7ee545c0df9b9464 Конструкция вагонов: тормозное оборудование и его неисправности ~ Вагонник.РФ

четверг, 9 июня 2022 г.

Конструкция вагонов: тормозное оборудование и его неисправности

 1. Классификация тормозов

Основным тормозом на подвижном составе является пневматический.

1.1 Пневматические тормоза

Пневматические тормоза имеют однопроводную магистраль (воздухопровод).

Она проложена вдоль каждого локомотива и вагона для дистанционного управления воздухораспределителями с целью:
  • зарядки запасных резервуаров
  • наполнения тормозных цилиндров сжатым воздухом при торможении
  • сообщения их с атмосферой при отпуске
Принцип действия неавтоматического тормоза:
  • при повышении давления в трубопроводе тормоза приходят в действие (затормаживает)
  • при выпуске воздуха происходит отпуск тормозов 
Автоматические тормоза срабатывают (затормаживают) при снижении давления в тормозной магистрали (при разрыве поезда или тормозной магистрали, а также при открытии стоп-крана). 

По принципу действия пневматические тормоза, применяемые на железнодорожном подвижном составе, можно разделить на 3 группы: 
  • прямодействующие неавтоматические
  • непрямодействующие автоматические
  • прямодействующие автоматические

1.2 Механическая часть тормоза

Механическим тормозным оборудованием называют тормозную рычажную передачу.

Она принимает давление от поршня тормозного цилиндра или от привода стояночного тормоза и передает его на тормозные колодки.

2. Требования к тормозному оборудованию в эксплуатации

В данном разделе рассмотрены дефекты и неисправности деталей тормозного оборудования, с которыми запрещена дальнейшая эксплуатация вагонов без замены неисправных деталей.

1. Неисправное тормозное оборудование:
  • воздухораспределитель
  • авторежим
  • концевой или разобщительный кран
  • выпускной клапан
  • тормозной цилиндр
  • резервуары
  • рабочая камера
2. Ослабление крепления деталей.

3. Не отрегулированная рычажная передача.

4. Повреждение воздухопроводов:
  • трещины, прорывы, протертости и расслоение соединительных рукавов
  • трещины, надломы и вмятины на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода в местах крепления
5. Неисправность механической части:
  • триангелей, тяг, подвесок, авторегулятора рычажной передачи, башмаков, клещевых механизмов
  • трещины или изломы в деталях, откол проушин колодки, неправильное крепление колодки в башмаке (накладки) 
  • неисправные или отсутствующие предохранительные устройства и балки авторежимов
  • нетиповое крепление деталей механических частей, нетиповые детали и шплинты в узлах

6. Неисправный стояночный (ручной) тормоз:

2.1 Требования к колодкам

1. Тормозные колодки не должны иметь изломов и трещин.

2. Толщина колодок (накладок) не должна быть менее минимально допустимой в эксплуатации.


Толщина колодки, имеющей клиновидный износ по длине, определяется на расстоянии 50 мм от тонкого торца.

3. Выступ за кромку наружной грани обода колеса:
  • у грузовых вагонов – более чем на 10 мм  
  • у пассажирских и рефрижераторов с тележками пассажирского типа –  не допускается 

  Колодка, имеющая явный однобокий износ с внутренней стороны, может вызвать повреждение башмака и подрез гребня колеса. 
  Необходимо произвести замену колодки с обязательной проверкой крепления башмака на триангеле.

4. 

3. Выявление неисправностей при встрече поезда «сходу» и при стоянке

Основные признаки неисправностей тормозного оборудования по внешним признакам, выявляемые при встрече поезда «сходу»
Основные признаки неисправностей тормозного оборудования по внешним признакам, выявляемые при стоянке поезда

4. Выявление неисправностей пневматической части тормозного оборудования грузовых вагонов на ПТО

  Критерии оценки исправности пневматической части тормозного оборудования вагона 

  Неисправности пневматической части тормозного оборудования вагона приводят к:
  • неотпуску тормозов
  • самопроизвольному срабатыванию тормозов в составе поезда а в целом – к продолжительным задержкам поездов на перегонах и станциях.
  Неграмотные действия осмотрщиков вагонов при выявлении причин неисправности тормозного оборудования приводят к тому, что наряду с неисправными тормозными приборами заменяются и исправные. 

В итоге увеличивается простой поездов под обработкой и загруженность АКП лишней работой.

