7ee545c0df9b9464 Общие требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов. Требования охраны труда при маневровой работе, ограждении грузовых вагонов и техническом обслуживании вагонов на путях станции ~ Вагонник.РФ
  • Главная
  • Предсменный тест ЦВ Осмотрщики и др.

вторник, 14 июля 2020 г.

Общие требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов. Требования охраны труда при маневровой работе, ограждении грузовых вагонов и техническом обслуживании вагонов на путях станции


Общие требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов.

Требования охраны труда при маневровой работе, ограждении грузовых вагонов и техническом обслуживании вагонов на путях станции

I. Общие требования

  1.1. Настоящие Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов (далее – Правила) разработаны в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) [1], требованиями эксплуатационной и ремонтной технологической документации, нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда1 и иных нормативных документов по охране труда в рамках системы управления охраной труда, соответствующей ГОСТ Р 12.0.007 [148], ГОСТ 12.0.230.1 [102], СТО РЖД 15.001 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения» [158].
Перечень нормативных документов, на которые в тексте Правил даны ссылки, приведен в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Правила устанавливают основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в структурных подразделениях ОАО «РЖД».
  1.2. Действие настоящих Правил распространяется на работников ОАО «РЖД», занятых техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов.
_________________
1 К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Применение настоящих Правил сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
  1.3. Применение настоящих правил дочерними обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО «РЖД» и дочернего общества в соответствии с Регламентом взаимодействия ОАО «РЖД» с дочерними обществами по вопросам охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма [79].
  1.4. Выполнение настоящих Правил обязательно для структурных подразделений ОАО «РЖД», связанных с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов.
  1.5. Организация безопасного выполнения работ при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ) [72], Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» [85], Технического регламента Таможенного союза         ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» [86], федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, технологической, конструкторской, эксплуатационной документации и настоящих Правил.
  1.6. Работники, допущенные к участию в производственных процессах, должны соблюдать правила, инструкции и другие нормативные документы по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности и промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность), установленные для выполняемой ими работы.
  1.7. Руководители структурных подразделений (начальники эксплуатационных вагонных депо, вагонных ремонтных депо, промывочно-пропарочных станций (далее – ППС)) обязаны обеспечить безопасные условия и охрану труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными ТК РФ [1], другими нормативными правовыми актами по охране труда, стандартами безопасности труда и настоящими Правилами.
  1.8. При техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов на работников могут воздействовать основные опасные и вредные производственные факторы в соответствии с ГОСТ 12.0.003 [100], приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н [24], специальной оценкой условий труда, в том числе:
а) физические:
  • движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, машины и механизмы;
  • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
  • повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;
  • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
  • отсутствие или недостаток необходимого естественного и искусственного освещения в замкнутых объемах (внутри котла вагона-цистерны) и других рабочих местах;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • работа на высоте2;
  • падающие с высоты предметы и инструмент;
____________
2 К работам на высоте относятся работы, при которых:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:
•при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;
•при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;
б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.
(Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России 28.03.2014г. № 155н в редакции, введенной в действие с 4 августа 2015 года приказом Минтруда России от 17 июня 2015 года № 383н. [63]).
б) химические факторы:
  • по характеру воздействия и пути проникновения в организм человека при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и вредными химическими веществами;
  • в) психофизиологические факторы:
  • физические перегрузки, связанные с тяжестью трудового процесса (при перемещении вдоль подвижного состава, выполнении работ стоя и под вагоном (неудобная рабочая поза, наклоны корпуса тела), при перемещении тяжестей вручную);
  • нервно-психические перегрузки, связанные с напряженностью трудового процесса (при выполнении работ на железнодорожных путях, на высоте).
При проведении работ, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, необходимо принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
  1.9. Руководитель структурного подразделения обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О специальной оценке условий труда» [10], Методики проведения специальной оценки условий труда [24], СТО РЖД 15.012 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Специальная оценка условий труда» [162] и других нормативных документов.
  1.10. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных гигиеническими нормативами ГН 2.2.5.3532 [170], ГН 2.2.5.2308 [171], ГОСТ 12.1.005 [106], СанПиН 1.2.2353 [173].
