7ee545c0df9b9464 Технология осмотра вагонов, оборудованных тележками моделей 18-100, 18-578. Порядок технического обслуживания и выявления неисправностей ~ Вагонник.РФ
  • Главная
  • Предсменный тест ЦВ Осмотрщики и др.

четверг, 10 мая 2018 г.

Технология осмотра вагонов, оборудованных тележками моделей 18-100, 18-578. Порядок технического обслуживания и выявления неисправностей

Контроль технического состояния тележек модели 18-100

Не допускается наличие хотя бы одной из следующих неисправностей:
  • трещина  в литой боковой раме, надрессорной балке литой конструкции (вырубки пороков стального литья, произведенные после изготовления и ремонта надрессорных балок, не служат основанием для браковки); трещина в балансире, соединительной или шкворневой балке трехосной тележки; трещины в консолях соединительной балки четырехосных тележек; трещина в подпятнике, пятнике в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне •трещина в верхнем скользуне, отсутствие или излом колпака скользуна тележки типа 18-100 или планки скользуна трехосных тележек;
  • несоответствие зазоров в скользунах тележек допускаемым;
  • отсутствие или излом шкворня в тележках всех типов вагонов;
  • отсутствие болта крепления колпака скользуна тележки типа 18-100;
  • обрыв заклепки фрикционной планки, допускается ослабление не более одной заклепки крепления фрикционной планки, излом или трещина в клине амортизатора излом упорного бурта клина амортизатора;
  • обрыв (отсутствие) хотя бы одного болта, соединяющего шкворневую с поперечными или надрессорными балками трехосных тележек;
  • отсутствие хотя бы одного из валиков, соединяющих балансиры с хоботами боковин трехосных тележек или подкладок боковин;
  • обрыв хотя бы одной заклепки или болта крепления пятника или подпятника, трещина в верхнем или нижнем поясах и в зоне крайних пятников соединительной балки тележки восьмиосного вагона; в кронштейнах тормозного оборудования;
  • свободные (ненагруженные) подклиновые пружины и клинья в порожних грузовых вагонах, и завышение хотя бы одного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 8 мм или занижение более 12 мм;
  • повреждения износостойких элементов: трещины, изломы, отколы чугунного фрикционного клина, составных планок фрикционных в узле гасителя колебаний; изломы, трещины, механические повреждения, деформации чаш подпятника, скоб сменных в буксовом проеме.
  Продление срока службы боковых рам – до 37 лет с момента их изготовления при условии их дальнейшей эксплуатации в продленный период только под крытыми вагонами и вагонами-платформами, а со сроком службы до 32 лет в тележках полувагонов и цистерн, а  также хоппер-дозаторов, цементовозов, зерновозов, минераловозов, окатышевозов и других специализированных вагонов с высокой грузоподъемностью. Продление срока службы надрессорных балок, изготовленных не ранее 1978г., - до 34 лет с момента их изготовления.

