. Основные размеры подшипников роликовых цилиндрических
Габаритные размеры подшипника | Типы колесной пары | Тип нагружателя подшипника | Основные размеры | Ga | ||||
Gr | ||||||||
d | D | C | d1 | |||||
130×250×80 | РУ1-957-Г РУ1Ш-957-Г |
Корпус буксы | 130 | 250 | 80 | 165 | 0,070…0,150 | 0,115… 0,180 |
2. Буксовый узел с подшипником сдвоенным
2.1. Подшипники сдвоенные в габаритных размерах 130х250х160мм, должны соответствовать ГОСТ 520, ГОСТ 18572, ТУ ВНИПП.048-1-00 и ТУ ВНИПП.072-01.2.2. Подшипники поставляют на ремонтные предприятия в виде изделий, готовых к монтажу методом прессовой посадки.
2.3. Подшипники сдвоенные типов Н6-882726Е2К1МУС44, Н6-882726Е2К2МУС44 и 46-882726Е2МС43 состоят из двух подшипников типа 36-42726Е2М (с бортовыми внутренними кольцами), соединенных между собой по внутренним кольцам специальным кольцом крепежным (при этом подшипник представляет собой единое целое). На внешних торцах наружных колец выполнены специальные проточки, в которые установлены защитные шайбы, предотвращающие вытекание смазки и попадание внутрь подшипника посторонних предметов. Подшипники заправлены смазкой и подобраны по радиальным и осевым зазорам, а также по диаметрам отверстий колец внутренних.
Подшипник сдвоенный устанавливают в корпус буксы (рисунок 5) и вместе с корпусом буксы и кольцом лабиринтным запрессовывают на ось колесной пары. Крепление подшипника сдвоенного на шейке оси колесной пары типа РУ1Ш-957-Г осуществляют при помощи шайбы тарельчатой и четырех (или трех) болтов М20, а на оси колесной пары типа РУ1-957-Г - гайки торцевой М110. Корпус буксы закрывают крышками крепительной и смотровой.
![]() |
Рисунок 5. Буксовый узел с подшипником сдвоенным |
Таблица 2.2. Основные размеры подшипников сдвоенных (в миллиметрах)
Габаритные размеры подшипника | Типы колесной пары | Тип нагружателя подшипника | Основные размеры | Ga | ||||
Gr | ||||||||
d | D | C | d1 | |||||
130×250×160 | РУ1-957-Г РУ1Ш-957-Г |
Корпус буксы | 130 | 250 | 160 | 165 | 0,070…0,150 | 0,115… 0,215 |
2.5. Внешние отличительные признаки подшипников сдвоенных (рисунок 6):
- на крышке смотровой буксового узла – надпись «СП» для подшипников производства АО «ХАРП» или «СПС» производства АО «ЕПК Саратов» и АО «ЕПК Степногорск», нанесенная белой краской и выполненная шрифтом № 4 согласно Альбома-справочника 632-2011 ПКБ ЦВ.
- на бирке, установленной под левым верхним болтом М20 крышки крепительной буксового узла правой стороны колесной пары – клеймо «СП» или «СПС» высотой 10 мм и шириной 5 мм.
![]() |
Рисунок 6. Внешние отличительные признаки буксового узла с подшипником сдвоенным |
3. Буксовый узел с подшипниками кассетного типа
3.1. Подшипники кассетного типа торговой марки Бренко
3.1.1. Подшипники кассетного типа в габаритных размерах 130x250x160мм,
130x230x150мм и 150x250x160мм должны соответствовать ГОСТ 32769 и ТУ БРЕНКО 840-462869-567-09.
Подшипники поставляют на ремонтные предприятия в виде изделий, готовых к монтажу методом прессовой посадки.
Подшипники отрегулированы по осевым зазорам, диаметрам отверстий колец внутренних, заправлены смазкой и имеют встроенные уплотнения, предотвращающие проникновение внутрь подшипников воды, пыли, грязи.
3.1.2. Подшипник кассетного типа в габаритных размерах 130х250х160мм устанавливают в серийный корпус буксы (рисунок 7) и вместе с корпусом буксы и лабиринтом запрессовывают на шейку оси колесной пары типа РУ1Ш-957-Г.
Крепление подшипника на оси осуществляют при помощи крышки передней и четырех болтов М20.
Корпус буксы закрывают крышками крепительной и смотровой.
