7ee545c0df9b9464 Инновационные решения и нестандартные методы по выявлению трещин в литых деталях тележек в эксплуатации ~ Вагонник.РФ
  • Главная
  • Предсменный тест ЦВ Осмотрщики и др.

вторник, 6 сентября 2016 г.

Инновационные решения и нестандартные методы по выявлению трещин в литых деталях тележек в эксплуатации

Дальневосточная дирекция инфраструктуры

Опыт работы осмотрщика-ремонтника эксплуатационного вагонного депо Хабаровск II Фаращяна Гамлета Аркадьевича

  Свой метод выявления дефектов в труднодоступных местах применяет в работе осмотрщик вагонов парка прибытия «Б» Эксплуатационного вагонного депо Хабаровск II Гамлет Аркадьевич  Фаращян,  который  трудится    в депо с 1986 года. За время работы изучил конструкцию вагонов, передовые методы выявления неисправностей и дополнил их своими наблюдениями.
  На что обращает внимание Фаращан Г.А.:

  • Изогнутый шкворень свидетельствует о возможной трещине боковины в таких зонах как углы буксового проёма и технологическое окно. Необходимо осматривать все четыре боковые рамы.
  • Отверстие валика подвески башмака разработано овально, имеется неравномерный прокат, выщербины, ползуны или другие дефекты поверхности катания являются признаком того, что трещина может находиться в боковой раме, расположенной рядом с дефектной колёсной парой. Вероятнее всего она расположена в наружном углу буксового проёма с внутренней стороны боковой рамы. При движении от этих дефектов возникает ударная нагрузка на литые детали тележек  и колесные пары.
  • Наличие блестящей полосы на скользунах говорит о том, что возможно наличие трещины бурта технологического окна с внутренней стороны  боковой рамы и трещины в буксовом проёме. Особое внимание необходимо обращать на буксовый проём боковых рам коробчатого сечения.
  • При наличии износа или следов трения фрикционного клина и наклонной поверхности надрессорного бруса возможно наличие трещины в технологических    окнах    боковой    рамы. Особое внимание необходимо обращать на боковые рамы с тавровым сечением.
  • Если имеется излом фрикционного клина, излом или трещина фрикционной планки, ослабление или обрыв двух и более заклепок фрикционной планки, излом пружин, блестящая полоса сверху пружины необходимо наиболее тщательно осмотреть оба технологические окна с этой же стороны, где находится изломанный клин, фрикционная планка, оборванные заклёпки, сломанные пружины.
  • Если имеется выработка пружины виде кольца, то существует большая вероятность того, что трещина находится в технологическом окне с противоположной стороны от дефектной пружины.
  • Трещина или излом колпака скользуна говорит о том, что необходимо осмотреть боковую раму, расположенную со стороны повреждённого колпака скользуна.
  • При повышенном зазоре между буксой и направляющей поверхностью буксового проема или наличии блестящей полосы на направляющих буксового проема большая вероятность наличия трещины в буксовом проёме с внутренней стороны боковой рамы.
  • При наличии раковин необходимо осмотреть участок вокруг раковины. При нагрузке раковина может служить концентратором напряжения. И от неё могут исходить трещины. Наибольшую опасность представляют раковины расположенные в цепочку.
  •  Если имеется следы свежей сварки на ударной розетке и упорных угольниках, пружина, фрикционный клин, фрикционная планки или  коробка скользуна отличается от других (поставлены новые при ремонте) – все четыре боковые рамы подлежат наиболее тщательному осмотру.
  • Вздутие краски, имеющее вид извилистой или прямой линии. В сухую погоду по контуру вздутия образуется полоска цвета ржавчины, а во влажную – образуется мокрый след. Это свидетельствует о том, что под вздутием краски может находиться трещина. Необходимо по краям вздутия осторожно молотком отбить краску (чтобы не зачеканить трещину), затем очистить краску металлической щёткой и осмотреть участок детали.
  • Иногда приходится наблюдать, что на участке детали имеется тонкий валик металлического порошка имеющий вид извилистой или прямой линии. Сметая порошок и осмотрев участок детали через лупу, часто обнаруживается трещина.
  • Имеющаяся деформация люка полувагона свидетельствует о том, что боковая рама, расположенная с той же стороны что и деформированный люк может иметь трещины, образовавшиеся от динамического удара.
  • Свежая трещина или свежая сварка шкворневой балки – признак трещины одной из боковин тележки.
  • Часто по сварке или порам на отбуртовке технологического  окна  образовываются  трещины. В  таком случае, осматривается участок вблизи сварки или поры с помощью лупы и подсветки фонариком.
  • Фаращян Г.А. обратил внимание, что чаще всего встречаются трещины у боковых рам, изготовленных 5 заводом – 29%; 33 заводом – 24%, 12 заводом – 9%; заводом 1291 – 5%; (трещины в R55, в технологическом окне и литейные дефекты во внутреннем углу буксового проёма).

