1. Общие положения
1.1. Настоящий документ «Критерии определения объёма ремонта, требуемого для восстановления поврежденного подвижного состава (грузовых вагонов) или его исключения» (далее – Критерии) описывает критерии оценки технического состояния узлов и деталей вагонов для определения (назначения) проведения требуемого объёма ремонта вагона при его повреждении (и/или при разоборудовании) с целью полного или частичного восстановления поврежденного подвижного состава либо его исключения из инвентарного парка.
1.2. Критерии предназначены для применения должностными лицами ОАО «РЖД», осуществляющими, в силу своих обязанностей, контроль за подвижным составом (грузовыми вагонами) на инфраструктуре ОАО «РЖД», а так же работниками предприятий, не входящих в холдинг «РЖД», являющихся собственниками или операторами подвижного состава.
2. Термины и определения
В данном документе используются следующие термины и определения:
- унифицированное съемное оборудование (УСО) – специальное оборудование, предназначенное для перевозки рельсошпальной решетки на вагонах-платформах;
- дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям (согласно ГОСТ 15467-79);
- трещина – разрыв межатомных связей, приводящий к нарушению целостности предмета;
- излом – вид разрушения детали или конструкции под действием внешних сил с образованием поверхностей раздела;
- изгиб – деформация, при которой происходит искривление осей изделия в горизонтальной и (или) вертикальной плоскостях, по сравнению с первоначальной формой;
- вмятина – деформация поверхности материала (вогнутая или выпуклая форма) без нарушения ее целостности;
- пробоина – деформация поверхности материала со сквозным нарушением целостности поверхности, полученная механическим путем;
- износ – уменьшение размеров и изменение формы деталей механизма в результате эксплуатации;
- прогиб – перемещение центра тяжести сечения в деформированном состоянии;
- уширение – отклонение формы поперечного сечения, характеризующееся разными величинами ширины профиля в поперечном сечении;
- обрыв – отсоединение (отсутствие) детали или узла от основной конструкции предусмотренной конструкторской документацией;
- повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния (согласно ГОСТ 27 002-2015);
- повреждение вагона – нарушение исправного состояния вагона или его составных частей (в том числе их утеря) под влиянием внешних воздействий, превышающих уровни, установленные настоящим стандартом и нормативными документами на вагон
3. Критерии определения объёма ремонта вагона
- после крушений и аварий поездов (все колесные пары поврежденных вагонов);
- после схода вагона с рельсов (колесные пары сошедшей тележки);
- при повреждении вагона от динамических ударов падающего груза при погрузке или выгрузке (все колесные пары вагона).
- не более одного излома или трещины раскосов, шкворневых и промежуточных стоек в любом месте (заварка трещин, изломов с усилением накладкой);
- поперечные трещины, изломы не более четырех, а продольных трещин – не более трех, длиной не более 200 мм каждая (заварка трещин, изломов верхней и нижней обвязок с последующим усилением накладками);
- отрыв стойки от нижней обвязки по старому сварному шву (допускается усиливать узел заделки электрозаклепками или накладками);
- не более одной поперечной трещины угловых стоек длиной до половины периметра поперечного сечения (заварка трещины с усилением накладками);
- повреждения сварных швов листов обшивки (ремонт сваркой);
- пробоины и порезы длиной менее 100 мм и шириной не более 3 мм (ремонт сваркой);
- наличие поврежденных, ранее поставленных с наружной стороны кузова накладок (устраняют заменой с постановкой накладок по профилю изнутри кузова).
- трещины на стойках боковой стены, (устранение заваркой без усиления накладками. Трещины на дверных и торцовых стойках завариваются с постановкой накладок);
- пробоины и разрыв обшивки шириной более 2 мм (ремонт сваркой с постановкой накладок);
- трещины, пробоины в крыше не более 150 мм на площади 1 м2 (ремонт сваркой с постановкой накладки, толщиной не менее толщины металла листа крыши, при этом отсутствующие болты восстанавливают с прихваткой гаек сваркой);
- при отсутствии дверей установить новые или отремонтированные;
- трещины в основном металле металлического пола длиной не более 500 мм или дефекты сварных швов (ремонт сваркой).
- отсутствие люков или створок дверей (установка новых или восстановленных);
- обрыв двери, отсутствие валиков (ремонт сваркой);
- отсутствие торсионов (установка новых или восстановленных);
- трещины в листе крышки люка не более двух, длиной не более 100 мм (ремонт сваркой).