 У грузовых вагонов с тележками модели 18-194-1, 18-578, 18-7020, а также с тележками модели 18-100 модернизированными по проекту С 03.04 :
  • отсутствие элементов скользуна на тележке вагона;
  • зазор между колпаком скользуна  и износостойкой планкой  верхнего скользуна расположенной на раме вагона;
  • трещины, изломы демпфера  в видимой части;
  • трещины, излом, деформация корпуса скользуна в видимой для осмотрщика- ремонтника зоне;
  • отсутствие колпака скользуна, трещины, излом или деформация в видимой для осмотрщика-ремонтника зоне;
  • ослабление резьбового крепления корпуса  скользуна и износостойкой планки;
  • трещины или излом верхнего скользуна;
  • видимая часть клина 1 имеет трещины;
  • необычный износ клина или его вертикальная поверхность не прилегает к фрикционной планке;
  • смятие, трещины, выдавливание, излом, в видимой части, или отсутствие полиуретановой накладки наклонной поверхности фрикционного клина;
  • трещины износостойкой фрикционной планки;
  • обрыв (отсутствие) одной и более заклепок фрикционной планки;
У грузовых вагонов, оборудованных кассетными подшипниками и адаптерами:
  • трещины, отколы, разрывы вставки адаптера  в видимой части для осмотрщика-ремонтника вагонов зоне;
  • обрыв, отсутствие устройства для отвода статического электричества;
  • ослабление крепления, отсутствие устройства, исключающего выход колесной пары из буксового проёма;
  • трещины, излом адаптера  в видимой для осмотрщика-ремонтника вагонов.
  Особое внимание при встрече поезда «сходу» обращается на передвижение тележки под вагоном по продольной оси. Если тележка под вагоном имеет повышенное движение, возможна неисправность шкворня.
  Всегда более тщательно осматриваются шкворни вагонов после прохождения через маневровую горку, особенно, если вагоны в порожнем состоянии.
  При техническом осмотре вагонов внимание обращается на состояние горизонтальных тормозных тяг. Если одна или обе тяги погнуты, это указывает на неисправность шкворня. На эту неисправность также указывает и положение скользунов относительно друг друга к оси вагона.
  При осмотре пятникового узла обращается внимание на ослабление пятника или повышенный зазор в одну сторону между пятником, что указывает на неисправность шкворня.
  Отсутствие шкворня определяется визуальным осмотром через отверстие надрессорного бруса. При невозможности увидеть шкворень через отверстие в надрессорном брусе используется металлический крючок, которым прощупывается шкворень и определяется излом. Большая вероятность отсутствия шкворня у полувагонов, которые грузились сыпучими грузами и разгружались на опрокидывание.
  Перекос надрессорной балки, смещении пружин рессорного подвешивания свидетельствуют об изломе фрикционного клина.
  Если при остукивании рессорного подвешивания слышен характерный дребезжащий звук, то возможен излом пружин рессорного подвешивания.
  Блестящая полоса на скользунах, боковой раме или надрессорной балке свидетельствует о наличии трещины в технологическом окне или буковом проеме боковой рамы.
  При изломе пружин скользуна или потере упругих свойств упругого элемента скользуна появляется зазор в скользунах постоянного контакта.
  Для увеличение сроков службы и межремонтного пробега на тележки модели 18-100 устанавливаются износостойкие элементы. Переоборудование рамы тележки 18-100, шкворневой  балки  рамы вагона и замене колес производиться согласно "Инструкции  по эксплуатации и деповскому ремонту тележек грузовых вагонов с износостойкими элементами и колесами с ремонтным профилем ИТМ-73 или стандартным профилем".
 Модернизацию   рамы   тележки   модели    18-100   производят в следующем порядке:
  • на надрессорную балку монтируют упруго-катковые боковые скользуны ISB-12C (далее - скользун);
  • в подпятник надрессорной балки устанавливается прокладка полимерная;
  • на боковую раму устанавливаются фрикционные планки GWP 18-100;
  • фрикционные клинья заменяются на клинья фрикционные RFE-43 с полиуретановыми накладками;
  • на колесные пары устанавливаются колеса с ремонтным профилем ИТМ-73 (если колесные пары были в эксплуатации и требуют обточки) или со стандартным профилем (если используются колесные пары, сформированные с новыми колесами).
  На раме вагона выполняется замена верхних скользунов и соответствующих упоров крышек люков.
  Устанавливаемые  полимерные материалы окрашиваются в оранжевый цвет.

Нормативы предельно допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей тележки модели 18-100,  превышение которых может привести к сходу с рельсов (введены распоряжением Вице-президента ОАО "РЖД" А.В. Воротилкина № 1145р от 1 июня 2009 г.)