  При осмотре боковых рам в темное и светлое время суток применяется фонарик и небольшое зеркало. Для того, чтобы рассмотреть дефект внутри боковой рамы необходимо внести зеркало во внутреннюю полость рамы и посветить фонариком в сторону зеркала. Меняя наклон зеркала осмотреть полость боковой рамы, рассматривая отражение внутренних поверхностей.
Пользуясь фонарём для осмотра предполагаемой трещины на детали, пучок света необходимо направлять на осматриваемую поверхность не перпендикулярно, а по касательной, то есть под углом 30-45 градусов. Если существует усталостная трещина, она более наглядно проявится.

Октябрьская дирекция инфраструктуры

Опыт работы осмотрщика-ремонтника эксплуатационного вагонного депо Санкт Петербург-Сортировочный-Витебский Чугай Семёна Игоревича

  Осмотрщик вагонов Чугай Семён Игоревич (стаж работы 5 лет, за текущий период 2013 года выявил 7 дефектных боковых рам) применяет индивидуальный метод выявления трещин в литых деталях тележек грузовых вагонов. Данный метод применяется в парке прибытия на ПТО Санкт-Петербург.
  Метод позволяет выявлять трещины в литых деталях тележек грузовых вагонов с помощью раствора керосина и краски в пропорции 1:3. Необходимо нанести данный раствор на место предполагаемого дефекта (трещины) кистью или капиллярным распылителем с последующим протиранием обработанного места сухой ветошью. Так как керосин обладает достаточно высокой проницаемостью, чем другие жидкости, он отлично проникает в полости, а краска остаётся в дефекте (трещине) образуя четкий контур дефекта.
1 этап – нанесение эмульсии (до 1 мин.)
2 этап – впитывание  эмульсии  (до 2 мин.)
3 этап - протирка эмульсии и визуальное подтверждение трещины (до 1 мин.)
4 этап - подтверждение наличия трещины приборами дефектоскопии (в ремонтном депо)

Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры 

Опыт работы осмотрщика-ремонтника вагонов ПТО Лихая эксплуатационного вагонного депо Лихая Сопельченко Николая Владимировича


  Сопельченко Николая Владимировича  (стаж работы 8 лет). В 2012 год выявил 56 трещин и дефектов боковых рам, в 2013 году выявил 32 дефектные боковые рамы и 10 надрессорных балок. Для зачистки поверхности литой детали от ржавчины, грязи, шлака осмотрщик-ремонтник вагонов Сопельченко Н.В. использует специальную металлическую щетку. При наличии снега для очистки использует гибкий металлический трос.
Затем тонкой иглой или стальной проволокой маленького диаметра производит замер глубины дефекта. Проводя иглой по стенке или плоскости детали проверяет при зацеплении иглы на наличие трещин.
  Если литейный дефект имеет небольшую длину, но носит глубинный характер, то в таких случаях он использует свой метод проникающей жидкости. Для чего применяет аэрозольный  баллончик  со смазочным материалом.
  Баллончик имеет длинную тонкую трубочку, которая облегчает процесс введения жидкости в полость дефекта. За счет высокой ликвидности жидкость проникающая в дефект под давлением делает видимым контур образующейся трещины, что подтверждает ее наличие. Позволяет выявить дефект  в любой плоскости детали.
  Зачастую развивающаяся трещина в челюстном проеме скрывается под износостойкой пластиной буксового проема. В таких случаях он использует свое личное изобретение – щуп из проволоки максимально расплющенной на конце, а с противоположной стороны для удобства изогнуто кольцо. Данный щуп облегчает процесс осмотра возможного места образования дефекта, позволяет измерить глубину дефекта (при необходимости отшелушить краску).

