7ee545c0df9b9464 Контроль технического состояния колесных пар ~ Вагонник.РФ
  • Главная
  • Предсменный тест ЦВ Осмотрщики и др.

пятница, 3 февраля 2017 г.

Контроль технического состояния колесных пар


Основным условием для выявления неисправностей колесных пар, является встреча поезда «сходу», при которой диагностика производится по состоянию движения ходовой части, колесных пар и рычажной передачи (особое внимание осмотрщики должны обращать  на перемещение боковин и надрессорных балок тележек вагонов, на наличие дыма, на пощелкивание,  специфический запах смазки, периодическое подергивание буксы).


  Пост безопасности должен располагаться на расстоянии не далее 5-6 метров от проходящего подвижного состава. Скорость движения состава должна быть не более 10 км/час. Осмотр состава лучше всего вести на уровне смотровой крышки (по высоте). Железнодорожный путь в районе поста безопасности не должен иметь стыков.   Желательно, встречу поезда производить всеми осмотрщиками смены, обращая повышенное внимание на вагоны, находящиеся в  головной и хвостовой частях состава.
  Для более быстрого и эффективного осмотра затененных мест в деталях и узлах вагона в светлое время суток необходимо использовать карманные фонари.   Луч фонаря должен быть направлен под углом 20-40º к отражающей поверхности. Для обнаружения трещин,  расположенных под углом к поверхности, имеющих небольшой угол раскрытия необходимо применять зеркало. При постановке зеркала в торец трещины, она будет четко просматриваться.  Также необходимо применять зеркало в совокупности с фонарем и для осмотра внутренних поверхностей боковой рамы (наклонный пояс, верхний пояс, места соединения горизонтальных и вертикальных стенок, надбуксовый проем) и надрессорной балки (наклонные поверхности).

Осмотр подвижного состава при встрече «сходу»

Основными признаками неисправностей колесной пары являются:

  • наличие выброса искр из-под колесной пары, идущей юзом (колесо не вращается);
  • стук колесных пар о рельс, имеющих ползуны, навары   или неравномерный прокат (при неравномерном прокате тележка галопирует, вагон как бы хромает);

Ползун                                      Навар

  • дребезжание тормозной рычажной передачи из-за разрушения роликовой буксы;
  • виляние колеса от трения боковой грани обода колеса о внутреннюю грань головки рельса, слышен дополнительный шум (сдвиг колеса на оси).

Осмотр  подвижного состава при стоянке(в парке)

  При осмотре во время стоянки в парке возможно выявление трещин деталей вагонов, которые разделяются на:

  • свежеобразовавшиеся  – имеют ярко выраженную серебристую окраску;
  • старые – имеется налет  буро-красного оттенка;
  • прогрессирующие  – имеют развитие, создавая пылевой валик из намагниченных частиц металла черно-серебристой окраски.

Выявление трещин диска и поверхности катания колес:

  • осмотр поверхности колес с внутренней стороны;
  • отслоение окалины или разрыв (трещин диска);
  • вздутие краски на поверхности диска колеса (трещин диска);
  • видимые неровности на диске (трещин диска);
  • следы механического воздействия (трещин диска);
  • валики пыли, ржавчины, в зимнее время – инея;
  • цвета побежалости на ободе колеса;
  • наличие любых полос различной длины.

Признаки неисправностей колесной пары

Признаки неисправностей диска колесной пары

При остукивании по кругу катания колесных пар при отжатых тормозных колодках:

  • однородный звонкий звук – отсутствие трещин;
  • глухой или дребезжащий звук – ее наличие, но если нет разрыва обода колеса, или если трещина не сквозная – эффекта не будет;
  • глухой звук также будет, если на приободной части колеса много снега (льда) или  много краски и ржавчины.

Признаки неисправностей оси колесной пары

  Трещины в осях колесных пар чаще всего возникают в подступичной части оси с внутренней стороны ступицы колеса, реже в средней части.
  Скрытые трещины на оси под ступицей могут располагаться на расстоянии 2-8 мм от внутренней торцевой поверхности ступицы.
  Их можно выявить по разрывам краски в месте сопряжения ступицы с осью и по появлению ржавчины в виде мелкой пыли на оси около внутренней кромки ступицы, а также по появлению кольцевых вмятин в местах сопряжения оси со ступицей. Эти вмятины образуются от прогиба оси, возникающего из-за больших трещин в подступичной части оси. Такие признаки, как разрыв краски в месте сопряжения оси со ступицей и наличие ржавчины в виде мелкой пыли на оси совпадают с признаками ослабления ступицы на оси.
  Для подтверждения наличия трещины подозрительное место зачищается шабером, применение металлической щетки недопустимо.

В зимнее время

  Если вся деталь покрыта инеем, то над трещиной он располагается в виде пучка с длинными иглами. Появление валика и игл объясняется тем, что попавшая в трещину влага или смазка сохнет дольше, чем на поверхности. В результате этого, пыль прилипает к мокрому или смазанному месту и образует валик над трещиной. В мороз влага превращается в иней.
  Образование бугорка краски происходит из-за того, что во время движения вагона стенки образовавшейся трещины вибрируют, трутся друг о друга, в результате чего образуется металлическая пыль, которая ржавеет, увеличивается в объеме, поднимает пленку краски бугорком, а потом разрушает ее. Появление бугорка краски в данном случае - верный признак присутствия трещины.
  Скопление пыли следует проверить металлическим щупом. Притяжение пыли к щупу указывает на наличие в ней металла и, следовательно, трещину. Если пыль к щупу не притягивается, проверяемое место следует осмотреть с использованием лупы.

Популярные статьи

Индекс цитирования.