наименование параметра предельные износы
1 разность диаметров колес на одной оси не более, мм 5*
2 равномерный прокат не более, мм 9
3 толщина гребня не менее, мм 24
4 уширение фрикционных планок к низу, мм
не менее 2*
не более 11*
5 суммарный износ рабочих поверхностей фрикционного клина не более, мм 10* или 6* на сторону
6 суммарный износ наклонных поверхностей надрессорной балки, не более мм 6*
7
положение фрикционных клиньев относительно надрессорной балки не более, мм
- занижение
- завышение


12
8
8 высота пружины не менее, мм 243*
9 разница высот пружин в одном комплекте не более, мм 8*
10 разность размеров н1 и н2 боковой рамы не более, мм 5*
11 разница баз боковых рам тележки не более, мм 4*
12 ширина буксового проема не более, мм 342*
13 суммарный зазор в буксовом проеме вдоль тележки не более,мм 18*
14 суммарный зазор в буксовом проеме поперек тележки не более, мм 18*
15 высота опорной части пятника не менее, мм 39*
16 разность размеров а1 и а2 надрессорной балки не более, мм 7*
17
глубина подпятника надрессорной балки изготовления
до 1986 г. не более, мм
после 1986 г. не более, мм

29*
34*
18
разница диаметров пятника и подпятника не более, мм
(измеренная в одном сечении)
18*
19
зазор в скользунах в сумме с каждого конца вагона
а) основные типы 4-осных вагонов), мм
не более 20
не менее 4
б) цистерны, хоппера дозаторы для перевозки минеральных
удобрений, окатышей и хопперов- дозаторов типа цнии-дв3,мм
не более 14
не менее 4
в) хоппера для перевозки угля, агломерата и апатитов, мм
не более 12
не менее 6

Осмотр боковых рам тележек

 При осмотре буксового узла, как со стороны смотровой крышки, так и со стороны лабиринтного кольца необходимо одновременно осматривать наружную и внутреннюю поверхности боковины тележки в районе буксового проема, сосредотачивая особое внимание в его узлах.
Признаки наличия трещин.

  1.  Концентрация металлической пыли на краях трещины; образование из нее валика, а в зимний период по краям трещины- инея.
  2.  Разрыв слоя краски или окалины, появление в этих местах волосовин или расслоение металла с буро- красным налетом коррозии.
  3.  Доступнее просматривать трещины в боковинах, если на колесных парах имеются дефекты в виде ползунов, наваров, неравномерного проката.

  Эти дефекты при движении вагона за счет ударов колеса о рельс как бы очищают трещины от грязи, краски и больше выступает буро-красный налет коррозии.
 Дефекты боковой рамы, требующие отцепки в текущий ремонт:
11-Любые визуально различимые дефекты независимо от происхождения, следы сварочно-наплавочных работ
12-Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров
13-Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров
14-Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров
15-Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров
16-Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров
17-Трещины независимо от размеров
18-Трещины независимо от размеров
19-Трещины независимо от размеров
20-Трещины независимо от размеров
  С наружной и внутренней сторон осматривают отбуртовку технологического окна.
  Чаще всего появляются трещины в углах отбуртовки, где встречаются и литейные пороки, которые способствуют развитию трещин.
  Осмотр мест сопряжения верхнего и нижнего пояса с колонками- следующая операция.
  Это опасные зоны, в которых также могут развиваться дефекты. Продольные трещины, возникающие в результате некачественной отливки боковины или ее повреждения при сходах и столкновениях, встречаются в верхнем поясе, в надбуксовом проеме.

Осмотр надрессорной балки

  Опасные зоны надрессорной балки расположены в районе подпятника, нижнего пояса балки, выемки (или паза) для фрикционного клина, опоры под коробку скользуна, кромок окон.
  Наличие трещин и излома опоры под коробкой скользуна определяют по изгибу верхней части над выемкой, а также состояние выступа внутри балки.
  Особое внимание обращается на колонку, которая хорошо просматривается как днем, так и ночью с помощью фонаря.
  Дефекты надрессорной балки, требующие отцепки в текущий ремонт:
21- Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров
22- Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров
23-Трещины на видимой части независимо от размеров
24- Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров
25-Трещины на видимой части независимо от размеров
26-Трещины независимо от размеров
  В соответствии с нормативными документами срок службы литых деталей тележек составляет:
  Изготовленных с 1975 по 1983г включительно – 40 лет, до 1975 и с 1984 г – 30 лет, изготовленным с 2002 года по требованиям ОСТ 32.183-2001 срок службы рам и балок из сталей 20ГФЛ (условное обозначение Б), 20ГЛ (условное обозначение В), 20ГТЛ (условное обозначение Г) не менее 32 лет, для рам и балок из стали 20ХГНФТЛ (условное обозначение Е) – 35 лет.  Эксплуатация вагонов, укомплектованных литыми деталями тележек, изгот. Польша (клеймо 6) и Румыния (клейма: 23, F, TO, FAYR, CUG, INTOF, 10B) со сроком службы более 30 лет не допускается. (тел. 3/392 от 10.07.15 ЦВ).