![]() |
Рисунок 7. Подшипник кассетного типа в габаритных размерах 130х250х160мм торговой марки Бренко в корпусе буксы |
3.1.3. Подшипники кассетного типа в габаритных размерах 130x230x150мм и 130х250х160мм под адаптер запрессовывают на шейку оси колесной пары типа РУ1Ш-957-Г, при этом крепление подшипников на оси осуществляют при помощи крышки передней и четырех болтов М20 (рисунок 8).
Подшипник в габаритных размерах 150х250х160мм под адаптер запрессовывают на шейку оси колесной пары типа РВ2Ш-957-Г. Крепление подшипника на оси осуществляют при помощи крышки передней и трех болтов М24 или четырех болтов М20 (рисунок 8).
![]() |
Рисунок 8. Подшипники кассетного типа в габаритных размерах 130х230х150мм, 130х250х160мм и 150х250х160мм торговой марки Бренко под адаптер |
3.1.4. Основные размеры подшипников кассетного типа торговой марки Бренко приведены в таблице 3.3
Таблица 3.3. Основные размеры подшипников кассетного типа торговой марки Бренко. (в миллиметрах)
Габаритные размеры подшипника | Типы колесной пары | Тип нагружателя подшипника | Основные размеры | Ga | ||||
d | D | C | d1 | |||||
130×250×160 | РУ1Ш-957-Г | Корпус буксы, адаптер | 130 | 250 | 160 | 165 | 0,57…0,70 | |
130×230×150 | РУ1Ш-957-Г | адаптер | 130 | 230 | 150 | 165 | 0,57…0,70 | |
150×250×160 | РУ2Ш-957-Г | адаптер | 150 | 250 | 160 | 185 | 0,57…0,70 |
3.1.5. Внешние отличительные признаки подшипников:
а) в габаритных размерах 130х250х160мм в корпусе буксы:
- наличие у основания кольца лабиринтного (лабиринта) кольцевого выступа (рисунок 7) шириной 4мм и наружным диаметром 185мм;
- на крышке смотровой буксового узла – надпись «К-1» (рисунок 9), нанесенная белой краской и выполненная шрифтом № 4 согласно Альбома-справочника 632-2011 ПКБ ЦВ.
- на бирке, установленной под левым верхним болтом М20 крышки крепительной буксового узла правой стороны колесной пары (рисунок 9) – клеймо «К-1» высотой 10мм и шириной 5мм;
![]() |
Рисунок 9. Внешние отличительные признаки буксового узла с подшипником кассетного типа в габаритных размерах 130х250х160мм торговой марки Бренко. |
- отсутствие корпуса буксы, вместо которого используется адаптер, бирка при этом отсутствует;
- наименование торговой марки «BRENCO» на крышке передней подшипника.
![]() |
Рисунок 10. Внешние отличительные признаки подшипников кассетного типа в габаритных размерах 130х230х150мм, 130х250х160мм и 150х250х160мм под адаптер торговой марки Бренко. |
3.2.1. Подшипники кассетного типа в габаритных размерах 130x250x160мм, 130x230x150мм и 150x250x160мм должны соответствовать ГОСТ 32769 и ТУ SKF.CTBU.001-2010. Подшипники поставляют на ремонтные предприятия в виде изделий, готовых к монтажу методом прессовой посадки.
Подшипники отрегулированы по осевым зазорам, диаметрам отверстий колец внутренних, заправлены смазкой и имеют встроенные уплотнения, предотвращающие проникновения внутрь подшипников воды, пыли, грязи.
Для предотвращения образования фреттинг-коррозии между лабиринтом и кольцом внутренним заднего ряда подшипника используется прокладка полимерная.
3.2.2. Подшипник в габаритных размерах 130x250x160мм устанавливают в серийный корпус буксы (рисунок 11) и вместе с корпусом буксы и лабиринтом запрессовывают на шейку оси колесной пары типа РУ1Ш-957-Г. Крепление подшипника на оси колесной пары осуществляют при помощи крышки передней и четырех болтов М20. Корпус буксы закрывают крепительной и смотровой крышками.
![]() |
Рисунок 11. Подшипник кассетного типа в габаритных размерах 130х250х160мм торговой марки SKF в корпусе буксы |
![]() |
Рисунок 12. Подшипники кассетного типа в габаритных размерах 130х230х150мм, 130х250х160мм и 150х250х160мм торговой марки SKF под адаптер. |
Подшипник в габаритных размерах 150x250x160мм под адаптер запрессовывают на шейку оси колесной пары типа РВ2Ш-957-Г.
Крепление подшипника на оси колесной пары осуществляют при помощи крышки передней и трех болтов М24 или четырех болтов М20 (рисунок 12).Передача нагрузок от тележек на колесные пары и комплекты указанных типов подшипников осуществляется через адаптеры, свободно устанавливаемые на кольца наружные подшипников.
