Последовательность контроля технического состояния вагонов модели 12-9548-02
Контроль технического состояния вагонов моделей 12-9548-02 производится после отцепки локомотива и ограждения состава бригадой осмотрщиков в количестве не менее двух человек. Контроль осмотрщиками технического состояния вагонов с пролазкой производится на двенадцати позициях в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 1. Позиции 1 - 12- правая сторона, позиции 1 - 12 - левая сторона. Контроль технического состояния второй половины вагона производится в обратной последовательности - соответственно на девятой - двенадцатой позициях.![]() |
Рисунок 1 - Схема последовательности контроля технического состояния вагонов с пролазкой |
![]() |
Рисунок 2 - Позиции контроля технического состояния вагона (вид тормоза автоматического и тормоза стояночного) |
Позиции 1 и 12
1. Произвести осмотр торцевой стены и концевой балки (рисунок 3).![]() |
а) вид с позиции 1; б) вид с позиции 12 Рисунок 3 - Торцевая стена и концевая балка |
![]() |
а) вид с позиции 1; б) вид с позиции 12 Рисунок 4 - Автосцепное устройство |
![]() |
Рисунок 5 - Тормоз стояночный |
Измерение высоты оси и определение величины отклонения от горизонтали автосцепки СА-3Т показано на рисунке39.
5. Проверить действие механизма автосцепки на саморасцеп, расстояние от упора корпуса до розетки.
Позиции 2 и 2’
1.Осмотреть упор передний и задний объединённый хребтовой балки (рисунок 6).![]() |
Рисунок 6 - Упор передний и задний объединённый (вид с позиции 2) |
![]() |
Рисунок 7 - Клин тягового хомута, крепление клина тягового хомута, тяговый хомут, хвостовик корпуса автосцепки, поглощающий аппарат, поддерживающая планка |
![]() |
Рисунок 8 - Шкворневая и надрессорная балки (колесная пара не показана) |
![]() |
Рисунок 9 - Тормозной цилиндр и его болтовое крепление (кузов не показан) |
![]() |
Рисунок 10 – Авторегулятор (кузов не показан) |
![]() |
Рисунок 11 - Рычаги тормозной системы (кузов не показан) |
![]() |
Рисунок 12 - Триангель (кузов не показан) |
![]() |
Рисунок 13 - Место сопряжения триангеля с боковой рамой |
![]() |
Рисунок 14 - Распорка и пружинная скоба (кузов не показан) |
11. Осмотреть колесо второй колесной пары с внутренней стороны, ступицу и места сопряжения оси со ступицей, среднюю часть оси по всей длине.
12. Осмотреть стояночный тормоз (рисунок 15).
![]() |
Рисунок 15 - Стояночный тормоз (колесная пара не показана) |
Позиции 3 и З’
1. Осмотреть подножку составителя, поручень (рисунок 16);2. Осмотреть колеса первой колесной пары с наружной стороны, проверить толщину обода, гребня и прокат колеса. выявить ползуны (выбоины), выщербины, кольцевые выработки, уширения и отколы обода, вертикальный подрез и остроконечный накат гребня. Осмотреть кассетный подшипник, его крепление и адаптер, определить степень нагрева кассетного подшипника.
![]() |
Рисунок 16 - Поручень, подножка составителя, адаптер, колесо первой колесной пары, кассетный подшипник и его крепление |
Позиции 4 и 4’
1. Проверить состояние скользуна тележки и его крепление к надрессорной балке, а также крепление износостойких пластин и регулировочных планок к скользуну установленному на шкворненвой балке (рисунок 17).Проверить отсутствие зазоров между скользунами.