  Тележки со сроком службы более нормативного не допускаются к эксплуатации.

  Боковые рамы изымать из эксплуатации при обнаружении любых визуально различимых  дефектов независимо от происхождения, следов сварочно- наплавочных работ на опорной поверхности буксового проема и в зоне R55  с обеих сторон боковой рамы (как со стороны колеса, так и снаружи).

  Подлежат браковке боковые рамы если идентификационный номер с наружной стороны не совпадает с дублирующим номером и имеет следы исправления электросваркой; хотя бы одна цифра идентификационного номера  полностью выполнена сварой при условии отсутствующего дублирующего номера; одни и те же цифры идентификационного и дублирующего номера полностью выполнены электросваркой; цифры клейма завода изготовителя полностью выполнены электросваркой; маркировочные знаки (год изготовления, клеймо завода изготовителя, номер детали)  отсутствуют или исправлены сваркой (тел. №13262 от 14.08.2013 ЦЗ-1 Морозов, №  139/ЦВЭКС  от 11.03.14 г. ЦВ Сакеев А.И )

  При техническом обслуживании тележек модели 18-100, прошедших модернизацию по проекту М 1698 с установкой износостойких элементов в буксовом проеме производить осмотр боковых рам в видимой зоне, обращая особое внимание на зону (А) в радиусе перехода к 55 и видимую часть зоны (Б).

  За невидимую часть буксового проема в зоне (Б), закрытую прокладкой из износостойкого материала, ответственность несет вагоноремонтное предприятие (ВРЗ, ВЧД, ВСЗ), производившее модернизацию вагона с постановкой износостойких элементов.

  Запрещается использование в дальнейшей эксплуатации боковых рам и надрессорных балок изготовления республики Польша (клеймо 6) и Румыния (клейма: 23; F; ТО; FAYR; CUG; INTOF), срок эксплуатации которых 28 и более лет (распоряжение № 1266р ЦЗ Морозова от 10.06.10 г.).

  Осмотрщикам-ремонтникам вагонов обращать внимание на наличие на деталях, прошедших продление срока службы установленным порядком, клейма ПСС, с указанием даты (месяц, год)  окончания срока службы детали, клейма предприятия, производившего продление. При выполнении технического обслуживания составов особое внимание уделять литым деталям тележки со сроком службы более 20 лет.

  С 17.01.2013 года запрещено продление срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов. (расп. 140р от 17.01.2013 ЦЗ Морозов).  При выявлении под вагонами ранее установленных литых деталей тележки с продленным сроком службы, проводить тщательный осмотр с применением необходимой оснастки (досмотровых штанг, луп, зеркал).

  На деталях прошедших продление срока службы до 17.01.2013 года установленным порядком, наносится клеймо ПСС, указывается дата (месяц, год) окончания срока службы детали, клеймо предприятия, производившего продление. Тележкой с продленным сроком службы считается тележка, если при ее формировании была использована, хотя бы одна (любая) литая деталь (надрессорная балка, боковая рама) с продленным сроком службы.

  Платформы с литыми деталями тележек модели 18-100, срок службы которых продлен до 37 лет включительно,  имеют право курсирования только по железным дорогам ОАО «РЖД» в составе замкнутых маршрутов без права выхода на железные дороги сопредельных железнодорожных администраций.