3.2.4. Основные размеры подшипников кассетного типа торговой марки SKF приведены в таблице 3.4
Таблица 3.4. Основные размеры подшипников кассетного типа торговой марки SKF (в миллиметрах).
Габаритные размеры подшипника | Типы колесной пары | Тип нагружателя подшипника | Основные размеры | Ga | ||||
d | D | C | d1 | |||||
130×250×160 | РУ1Ш-957-Г | Корпус буксы, адаптер | 130 | 250 | 160 | 165 | 0,58…0,68 | |
130×230×150 | РУ1Ш-957-Г | адаптер | 130 | 230 | 150 | 165 | 0,55…0,65 | |
150×250×160 | РУ2Ш-957-Г | адаптер | 150 | 250 | 160 | 185 | 0,65…0,75 |
3.2.5. Внешние отличительные признаки подшипников:
а) в габаритных размерах 130х250х160мм в корпусе буксы:
- наличие у основания кольца лабиринтного (лабиринта) (рисунок 11) кольцевого выступа шириной 4мм и наружным диаметром 185мм;
- на крышке смотровой буксового узла – надпись «К» (рисунок 13), нанесенная белой краской и выполненная шрифтом № 4 согласно Альбома-справочника 632-2011 ПКБ ЦВ.
- на бирке, установленной под левым верхним болтом М20 крышки крепительной буксового узла правой стороны колесной пары (рисунок 13) – клеймо «К» высотой 10 мм и шириной 5 мм;
![]() |
Рисунок 13. Внешние отличительные признаки буксового узла с подшипником кассетного типа в габаритных размерах 130х250х160 мм торговой марки SKF |
- отсутствие корпуса буксы, вместо которого используется адаптер, бирка при этом отсутствует;
- наименование торговой марки «SKF» на крышке передней подшипника.
![]() |
Рисунок 14. Внешние отличительные признаки подшипников кассетного типа в габаритных размерах 130х230х160мм, 130х250х160мм и 150х250х160мм торговой марки SKF под адаптер |
3.3. Подшипники кассетного типа торговой марки TIMKEN
3.3.1 Подшипники кассетного типа в габаритных размерах 150х250х160мм должны соответствовать ГОСТ 32769 и ТУ 3183-001-55207975-2013. Подшипники поставляются на ремонтные предприятия в виде изделий, готовых к монтажу методом прессовой посадки.
Подшипники отрегулированы по осевым зазорам, диаметрам отверстий колец внутренних, заправлены смазкой и имеют встроенные уплотнения, предотвращающие проникновение внутрь подшипников воды, пыли, грязи. Подшипники в габаритах 150х250х160мм запрессовываются на шейки оси колесной пары РВ2Ш-957-Г. Крепление подшипников на оси колесной пары осуществляется при помощи крышки передней и трех болтов М24 или четырех болтов М20 (рисунок 15 ).
Передача нагрузок от тележек на колесные пары и комплекты подшипников осуществляется через адаптеры, свободно устанавливаемые на кольца наружные подшипников.
![]() |
Рисунок 15. Подшипник кассетного типа в габаритных размерах 150х250х160мм торговой марки TIMKEN под адаптер |
3.3.2. Основные размеры подшипников кассетного типа торговой марки TIMKEN приведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5. Основные размеры подшипников кассетного типа торговой марки TIMKEN (В миллиметрах)Габаритные размеры подшипника | Типы колесной пары | Тип нагружателя подшипника | Основные размеры | Ga | ||||
d | D | C | d1 | |||||
150×250×160 | РУ2Ш-957-Г | адаптер | 150 | 250 | 160 | 185 | 0,55…0,68 |
3.3.4. Внешние отличительные признаки подшипников в габаритных размерах 150х250х160мм под адаптер (рисунок 16):
- отсутствие корпуса буксы, вместо которого используется адаптер, бирка при этом отсутствует;
- наименование торговой марки «TIMKEN» на крышке передней подшипника.
![]() |
Рисунок 16. Внешние отличительные признаки подшипников кассетного типа в габаритных размерах 150х250х160мм под адаптер торговой марки TIMKEN |
4. Знаки маркировки колесных пар, клейма и знаки маркировки, которые наносятся на бирку буксового узла, порядок и место ее установки
4.1. Колесные пары и их элементы должны иметь знаки маркирования и клейма, относящиеся:- к изготовлению осей, предусмотренные ГОСТ 33200;
- к изготовлению колес, предусмотренные ГОСТ 10791;
- к формированию колесных пар, предусмотренные ГОСТ 4835;
- к проведению текущего, среднего ремонта колесных пар и восстановлению профиля поверхности катания колес, предусмотренные настоящим РД.
