Осмотр и проверка автосцепного устройства при периодическом техническом обслуживании подвижного состава гарантирует надежную работу в межремонтные сроки. Однако в эксплуатации возможны случаи чрезмерного износа и повреждения деталей, проявления дефектов изготовления, которые могут вызвать нарушения нормального действия автосцепного устройства, а при определенных неблагоприятных условиях привести к саморасцепу автосцепок или излому отдельных деталей. Замок автосцепки в сцепленном состоянии удерживается в нижнем положении предохранительным устройством, надежное действие которого обеспечивается содержанием определенных нормах размеров элементов деталей, входящих в это устройство. Наиболее часто встречающейся неисправностью является недействующий предохранитель от саморасцепа.
Предохранитель от саморасцепа. При изломе верхнего плеча полностью отсутствует ограничение перемещения замка (см. рис. 5.1, а).
При изгибе верхнего плеча (см. рис. 5.1, б) увеличивается расстояние между торцом плеча и упорной частью противовеса замкодержателя из-за чего увеличивается перемещение замка в кармане корпуса, в результате снижается надежность сцепления при натяжении поезда из-за уменьшения площади соприкосновения замков сцепленных автосцепок; замок может уйти в корпус настолько, что перестанет запирать сцепленные автосцепки. Кроме того, изогнутое плечо может упасть с полочки, вследствие чего также увеличится уход замка в карман корпуса. При недостаточной длине верхнего плеча (см. рис. 5.1, в) – оно спадет с полочки, пройдет под нее или упрется торцом в полочку и при соударении вагонов произойдет излом или изгиб плеча.
При длине верхнего плеча более допустимой (см. рис. 5.1, г) во время сцепления автосцепок верхнее плечо ложится на противовес замкодержателя, а не на полочку и предохранитель от саморасцепа выключается.
Рисунок 5.1
5.1 Выявление трещины корпуса поглощающего аппарата
5.2 Износ клиньев или корпуса поглощающего аппарата
5.3 Внешние признаки излома соединительного клина поглощающего аппарата Ш-6-ТО-4У-120:
- наклон соединительного клина в сторону шкворневой балки при сжатых автосцепках и овальный износ нижней опорной части клина.
- наклон соединительного клина в сторону концевой балки (при растянутом положении автосцепки) и овальный износ нижней опорной части клина;
- изгиб переднего болта поддерживающей планки клина
- блестящая вмятина овальной формы на нижней торцевой части клина
- наличие крупнозернистой металлической пыли на хвостовике автосцепки и упорной плите.
- большой выход автосцепки (свыше 150 мм);
- расстояние от головной части корпуса автосцепки до грани ударной розетки менее 110 мм;
- следы касания упора головной части автосцепки об ударную розетку;
- провисание автосцепки из-за большой выработки опорной поверхности хвостовика.
5.4 Выявление неисправностей в деталях, передающих нагрузку на раму вагона
- у порожних пассажирских и грузовых вагонов должна быть не более 1080 мм;
- у пассажирских вагонов с пассажирами не менее 980 мм;
- у груженых четырехосных вагонов не менее 950 мм;
- у восьмиосных вагонов не менее 990 мм.
5.5 Выявление нарушения крепления валика подъемника автосцепки СА-3
- внешний осмотр автосцепного устройства вагонов;
- проверка автосцепок шаблоном № 873;
- осмотр деталей с разбором механизма автосцепок;
- дополнительная в необходимых случаях оценка действия предохранителя от саморасцепа автосцепки.
- утеря деталей, удерживающих расцепной рычаг, или нарушение крепления;
- падение на расцепной привод деталей вагона или груза из него;
- нахождение расцепного рычага в положении «на буфер»;
- неполное сцепление автосцепок;
- неисправность центрирующего прибора и др.
- Если аппарат прилегает неплотно, то определяют величину зазора. Осматривают крепление поддерживающей планки, клина тягового хомута и др.
- Если при внешнем осмотре обеих расцепившихся автосцепок неисправность, вызвавшая саморасцеп, не обнаружена, автосцепки проверяют шаблоном № 873:
Действие предохранителя от саморасцепа также проверяют шаблоном № 873 (см. рис. 6.9, а).
Подвижность деталей механизма проверяют путем нажатия на лапу замкодержателя и замок, а также поворота валика подъемника. Проверяют ширину зева (см. рис. 6.7, а) и толщину замыкающей части замка (см. рис. 6.8, б) автосцепки шаблоном № 873, так как отклонение этих размеров от нормы может послужить причиной саморасцепа. - Тщательно осматривают внутреннюю часть кармана корпуса (см. рис. 2.2), а также элементы (шип, полочка, прилив для подъемника) головной части, от состояния которых зависит положение и взаимодействие деталей.
Падение автосцепки на путь
>