Грузовая тележка модели 18-578

  Текущее обслуживание во время эксплуатации предусматривает проведение технических осмотров, проверку состояния составных частей тележек на соответствие их техническим требованиям с целью выявления неисправностей тележек.
  Перечень возможных неисправностей тележки и ее составных частей, требующий отцепки в ТОР:

  • Трещины в боковой раме трещины любого размера;
  • Трещины в надрессорной балке;
  • Трещины в деталях тормозной рычажной   передач,  подвеске   триангеля, швеллере триангеля  и др.;
  • Отсутствие или излом пружин рессорного комплекта, деталей скользунов;
  • Отсутствие болтов, осей, шплинтов в шарнирных соединениях тормозной передачи, предохранительных устройствах и опорной балке авторежима;
  • Изгиб стержня устройства направленно­го отвода колодок;
  • а также несоответствие требованиям, предъявляемым к тележкам грузовых вагонов.

  В конструкции тележек используются упруго-катковые скользуны ISB-12. На надрессорной балке модели 18-100 неподвижно закреплены два стальных корпуса боковых скользунов. В эти корпуса вкладываются полиуретановые упругие блоки RB-27, износостойкие колпачки, башмаки, заглушки и стальные ролики. На шкворневую балку кузова привариваются кронштейны боковых скользунов, на которые болтами крепятся износостойкие планки RU-558P.
наименование характеристик тележка модели 18-100 тележка модели 18-578 преимущества модернизированной тележки
i наличие износостойких элементов из стали зохгса
1 в подпятнике прокладка, защищает только зеркало подпятника чаша защита, как зеркала, так и бурта подпятника
2 между боковой рамой и корпусом буксы приварная съемная повышается надежность надбуксового проема боковой рамы
ii рессорное подвешивание и гаситель колебаний
3 вид силовой характеристики линейная линейная с повышенным статическим прогибом увеличение статического прогиба подвешивания в 1,9 раза в порожнем состоянии и в 1,5 раза в груженом улучшает ходовые качества вагона, уменьшает воздействие на путь и повышает безопасность движения
4
статический прогиб,мм
•под тарой
•под брутто


8,9
48,5


13
68
5 фрикционная планка одна цельная составная из стали зохгса по сравнению с цельной фрикционной планкой износы в парах трения планка-клин- наклонная поверхность надрессорной балки уменьшаются в 1,5-5-2 раза
6 клин из стали 20фл из высокопрочного термо-упрочненного чугуна вч120с уретановой накладкой применение уретановой накладки защищает от износа наклонную поверхность надрессорной балки и наклонную поверхность клина
7
коэффициент относительного трения
•под тарой
•под брутто



0,0806
0,0806



0,084
0,099
улучшение динамики порожнего вагона
8 пружины пружины из горячекатаного прутка из стали 55с2 комплект из семи двух рядных пружин с обточенной или шлифованной поверхностью из стали 60с2хфа - улучшение динамических качеств и устойчивости вагона на 20%
iii боковые скользуны
9 жесткие с регулируемыми зазорами упруго-роликовые улучшаются ходовые качества вагона, и уменьшается воздействие на путь, снижается износ элементов тележки.
10 колпак из стали 15лк20 колпак из износостойкой стали 110г13л уменьшение износа опорной поверхности колпака
iv тормозная передача
11 равномерный отвод без устройства равномерного отвода колодок от колес с устройством равномерного отвода колодок от колес
- обеспечение равномерного износа тормозных колодок;
- сокращаются ремонтные затраты
12 устройство от западания серьги мертвой токи отсутствует устройство от западания серьги мертвой токи отсутствие западания серьги мертвой точки в эксплуатации
v колесная пара
13 ось по гост 4728 из непрерывно-литой вакуумированной заготовки
- гарантированное значение минимального предела текучести 400 мпа;
- увеличение коэффициента запаса усталостной прочности шейки оси
14 подшипники цилиндрические роликовые подшипники 0-го класса точности в корпусе буксы конические роликовые подшипники кассетного типа tbu 130x250 в серийном корпусе буксы
- не требуется технического обслуживания и ремонта;
- безремонтный пробег увеличивается до 8 лет;
- безремонтный пробег увеличивается до 800 тыс.км
цилиндрические роликовые подшипники 6 и2 класса точности в серийном корпусе буксы безремонтный пробег увеличивается до 500 тыс.км
15 колесо по гост 10791 колеса с дробенаклепанным диском и твердостью обода 320...360нв увеличение срока службы колеса не менее чем на 50%

Популярные статьи

.