Каждая колесная пара имеет свой индивидуальный номер, которым является номер оси, включающий в себя: условный номер предприятия-изготовителя черновой оси - первые 4 знака; порядковый номер оси - до 6 знаков; две последние цифры года изготовления черновой оси. Правой стороной колесной пары считается та, на торце оси которой нанесены знаки маркировки об изготовлении оси.
4.2 Размеры клейм и знаков маркировки, наносимые в холодном состоянии на торцы осей колесных пар, приведены на рисунке 17.
4.6.1. на торце оси с левой стороны колесной пары (рисунок 21);
4.6.2. на бирке, устанавливаемой под левый верхний болт крышки крепительной с правой стороны колесной пары, оборудованной буксовыми узлами с подшипниками в корпусах букс (рисунок 22);
- К - для подшипников кассетного типа торговой марки SKF;
- К-1 - для подшипников кассетного типа торговой марки БРЕНКО;
- К-2 - для подшипников кассетного типа торговой марки TIMKEN;
- СП - для подшипников сдвоенных производства ОАО «ХАРП»;
- СПС - для подшипников сдвоенных производства ОАО «СПЗ» и АО «СПЗ».
4.6.3. на шайбе стопорной с левой стороны колесной пары, устанавливаемой под болты М20 торцевого крепления подшипников в корпусе буксы, и М20 или М24 крышки передней подшипника кассетного типа под адаптером (рисунок 23);
При монтаже буксовых узлов на том же ремонтном предприятии, где производилось формирование колесной пары, на шайбу стопорную дополнительно наносят знаки и клейма о выполненном формировании;
![]() |
Рисунок 25. Индивидуальный номер колесной пары, нанесенный в два ряда на шайбе стопорной. |
4.6.5. при монтаже буксовых узлов на ремонтных предприятиях, не производивших капитальный ремонт колесных пар, колесные пары маркируют аналогично 4.6.1,
4.6.2. и 4.6.3. При этом вместо знаков и клейм о проведении среднего ремонта наносят знаки и клейма о производстве монтажа буксовых узлов:- «М» - знак монтажа;
- дату монтажа (месяц римскими цифрами и две последние цифры года);
- условный номер ремонтного предприятия, которое произвело монтаж буксовых узлов.
4.6.6. при использовании в буксовых узлах с подшипниками роликовыми цилиндрическими смазки Буксол или ЗУМ, под верхний левый болт крышки крепительной с левой стороны колесной пары устанавливают бирку, на которой выбивают «БУКСОЛ» или «ЗУМ»
4.7. Клейма и знаки маркировки, относящиеся к проведению текущего ремонта колесной пары, наносятся:
4.7.1. на бирке, устанавливаемой под правый верхний болт крышки крепительной с правой стороны колесной пары, оборудованной буксовыми узлами с подшипниками в корпусах букс (рисунок 26);
4.7.2. на шайбе стопорной с левой стороны колесной пары, устанавливаемой под болты М20 торцевого крепления подшипников роликовых цилиндрических и под болты М20 или М24 крышки передней подшипника кассетного типа под адаптером (рисунок 27).
4.8. На крышке смотровой корпуса буксы в зависимости от типа и конструктивной компоновки подшипников, установленных в буксу, белой краской шрифтом № 4 согласно Альбома-справочника 632-2011 ПКБ ЦВ должна быть нанесена надпись:
- К - для подшипников кассетного типа торговой марки SKF;
- К-1 - для подшипников кассетного типа торговой марки Бренко;
- К-2 - для подшипников кассетного типа торговой марки TIMKEN;
- СП - для подшипников сдвоенных производства АО ХАРП;
- СПС - для подшипников сдвоенных производства ОАО «СПЗ» и АО «СПЗ»;
- БУКСОЛ или ЗУМ - для подшипников роликовых цилиндрических, заправленных этими смазками.
4.9. Запрещается постановка знаков и клейм, относящихся к проведению текущего ремонта колесных пар и восстановлению профиля поверхности катания колес, на торцах шеек осей.
4.10. При отсутствии места для нанесения знаков и клейм на торцах оси, старые знаки и клейма должны быть зачеканены или заварены с последующей зачисткой.
Запрещается зачеканивать или заваривать знаки и клейма, относящиеся к изготовлению оси. Они должны быть сохранены на весь срок службы оси.