Западно-Сибирская дирекция инфраструктуры 

Опыт работы осмотрщика-ремонтника вагонов ПТО Инская Максимова Александра Александровича

  Опыт работы осмотрщика-ремонтника вагонов ПТО Инская Максимова Александра Александровича составил 8 лет.
  За 2012 год им выявлено 39 трещин в литых деталях тележки и колесных парах, из них:

  • 3 трещины надрессорных балок;
  • 5 трещин боковых рам;
  • 31 трещина в колёсных парах.

  За 4 месяца 2013 года выявлено 33 трещины в литых деталях тележки и колесных парах, из них:

  • 6 трещин боковых рам;
  • 27 трещин в колёсных парах.

  Прежде всего, трещины образуются в узлах опоры и передачи нагрузки от одной детали на другую, где образуется максимальное напряжение.
  Для выявления трещины, прежде всего, необходимо произвести осмотр детали, опираясь на визуальные признаки образования трещин на самой детали и  вагоне в целом.
  Признаки на вагоне:

  • наличие дефектов поверхности катания (особенно при встрече вагона с ходу)
  • ползун;
  • неравномерный прокат;
  • выщербина, навар;
  • разбитая подвеска тормозного башмака;
  • излом пружин рессорного комплекта. (Такой признак как излом пружин сильно влияет на образование трещин в R-55 боковой рамы и диска колеса колёсной пары, особенно на противоположной чести тележки).
  • износ фрикционных клиньев;
  • несоответствие зазоров скользунов (эти признаки говорят о не правильной работе тележки);
  • ослабление крепления котла и пояса бака у цистерны (приводит к повышенным динамическим колебаниям вагона).

Признаки на детали:
  • валик металлической пыли и стружки, как белого цвета, так и рыжего цвета ржавчины;
  • в зимний период образование инея вокруг трещины;
  • вздутие краски;
  • расслоение металла;
  • глухой звук при остукивании колёсной пары.
 В своей работе при осмотре вагонов я использую как штатный инструмент ОРВ, так и дополнительные приспособления для улучшения качества работы.
  Я использую напильник круглого сечения, складной нож, металлическую щетку и шуруповерт.
  Каждый из этих инструментов применяется в зависимости от расположения трещины. При зачистки R-55     в     основном     применяется     нож,     а  также шуруповерт с продолговатой насадкой. Для зачистки колесной пары используется напильник и шуруповерт с круглой насадкой.
  Напильник необходим для зачистки наружной части обода, что позволяет углубиться в металл и выявить трещину. Использование напильника невозможно при зачистке диска колеса и особенно при ободной зоны, здесь незаменим шуруповёрт.
  При ободная зона является труднодоступным местом и местом наиболее частого образования трещин. В  этой части колесной пары наибольшее  скопление грязи, краски и ржавчины, что затрудняет осмотр.
Осмотр боковых рам тележки нужно производить при использовании фонаря, как в темное, так и светлое время суток. Технологическое окно осматривается изнутри   со   стороны   буксового   проема,   где  часто  встречаются раковины и литейные дефекты, ржавчина и окалина, для очистки используется металлическая щетка и насадка-щетка шуруповерта.
  Радиус R-55 нужно осматривать при помощи досмотровой штанги, особенно со стороны колеса в месте наиболее частого образования трещин.
  При зачистке здесь используется складной нож и напильник. Радиус R-55 несет наибольшую концентрацию напряжения во всей боковой раме.
Особое внимание я уделяю боковым рамам с клеймами
«22» Алтайвагон с 2009 по 2012 год;
«1291» Азовмаш, с 2007 по 2012 год;
«33» Промтракторпромлит, с 2006 года;
«5» Уралвагон, с 2005 года.
  Осмотр колесных пар нужно начинать с остукивания, и последовательного осмотра обода, диска и ступицы с внешней стороны и внутренней.
  Чаще встречаются трещины продольные и реже поперечные.
  На колесных парах с клеймом «8» чаше встречаются продольные трещины на наружной грани обода и на диске с внешней стороны.
  На клейме «8 Т» чаще возникает термическая сетка трещин.
  На клейме «18» чаще встречаются продольные трещины в приободной зоне с внутренней стороны.
  На клейме «20» трещины встречаются в любых местах, чаще на диске, как снаружи, так и внутри. А на ободе трещины встречаются поперечные, переходящие с одной плоскости на другую.
  Особое внимание, я уделяю колесным парам с ободом менее 40 мм.
  На вагонах с повышенным центром тяжести (цистерны и крытые вагоны) большее внимание уделяю диску колеса.