- трещины борта (ремонт сваркой при толщине листа в месте наложения сварных швов не менее 3 мм с перекрытием накладкой толщиной от 3 мм до 4 мм);
- трещины в плитах откидных с упорами (ремонт сваркой);
- доски пола с изломами (ремонт с заменой).
- трещины хомута котла (ремонт сваркой с постановкой накладки);
- обрыв хомута котла цистерны (ремонт сваркой с постановкой накладки, толщиной не менее толщины пояса хомута);
- обрыва крепления лестниц, поручней, подножек.
- трещины в сварных соединениях кронштейнов крепления привода механизма разгрузки (ремонт с разделкой и последующей заваркой трещины);
- трещины в стойках и пробоины кузова (ремонт сваркой с постановкой накладок);
- трещины, пробоины крыши (ремонт сваркой с постановкой накладки, толщина накладки не менее толщины листа крыши);
- трещины в крышке люка (ремонт сваркой);
- обрыв петель (ремонт сваркой);
- трещины кузова длиной более 100 мм, пробоины (ремонт сваркой с постановкой накладки);
- трещины бункера (ремонт сваркой);
- изогнутые, с трещинами, изломами рычаги запорных механизмов (замена новыми или восстановленными);
- сектора, шестерни с трещинами, изломами механизма разгрузки (замена новыми или восстановленными);
- трещины, пробоины крыши, стен, бункера (ремонт сваркой с постановкой накладки и обваркой по периметру сплошным швом);
- изогнутые или оборванные фиксаторы штурвала механизма разгрузки (замена новыми или восстановленными).
- трещины кронштейна цилиндра опрокидывания (ремонт сваркой);
- трещины на валиках (замена валиков);
- деформированные, с трещинами рычаги, тяги механизма открывания бортов (замена на новые или восстановленные);
- пружинный механизм опрокидывания, имеющий трещины или осадку более 15 мм (замена механизма);
- поврежденные (неисправные) механизмы открывания бортов, блокировки от проворачивания (замена на исправные).
- трещины переднего и заднего упорных угольников (ремонт с заменой);
- повреждение (отсутствие, ослабление) заклепок переднего и заднего упорных угольников (ремонт с восстановлением).
- повреждения хребтовой балки по всей длине;
- изломы, трещины двутавра или тавра (ремонт сваркой с последующей постановкой усиливающих односторонних накладок, при условии, что трещина со стенки не распространяется на нижнюю полку двутавра. Усиливающие накладки должны быть изготовлены из сталей класса прочности не ниже предусмотренного ремонтной документацией на вагон. Толщина односторонней накладки должна быть 0,8-1,0 толщины детали, двусторонней – не менее 0,5 толщины. При приварке двухсторонних накладок необходимо, чтобы противоположные швы были смещены относительно друг друга не менее чем на 30 мм);
- деформация части верхнего накладного листа в рамах цистерн с хребтовыми балками из швеллеров (правка или замена деформированной части с последующей приваркой продольными угловыми швами к швеллерам и встык к оставшейся части верхнего листа);
- трещины горизонтальной полки – ремонт сваркой с последующей приваркой угловой накладки;
- повреждения хребтовой балки в средней части (между пятниковыми опорами):
- трещин не более двух длиной менее 2/3 сечения основных горячекатаных элементов хребтовых балок (ремонт сваркой с усилением накладками. Для постановки горизонтальной накладки в двутавре (тавре) должен быть делан вырез с последующей обваркой);
- • трещины или изломы нижнего листа шкворневой балки (ремонт сваркой с постановкой усиливающей накладки. При этом допускаемое расстояние от начала трещины или излома до границы крайнего элемента хребтовой балки не менее 100 мм);
- трещина на расстоянии менее 100 мм от хребтовой балки (ремонт сваркой);
- трещины или изломы распорок концевой балки изотермического вагона, расположенных на расстоянии не ближе 400 мм от концевой балки (частичная или полная замена распорок);
- трещины вертикального листа у упора крышки люка полувагона (ремонт сваркой с усилением накладкой);
- трещины косынок, ребер жесткости, упоров крышки люков и другие детали балок (замена);
- излом, обрыв пятника (замена).