![]() |
Рисунок 17 - Скользуны |
![]() |
Рисунок 18 - Балка надрессорная и рама боковая |
![]() |
Рисунок 19 - Тормозная колодка, башмак, чека |
![]() |
Рисунок 20 - Рессорное подвешивание |
![]() |
Рисунок 21 - Стена боковая |
![]() |
Рисунок 22 - Крышки разгрузочных люков и устройства их запирания |
Позиции 5 и 5’
1. Осмотреть колесо второй колесной пары и другие детали тележки & полном соответствии с позицией 3 (рисунок 23).![]() |
Рисунок 23 - Адаптер, колесо второй колесной пары, кассетный подшипник и его крепление |
Позиции 6 и 6’
1. Осмотреть соединение упора переднего и заднего объединённого с балкой (рисунок 24).![]() |
а) вид с позиции 6 |
![]() |
б) вид с позиции 6’ |
Рисунок 24 - Соединение упора переднего и заднего объединённого с балкой
![]() |
а) вид с позиции 6 |
![]() |
б) вид с позиции 6 |
Рисунок 25 - Шкворневая и надрессорная балки
![]() |
Рисунок 26 - Авторегулятор Примечание - вид с позиции 6; кузов и трубопроводы не показаны |
4. Осмотреть рычаг тормозной системы (рисунок 27)
![]() |
Примечание - вид с позиции 6; кузов и трубопроводы не показаны Рисунок 27 - Рычаг |
5. Осмотреть триангель (рисунок 28);
![]() |
Примечание - вид с позиции 6; кузов и трубопроводы не показаны Рисунок 28 - Триангель |
6. Осмотреть распорку (рисунок 29).
![]() |
Примечание - вид с позиции 6; кузов и трубопроводы не показаны Рисунок 29 - Распорка |
7. Осмотреть оси, шплинты, шайбы тормозной системы с применением досмотровой штанги.
8. Осмотреть колесо второй колесной пары с внутренней стороны, ступицу и места сопряжения подступичной части оси со ступицей, среднюю часть оси по всей длине.
9. На позиции 6 осмотреть подводящие трубы авторежима.
Позиции 7 и 7’
1.Осмотреть хребтовую балку и балки рамы (рисунок 30).
![]() |
а) вид с позиции 7 |
![]() |
б) вид с позиции 7 |
Рисунок 30 - Хребтовая балка и балки рамы
2. Осмотреть запасной резервуар, воздухораспределитель, арматуру и их крепления на раме вагона (рисунок 31).
3. Контролировать состояние магистрального воздухопровода, подводящих труб и их крепление.
4. Контролировать соответствие включения режимов торможения и отпуска загрузке вагона.
![]() |
а) вид с позиции 7 |
![]() |
б) вид с позиции 7 |
Рисунок 31 - Тормозное оборудование
Позиции 8 и 8’
- Осмотреть боковую стену кузова (рисунок 21).
- Осмотреть крышки разгрузочных люков и устройства их запирания (рисунок 22).
- Проверить трафареты периодического ремонта.
Позиции 9 и 9’
Операции, выполняемые на позициях 9 и 9’ в соответствии с операциями позиций 5 и 5’ .
Позиции 10 и 10’
Операции, выполняемые на позициях 10 и 10’ , в соответствии с операциями позиций 4 и 4’.
Позиции 11 и 11’
Операции, выполняемые на позициях 11 и 11’ в соответствии с операциями позиций 3 и 3’.
Позиции 1’ и 12’
Операции, выполняемые на позициях 1’ и 12, в соответствии с операциями позиции 1, за исключением осмотра кронштейна расцепного привода, расцепного рычага, цепи расцепного привода и блокировочной цепи, валика подъемника. На позициях 1’ и 12 дополнительно проверить состояние и положение концевого крана, осмотреть соединительный рукав, крепление магистральной трубы (рисунок 32).
![]() |
а) вид с позиции 12 |
![]() |
б) вид с позиции 1’ |
Рисунок 32 - Соединительный рукав, крепление магистральной трубы и концевого крана
На позиции 1’ дополнительно осмотреть видимую часть стояночного тормоза (рисунок 33).
![]() |
Рисунок 33 - Стояночный тормоз |
На всех позициях у кузова и рамы проверять целостность сварных швов, наличие трещин, изломов, прогибов, состояние усиливающих планок и накладок, люков, приведение в закрытое положение грузополучателями разгрузочных устройств вагонов.
Обстукивание колесных пар производить на 3, 5,9,11, 3', 5', 9', 11'.
Контроль выхода и ухода штока тормозного цилиндра при техническом обслуживании тормозной системы вагона.
При техническом обслуживании тормозной системы вагона контроль выхода и ухода штока тормозного цилиндра производится по указателю выхода штока (флажка) тормозного цилиндра через технологическое окно в боковой раме или при расположении наблюдающего над боковой рамой тележки.
