Автосцепное устройство является одним из наиболее ответственных и повреждаемых узлов вагона, от исправного состояния которого в большой степени зависит безопасность движения поездов.
В эксплуатации достаточно часто встречаются случаи повреждения и чрезмерного износа деталей автосцепного устройства, которые нарушают нормальную и безопасную эксплуатацию подвижного состава. Высокая повреждаемость деталей автосцепного устройства объясняется их работой под постоянным воздействием больших переменных ударно-тяговых усилий, износами из-за трения деталей.
Сложность технического обслуживания этих деталей обусловлена их расположением в скрытых для визуального осмотра местах. Не выявленные своевременно износы приводят к саморасцепу автосцепок или падению поврежденных деталей на путь, вызывая угрозу схода подвижного состава с рельсов. Поэтому качество и эффективность технического обслуживания автосцепного устройства во многом зависит от исполнителей, их знаний передовых технологий и профессионализма и определяют эксплуатационную надежность и безопасное проследование поездов по гарантийным участкам.
Исправное состояние автосцепного устройства оказывает большое влияние на безопасность движения подвижного состава. Не выявленные своевременно износы приводят к саморасцепу автосцепок или падению поврежденных деталей на путь, вызывая угрозу схода подвижного состава с рельсов.
Основными причинами повреждаемости и неисправностей автосцепных устройств являются:
- значительные динамические нагрузки, которые особенно велики при торможениях и трогании с места, при маневровых работах, при проходе составом кривых участков пути и сортировочных горок;
- износы из-за постоянного трения деталей;
- нарушение технологии изготовления и ремонта;
- большие перепады температур;
- незащищенность деталей от попадания в зону трения абразивных частиц.
Имеются место значительных повреждениях автосцепных устройств на сортировочных станциях при превышении скорости соударения вагонов, около 30 % вагонов повреждаются при маневрах: трещины, изломы и разрывы сварных и литых деталей. Такие детали плохо переносят ударные нагрузки, литые – из-за часто встречающихся в них нарушений сплошности металла, анизотропности и поверхностных концентраторов напряжений; сварные – из-за анизотропности материала в зоне сварных швов вследствие остаточных напряжений, неоднородности металла и наличия концентраторов напряжений. Выявление трещин при техническом обслуживании вагонов производится осмотрщиками вагонов визуально и затруднено из-за неоступности отдельных элементов для осмотра.
Одним из видов нарушения безопасности движения поездов по неисправностям автосцепного оборудования являются обрывы автосцепки. Основными причинами обрыва автосцепки являются трещины, особенно в хвостовике и в тяговых полосах или соединительных планках хомута, излом клина, просадка или излом пружин поглощающего аппарата. Известны единичные случаи схода вагонов из-за наезда на упавший корпус автосцепки.
Практически все причины саморасцепов и обрывов автосцепки являются следствием нарушений технологии ремонта или технического обслуживания, следствием несовершенства методов контроля состояния деталей при техническом обслуживании.