- местные вмятины и прогибы стоек, раскосов, верхней и нижней обвязок глубиной более 30 мм (ремонт путем выправления);
- вертикальный прогиб верхней обвязки по всей длине вагона более 50 мм (ремонт правкой);
- повреждения приведшие к неисправности торцевых дверей, замков и запоров, деталей крепления дверей к угловой стойке требующие снятие двери (ремонт сваркой);
- вмятины и изгибы верхних листов поперечных балок более 30 мм (ремонт путем выправления);
- трещины или изломы в деталях порога торцевых дверей длиной до 150 мм (ремонт сваркой);
- прогиб крышек люков более 25 мм (замена восстановленными либо новыми);
- повреждения элементов крыши до 50 % вмятины, трещины, изломы (ремонт с заменой элементов);
- повреждения дверных упоров высотой менее 90 – 100 мм (ремонт с заменой на восстановленные или новые элементы. Крепление упоров должно быть типовое и соответствовать конструкции вагона);
- трещины крыши не более двух на площади 1 м2, длиной не более 150 мм (ремонт сваркой);
- трещины в дугах, фрамугах крыши (ремонт сваркой с постановкой накладок);
- повреждения листов крыши не более 50 % (ремонт с заменой листов);
- изгибы дверных проемов (ремонт правкой).
- вертикальный прогиб верхней обвязки более 50 мм (ремонт правкой или замена);
- трещины верхней или нижней обвязок более 200 мм (ремонт варкой ставок);
- вмятины и изгибы верхних листов поперечных балок кузова более 30 мм (ремонт правкой или варкой новых частей);
- трещины и изломы порога торцевых дверей длиной до 150 мм (ремонт сваркой или варка новых частей);
- искривления продольных бортов более 25 мм (ремонт правкой);
- трещины, пробоины в металле пола (ремонт сваркой с постановкой ремонтных накладок с обваркой по всему периметру).
- сдвиг котла цистерны 8-ми осной цистерны относительно полурамы (не более 40 мм), а котла 4-х осной цистерны (не более 45 мм) (установка котла согласно требуемым параметрам. Замер сдвига котла производится согласно «Методике выполнения измерений смещения котла 4-х и 8-и осных цистерн» РД 32 ЦВ 159 – 2015, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от «18 – 19» мая 2017 г., протокол № 66;
- повреждение предохранительных, предохранительно – выпускных клапанов (ремонт с заменой клапана);
- вмятины котла цистерны глубиной более 25 мм (ремонт правкой с предварительным нагревом);
- вмятины в зоне крепления котла к раме – зона лап (ремонт правкой с предварительным нагревом);
- трещины в котле до 500 мм (ремонт сваркой);
- пробоины и лучевые трещины от пробоины котла с площадью повреждения не более 0,3 м2 (ремонт сваркой с постановкой накладки с двусторонним сварным швом);
- повреждения днища, требующие ремонта сваркой с постановкой накладок, не более 6 с общей площадью накладок не более 0,5 м2;
- повреждения обечайки, требующие ремонта сваркой с постановкой накладок, не более 8 с общей площадью накладок не более 0,5 м2;
- трещины броневых листов цистерн с длиной не более 200 мм (ремонт сваркой с постановкой накладки);
- трещины шпангоутов и места их стыковки 8-осных цистерн (ремонт сваркой с постановкой накладок);
- на одном днище котла допускается ремонтировать не более шести повреждений с постановкой накладок, на обечайке котла – не более восьми с общей площадью накладок на одном элементе (днище или обечайке) не более 0,5 м2;
Кузов вагона-хоппера ремонтируют в условиях ДР так же при наличии следующих неисправностей:
- трещины фрамуг (ремонт сваркой);
- прогибы и вмятины крыши более 50 мм (правка);
- трещины в углах сварных швах боковой стены кузова (ремонт сваркой);
- вмятины, прогибы, трещины шкворневых, промежуточных стоек, раскосов более 20 мм (ремонт сваркой и правкой);
- верхняя и нижняя обвязки с деформацией более 40 мм (ремонт правкой);
- трещины и пробоины обшивки от 100 до 500 мм (ремонт сваркой с постановкой накладки).
- трещины и изломы уха нижних опор кузова (не более двух несмежных опор) (ремонт сваркой с постановкой усиливающей накладки);
- изгибы, деформации, повреждения внутреннего листа продольных бортов более 50 мм (ремонт сваркой с постановкой усиливающей накладки);
- деформация торцевых стенок кузова более 50 мм (ремонт сваркой с постановкой усиливающей накладки).