При полном служебном торможении указатель выхода штока тормозного цилиндра должен находиться в пределах индикатора рабочего хода (большого окна) как показано на рисунке 34.
![]() |
а) вид со стороны флажка; |
![]() |
б) вид с обратной стороны |
1 - указатель выхода штока тормозного цилиндра;
2 - индикатор рабочего хода (большое окно)
Рисунок 34 - Контроль выхода штока тормозного цилиндра по указателю
При ступени торможения, шток тормозного цилиндра должен выйти, при этом указатель выхода штока 1 (рисунок 35) должен находиться за пределами малого окна 2 - указывающего отпускное положение. Нахождение указателя выхода штока при выполнении ступени торможения в зоне большого окна не является браковочным признаком.
![]() |
а) вид со стороны флажка; |
![]() |
б) вид с обратной стороны |
1 - указатель выхода штока тормозного цилиндра;
2 - индикатор отпускного положения (малое окно)
Рисунок 35 - Контроль выхода штока тормозного цилиндра по указателю
![]() |
Рисунок 36 - Измерение расстояния от крышки тормозного цилиндра до грани валика |
![]() |
а) вид со стороны флажка; |
![]() |
б) вид с обратной стороны |
1 - указатель выхода штока тормозного цилиндра;
2 - индикатор отпускного положения (малое окно)
Рисунок 37 - Контроль ухода штока тормозного цилиндра по указателю
Контроль разницы по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок вагонов
Измерение высоты оси и определение величины отклонения от горизонтали автосцепки СА-3Т
![]() |
Рисунок 39 – Измерение высоты оси и определение величины отклонения от горизонтали автосцепки СА-3Т |
Положение автосцепки относительно горизонтали определяется измерениями в точках «П» и «Р» в соответствии с «Инструкцией по ремонту и техническому обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог».
Высота оси автосцепки определяется измерениями в точке «МЗв» (место замера высоты).
Составные части тележки модели 18-6863
Система тормозная тележки модели 18-6863
Примечание - На иллюстрации показан вариант исполнения с деталями стояночного тормоза; рукав тормозного цилиндра не показан
Технические требования к узлам и деталям при проведении технического обслуживания вагона
Общие положения
При проверке технического состояния вагона особое внимание следует обращать на выявление взаимосвязанных неисправностей:- при обрыве башмака, падении деталей тормозной системы тележки, утерях, изломах деталей рессорного комплекта произвести проверку колесных пар данной тележки в части наличия выбоин;
- при наличии выбоин, неравномерного проката осмотреть место сопряжения триангеля с боковыми рамами, проверить исправность тормозной системы и рессорного подвешивания, проверить наличие трещин в литых деталях тележек, триангеле, элементах шкворневого узла;
- в случае выявления изломов корпуса поглощающего аппарата, просевших, потерявших упругость поглощающих аппаратов, проверить отсутствие трещин корпуса автосцепки, тягового хомута, упора переднего и заднего объединённого, излома клина, повреждений рамы и торцевой стены кузова;
- при обнаружении зазора в скользунах проверить наличие трещин и изломов в шкворневом узле и надрессорной балке, ползуна, неравномерного проката на поверхности катания колеса вагона.
Ходовые части
ЗАПРЕЩАЕТСЯ постановка в поезда и следование в них вагона на тележках, в которых имеются следующие неисправности:- трещины на боковой и/или надрессорной балке, трещины на адаптерах, фрикционных клиньях, фрикционных планках, корпусе и колпаке скользуна в видимых для осмотрщика вагонов при осмотре зонах;
- полное завышение индикатора фрикционного клина относительно верхней поверхности надрессорной балки или отсутствие индикатора на видимой для осмотрщика вагонов стороне;
- наличие сквозного зазора между колпаком скользуна и износостойкой планкой на опоре шкворневой балки рамы кузова; обрыв или отсутствии крепежа корпуса скользуна и, как следствие, его возможное смещение за границы площадки, где он установлен на надрессорной балке;
- отсутствие блокиратора или отсутствие самостопорящейся гайки с шайбой на болте в буксовом проёме боковой рамы;
- обрыв или отсутствие крепежа и, как следствие, смещение фрикционной планки относительно стойки боковой рамы;
- трещина, излом, отсутствие скобы на опорной поверхности буксового проёма боковой рамы;
- отсутствие или излом пружин рессорного комплекта (вНИМАНИЕ! Зазор между внутренней пружиной под надрессорной балкой и опорной поверхностью надрессорной балки не является неисправностью);
- неисправности колёсных пар, балки авторежима, деталей тормозной системы и колодок, определенные № 808-2017 ПКБ Цв Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации;
- толщина обода колеса менее 47мм;
- выработан назначенный ресурс и/или срок службы боковой рамы и надрессорной балки;
- неисправности, указанные в № 808-2017 ПКБ Цв и ЦДЛР 4914.00.00.000 РЭ Тележка двухосная 18-6863, тип 4 ГОСТ 9246-2013. Руководство по эксплуатации.