Важно проконтролировать:

При прохождении по торможению:
  • отсутствие определяемых на слух утечек сжатого воздуха
  • выход штока тормозного цилиндра
  • прижатие тормозных колодок к колесам
При прохождении по отпуску:

  • отсутствие определяемых на слух утечек сжатого воздуха
  • возврат штока тормозного цилиндра в свое исходное положение (посадку штока тормозного цилиндра на место)
  • отход тормозных колодок от колес
Выявленные при техническом обслуживании поезда не сработавшие на торможение или отпуск вагоны вы (осмотрщик вагонов) должны записать себе в записную книжку и нанести на вагон условную разметку.

  При выявлении воздухораспределителей, не сработавших на отпуск, ни в коем случае не производите их отпуск вручную до выяснения причин неотпуска.


  Выявление причин неисправности тормозного оборудования производится после проведения полного (сокращенного) опробования тормозов.

Для проверки тормоза на вагоне осмотрщик вагонов подает команду оператору «Тормозить» или «Отпустить тормоза» с указанием номера пути.
  При проверке действия тормоза на торможение или на отпуск ни в коем случае не перекрывайте разобщительный или концевой краны.
  Это приведет к выпуску сжатого воздуха из тормозной магистрали темпом экстренного торможения вместо необходимого для проверки неисправности тормозных приборов темпа служебного торможения.

4.1 Что делать, если вы выявили утечку сжатого воздуха из частей воздухораспределителя

Прохождение по торможению:
Прохождение по отпуску:

4.2 Что делать, если вы выявили несрабатывание тормоза вагона на торможение

Признаки:
  • шток тормозного цилиндра не возвращается в свое исходное положение (не садится на место)
  • тормозные колодки не отходят от поверхности катания колес


5. Особенности технического обслуживания тормозного оборудования в зимних условиях

В зимнее время при подготовке тормозов вагонов в составе необходимо особое внимание обращать на плотность:
  • фланцевых соединений тормозных приборов
  • манжет тормозных цилиндров
1. Перед соединением рукавов тормозной магистрали вам необходимо:
  • очистить головки соединительных рукавов от грязи, льда и снега
  • проверить состояние уплотнительных колец
  • при необходимости зачистить поверхности электрических контактов головок рукавов наждачным полотном, продуть сжатым воздухом
  • заменить негодные уплотнительные кольца
Ни в коем случае не наносите смазку на кольца.

2. При продувке тормозной магистрали перед соединением рукавов убедитесь в свободном проходе воздуха. 

3. В случае выявления замерзшего тормозного цилиндра (утечка воздуха по штоку), вам необходимо:
  • вскрыть тормозной цилиндр
  • вынуть поршень
  • очистить рабочую поверхность цилиндра
  • протереть ее сухой технической салфеткой и смазать смазкой ЖТ-79Л или ПЛАСТМА-Т5
  • заменить негодную манжету
После сборки цилиндра:
  • зарядите тормозную магистраль до величины зарядного давления
  • выполните полное служебное торможение
Отпуск тормоза не должен произойти в течение 300 секунд.

4. Если вы обнаружили воздухораспределитель, нечувствительный к торможению и/или отпуску, а также с наличием замедленного отпуска при опробовании автотормозов, то необходимо:
  • заменить неисправный воздухораспределитель
  • осмотреть пылеулавливающую сетку и фильтр
  • при необходимости заменить их
  • выполнить проверку тормоза данного вагона
5. При плохой подвижности деталей рычажной передачи вагона нужно отцепить вагон для ее ремонта.

Не допускается отправлять в поезде вагоны с тормозными колодками, которые не отходят от колес вследствие замораживания рычажной передачи.

5.1 Порядок отогревания замерзших мест тормозного оборудования вагонов

1. В случае замерзания магистрального воздухопровода:
  • обстучите его легкими ударами молотка (глухой звук указывает на наличие ледяной пробки)
  • отогрейте выявленное место
  • продуйте магистраль через концевые краны до полного удаления ледяной пробки
2. Ни в коем случае не отогревайте огнем главные резервуары, нагнетательную, питательную и перепускную трубы:
  • без выпуска из них сжатого воздуха
  • при закрытых выпускных кранах
Открывать краны разрешается только после удаления огня.

3. Замерзший соединительный рукав воздухопроводов нужно:
  • снять, отогреть и вновь поставить
  • либо заменить запасным
4. В случае замерзания воздухораспределителя:
  • выключите его
  • выпустите воздух из рабочих объемов выпускным клапаном до полного ухода штока тормозного цилиндра
  • заменить воздухораспределитель
Ни в коем случае не отогревайте открытым огнем замерзшие тормозные приборы и их узлы.

Популярные статьи

Индекс цитирования. Яндекс.Метрика