- изломы, трещины двутавра (тавра), переходящие с вертикальной стенки на верхнюю полку двутавра (ремонт сваркой с постановкой накладки на верхнюю полку и стенку двутавра толщиной не менее 0,8 толщины основного металла от чертежных размеров. При механической разделке концы трещины должны быть засверлены.
Количество трещин не более 4-х на всю длину хребтовой балки); - повреждения при которых требуется частичная замена двутавра длиной не менее 1000 мм. При замене частей двутавра вставками допускается не более одного стыка между балками рамы, но не более трех стыков на всю длину хребтовой балки. Стык частей двутавра должен быть усилен накладками двусторонними по стенкам двутавра. При наличии повреждений, более указанных, двутавр заменяется новым;
- не более двух вырывов верхней полки двутавра в одном люковом проеме (ремонт сваркой с постановкой вставки и усиливающей накладки);
- деформация верхнего накладного листа по всей длине в рамах цистерн с хребтовыми балками из швеллеров (ремонт сваркой с заменой верхнего накладного листа);
- не более двух трещин, переходящих на вертикальную стенку не более 500 мм (ремонт сваркой с постановкой усиливающей накладки);
- трещины не более 150 мм на вертикальной стенке швеллера хребтовой балки цистерны в районе сливного прибора (ремонт сваркой с последующим усилением продольной накладкой с внутренней стороны хребтовой балки);
- трещины одного элемента хребтовой балки длиной более 0,5 поперечного сечения в консольной части или в месте соединения со шкворневой балкой (ремонт сваркой с установкой нового элемента хребтовой балки со стыком на расстоянии не менее 400 мм от шкворневой балки к середине вагона и усилением места стыка накладками);
- трещины, изломы, деформация приведшие к полной замене концевой балки;
- деформация лобового листа концевой балки (ремонт с вырезкой части заднего листа, но не более половины, с последующей постановкой новой части листа и усилением места стыка накладкой).
- более трех пробоин на одном проеме (ремонт сваркой с постановкой накладок);
- повреждения обшивки стен приведшие к полной её замене (ремонт сваркой);
- поперечные трещины более 50% сечения, изломы на дугах, фрамугах и стрингерах (ремонт сваркой с заменой на новые);
- трещины, изломы, деформации крыши, приведшие к полной её замене;
- повреждения обшивки приведшие к замене одной части обшивки (по верхнему или нижнему краю) шириной до 400 мм на всю длину между смежными стойками;
- повреждения дверей полувагонов приведшие к полной их замене;
- наличие на торцевой стене полувагона более двух трещин обшивки, суммарной длины более 1000 мм, наличие вмятин глубиной более 30 мм на площади более 30% листа, наличие пробоин, суммарная площадь которых более 0,5 м2 (ремонт с полной заменой обшивки торцевой стены);
- трещины в продольных и кольцевых швах обечайки котла (ремонт сваркой);
- трещины в котле, уходящих под фасонную лапу (ремонт сваркой с демонтажем (срезание) фасонной лапы);
- пробоины днища с площадью более 1,5 м2 (полная замена днища);
- трещины в броневом листе, не доходящих до сливного прибора или поддона не ближе 300 мм (ремонт сваркой);
- трещины в патрубке сливного прибора, не переходящих на седло клапана (ремонт сваркой);
- на одном днище котла цистерны более шести пробоин, на обечайке котла более 8 пробоин (ремонт сваркой);
- трещины длиной более 200 мм в нижней части броневого листа котла цистерны, переходящие на седло клапана сливного прибора (ремонт сваркой).
4. Критерии повреждений вагона, требующие его исключения из инвентарного парка
- повреждения кузова (изломы, трещины, вмятины) требующие замены более 50% нижней обвязки и более 50% стоек и раскосов;
- повреждения приведшие к уменьшению площади поперечного сечения хребтовых балок или боковых продольных и поперечных балок вследствие коррозионного повреждения на 30% и более или их отдельных элементов (горизонтальных полок, вертикальных стенок) более чем на 50% от конструкционных размеров на участке длинной более 500 мм;
- повреждения цельнометаллического кузова вагона, требующего замены листов кузова более чем 50%;
- повреждение котла безрамной цистерны, не подлежащего восстановлению;
- разрыв хребтовой балки у вагонов, проработавших более 20 лет;
- вагоны, поврежденные в результате пожара (недопустимого теплового воздействия) на металлоконструкцию вагона.