Автосцепное устройство
ЗАПРЕЩАЕТСЯ постановка в поезда и следование в них вагона, у которого автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей, в том числе трещины, выявляемые в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне:
- трещина в корпусе автосцепки, излом деталей механизма;
- износ или другие повреждения деталей механизма автосцепки, при которых возможен саморасцеп;
- уширение зева, износы рабочих поверхностей по контуру зацепления автосцепки, сверх допускаемых (проверяются шаблонами в концевых вагонах состава);
- отсутствие валика подъемника автосцепки, не закрепленный от выпадения или закрепленный нетиповым способом валик подъемника, недействующий предохранитель замка от саморасцепа;
- трещина тягового хомута, трещина или излом клина тягового хомута;
- излом или трещина центрирующей балочки, маятниковой подвески;
- неисправное или нетиповое крепление клина тягового хомута;
- трещина или сквозная потертость корпуса поглощающего аппарата, повреждение поглощающего аппарата, вызывающее потерю упругих свойств (неприлегание его одновременно к задним и передним упорам через упорную плиту более чем на 5 мм);
- расстояние от упора головы автосцепки до наиболее выступающей части розетки менее 110 и более 150 мм;
- ослабление болтов или нетиповое крепление планки, поддерживающей тяговый хомут, трещина или излом планки, кронштейна или державки расцепного привода, ударной розетки, упорной плиты или упора переднего и заднего объединённого; погнутый расцепной рычаг;
- цепь или цепи расцепного привода длинной более или менее допустимой;
- незаваренные звенья или надрывы в них цепи расцепного привода;
- прикрепленная нетиповым способом цепь расцепного привода;
- повреждение или отсутствие кронштейнов (ограничителей вертикальных перемещений);
- высота оси автосцепки над уровнем головки рельсов: у порожнего вагона более 1080 мм или менее 980 мм, у груженого вагона менее 950мм
- вНИМАНИЕ! высоту автосцепки над уровнем головок рельсов измерять от точки «МЗв», которая нанесена на хвостовике автосцепки;
- разность по высоте между сцепленными автосцепами вагонов более 100 мм и между автосцепками локомотива и первого груженого вагона более 110 мм;
- излом или отсутствие фиксаторов, или излом пружин центрирующего прибора.
- признаки неисправностей, приводящих к саморасцепу автосцепок и другим нарушениям работы автосцепного устройства:
- наличие посторонних предметов под головками маятниковых подвесок и на центрирующей балочке;
- наличие посторонних предметов под хвостовиком автосцепки;
- отсутствие сигнального отростка замка;
- излом направляющего зуба замка (определяемый по выходу его из отверстия корпуса автосцепки);
- трещины в деталях автосцепного устройства, выявляемые по следам коррозии, наличию пылевого валика в летнее время, инея - в зимнее;
- укороченная или удлиненная цепь расцепного привода автосцепки;
- несоответствие допускаемому расстоянию от упора головы автосцепки до ударной розетки.
Методы контроля и выявления неисправностей в соответствии с ЦДЛР.0915.00.00.000 РЭ Устройство автосцепное. Руководство по эксплуатации и ЦДЛР.0915.01.00.000 РЭ. Автосцепка СА-3Т. Руководство по эксплуатации.
Автосцепки концевых вагонов поездов следует проверять в соответствии с Инструкцией по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог и № 808-2017ОКБ Цв.