 Юго-Восточная дирекция инфраструктуры 

Досмотровая штанга для контроля зон R55

боковых рам тележек грузовых вагонов, разработки Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства

  В 2012 г. по заданию Управления вагонного хозяйства ЦДИ ОАО «РЖД» специалисты ПКБ ЦВ приступили к разработке конструкции досмотровой штанги для обследования зон радиуса R55 боковых рам тележек грузовых вагонов.
  Для определения единых подходов к проектируемому инструменту и выработки оптимальных технических требований в рабочую группу были привлечены наиболее опытные осмотрщики и инструкторы пяти дирекций инфраструктуры: Горьковской, Северной, Октябрьской, Куйбышевской и Юго-Восточной. По утвержденным рабочей группой техническим требованиям и по результатам испытаний были разработаны и изготовлены несколько вариантов образцов штанг. Принципиальная схема досмотровой штанги включает рукоятку, внутри которой располагается аккумулятор, гибкую (или жесткую) штангу и зеркало со встроенными светодиодами.
  Полигоном для опытной эксплуатации было определено ПТО Лиски  Юго-Восточной дирекции инфраструктуры. По предложениям осмотрщиков этой дирекции был разработан вариант досмотровой штанги, совмещенной с фонарем в двух исполнениях: с гибкой (вариант «а») и жесткой («б») штангой.
  На фото ниже показаны приемы использования досмотровой штанги при осмотре боковых рам.

Забайкальская дирекция инфраструктуры
Досмотровая штанга для контроля зон R55 боковых рам тележек грузовых вагонов

  Эксплуатационное вагонное депо Карымская в целях качественного технического обслуживания поездов разработало досмотровую штангу для выявления дефектных боковых рам грузовых вагонов.
  Для изготовления досмотровой штанги используется: заводской фонарь «Черный орел»  марки HMZ-C201, один светодиод, деревянная втулка в которую насаживается алюминиевая трубка диаметром 6 мм, зеркало размером 60х26 мм смонтированное в стальную оправку.
Преимуществами досмотровой штанги изготовления Эксплуатационного вагонного депо Карымская являются:

  • малогабаритность, позволяющая осматривать все труднодоступные места;
  • для работы светодиода не требуется постоянная замена аккумуляторных батарей, так как имеется типовое зарядное устройство;
  • оптимально установлен угол наклона зеркала не требующий ее постоянной регулировки;
  • высокая долговечность;
  • удобен в использовании при техническом обслуживании поездов;
  • низкая себестоимость в сравнении с заводской УД 01.2/0.35-06 м.
Осмотр в зоне R55 внутреннего угла буксового проёма боковой рамы
 Осмотр боковой рамы в зоне технологического окна
 Осмотр боковой рамы в зоне верхнего пояса рессорного проёма
 Осмотр боковой рамы в зоне нижнего пояса рессорного проёма
 Использование досмотровой штанги в качестве фонаря

Популярные статьи

.