Тормозное оборудование
Не допускается постановка в поезда, а также отправление со станций формирования и оборота вагонов, у которых тормозное оборудование имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
- неисправное тормозное оборудование: тормозной цилиндр, воздухораспределитель, авторежим, концевой или разобщительный кран, выпускной клапан, резервуары, рабочая камера;
- повреждение воздухопроводов - трещины, прорывы, протертости и расслоение соединительных рукавов, трещины, надломы и вмятины на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода, в местах крепления;
- неисправность, нетиповое крепление деталей механической части - триангелей, рычагов, тяг, авторегулятора, распорки, башмаков; трещины или изломы в деталях, откол проушин колодки; неправильное крепление колодки в башмаке, неисправные или отсутствующие предохранительные устройства и балки авторежимов при наличии авторежима, нетиповые детали и шплинты в узлах;
- неисправный стояночный тормоз;
- ослабление крепления деталей;
- не отрегулированная тормозная система;
- толщина колодок менее регламентированной № 808-2017ПКБ ЦВ.
- возможные неисправности тормозного оборудования вагона приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Возможные неисправности тормозного оборудования вагона
Наименование | Неисправность |
Соединительный рукав | В соответствии с № 808-2017ПКБ ЦВ |
Кран концевой | В соответствии с № 808-2017ПКБ ЦВ |
Тормозная магистраль | В соответствии с № 808-2017ПКБ ЦВ |
Воздухораспределитель | В соответствии с № 808-2017ПКБ ЦВ |
Запасной резервуар | В соответствии с № 808-2017ПКБ ЦВ |
Рукав для соединения тормозного цилиндра с подводящим трубопроводом | Повреждение, разрыв металлооплетки рукава; Вздутие рукава; Обрыв рукава; Негерметичность соединений деталей рукава; Негерметичность соединений рукава с подводящим трубопроводом и тормозным цилиндром |
Цилиндр тормозной | Ослабление крепления тормозного цилиндра; Излом трещины корпуса тормозного цилиндра; Трещины кронштейна цилиндра; Заклинивание штока цилиндра; Излом головки штока цилиндра; Нарушение герметичности цилиндра |
Авторегулятор | Трещины, изломы деталей авторегулятора; Отсутствие деталей авторегулятора; Изгиб винта регулирующего |
Триангель | Трещина, изгиб или излом деталей триангеля; Трещина сварного шва приварки струны триангеля к балке триангеля; Отсутствие крепежных деталей, башмака, распорки; Нетиповое крепление распорки или башмака; Обрыв крепежных элементов конструкции; Трещины, излом, откол башмака; Заварбашмака |
Рычаги тормозной системы тележки, детали шарнирных соединений | Трещины, изломы рычагов; Отсутствие рычагов; Отсутствие осей (валиков), шплинтов, шайб, в соединениях рычагов с триангелем, тормозным цилиндром, авторегулятором и распоркой; Отсутствие пружинной скобы, фиксирующей распорку в тормозном цилиндре |
Тормоз стояночный | Отсутствие деталей стояночного тормоза; Отсутствие осей (валиков), шплинтов в шарнирных соединениях стояночного тормоза; Ослабление крепления деталей стояночного тормоза; Отсутствие крепежных деталей стояночного тормоза |
Тормозная система | Износ тормозных колодок; Нарушение регулировки |
Кузов
Запрещается постановка в поезда и следование в них вагона, кузов которого имеет хотя бы одну из неисправностей, определенных № 808-2017ПКБ ЦВ.Рама вагона
Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых в раме имеется хотя бы одна из неисправностей, определенных № 808-2017 ПКБ ЦВ, а также неисправности, перечисленные ниже:- трещина сварного шва приварки упора переднего и заднего объединённых к балке (к средней части хребтовой балки);
- трещины швов приварки элементов конструкции рамы (шкворневых, концевых балок, настила пола) к упорам переднему и заднему объединённым;
- трещины или изломы в упорах переднем и заднем объединённых.
Ссылочные документы
Обозначение | Наименование документа |
ЦДЛР 4914.00.00.000 РЭ | Тележка двухосная 18-6863, тип 4 ГОСТ 9246-2013. Руководство по эксплуатации |
№ 808-2017ПКБ ЦВ | Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утв. 50 заседанием Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 21-22.05.2009г |
ЦДЛР.0915.00.00.000 РЭ | Устройство автосцепное. Руководство по эксплуатации |
ЦДЛР.0915.01.00.000 РЭ. | Автосцепка СА-3Т. Руководство по эксплуатации. |