  1.11. Уровни шума и вибрации на рабочих местах при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003 [104], ГОСТ 12.1.012 [109], СН 2.2.4/2.1.8.562 [182], СН 2.2.4/2.1.8.566 [ 183 ].
  1.12. Освещенность рабочих мест в производственных помещениях, на открытых площадках депо, ППС и их производственных подразделений должна  соответствовать требованиям СП 52.13330 [166], ГOCT P 54984 [154],     ГОСТ Р 56852 [156], в том числе: 
  • пути и горловины парков приема и отправления, сортировочные и вытяжные пути, а также транзитные парки, приемо - отправочные пути и горловины крупных грузовых станций – не менее 5 люкс;
  • пути безотцепочного ремонта вагонов, пункт (тупик) для смены колесных пар – не менее 10 люкс;
  • специализированные пути для текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-1, ТР-2 (оборудованные комплексом вагоноремонтных машин), сливно-наливные эстакады – не менее 20 люкс, а в местах сварочных работ на обрабатываемой поверхности – не менее 50 люкс;
  • рабочее место осмотрщика (осмотрщика-ремонтника) вагонов (далее – осмотрщика вагонов), принимающего пассажирские и грузовые поезда «сходу» - «островок безопасности» – не менее 5 люкс, а вертикальная норма освещенности на ходовых частях вагона – не менее 50 люкс.
  1.13. Предельная норма перемещения тяжестей вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать норм, установленных Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, Критериями и классификацией условий труда [172] и Нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную [ 31 ].
  При выполнении работ по подъему и перемещению тяжестей вручную допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза не должна превышать величин, указанных в Приложении № 2 к настоящим Правилам.
  1.14. Работники обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ [1], Приказом Минздравсоцразвития России от          12 апреля 2011 г. № 302н [38], Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте [42], Перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам [33], а также проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности [69], Типовыми правилами прохождения работниками ОАО «РЖД» медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования и психофизиологического обследования (в рабочее и нерабочее время) и возмещения работникам ОАО «РЖД» расходов, связанных с их прохождением [93].
  Работник должен быть ознакомлен с графиком проведения медицинского осмотра под роспись.
  Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в личных делах работников подразделения.
  В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
  Руководители структурных подразделений должны осуществлять контроль за своевременностью прохождения работниками обязательных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований и не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование) и обязательное психиатрическое освидетельствование.
  1.15. Лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, запрещается привлекать к работам с тяжелыми и вредными условиями труда в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет [36].
  1.16. Женщины не допускаются к работам, указанным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин [35].
  1.17. В соответствии с Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров [46] отдельные категории работников, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов, на основании ТК РФ [1], Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств [34], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же организационно-распорядительного документа руководителя структурного подразделения должны проходить обязательные предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры.
  1.18. В соответствии с Порядком проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) [47] по направлению руководителя структурного подразделения  работники проходят медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.
  1.19. К самостоятельной работе, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов, допускаются работники, достигшие восемнадцатилетнего возраста, прошедшие профессиональное обучение, соответствующее характеру выполняемой работы, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой и проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям.
Работников, совмещающих профессии, требуется обучать и инструктировать, проводить у них проверку знаний требований охраны труда в полном объеме, как по основной, так и по совмещаемой профессии (работе).
Допуск к самостоятельной работе оформляется организационно-распорядительным документом руководителя структурного подразделения.
  1.20. В соответствии с требованиями Инструкции по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также его дочерних и зависимых обществах [16], работники, впервые принятые на работу или переведенные из подразделения в подразделение внутри ОАО «РЖД» с существенным изменением характера работы в зимних условиях («первозимники») должны проходить обучение по программе для работников, впервые приступающих к работе в зимних условиях.
  1.21. Обучение и проверка знаний требований охраны труда работников, занятых техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов, все виды инструктажей по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) и стажировка должны проводиться и регистрироваться в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [45],   ГОСТ 12.0.004 [101] и СТО РЖД 15.011 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения». [161].
  Лица, проводящие в установленном порядке инструктажи (инженерно-технические работники, мастера), должны быть обучены по охране труда в обучающих организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности и аккредитацию на право оказания услуг в области обучения вопросам охраны труда.
   1.22. В соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности» [9], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [68], Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» [29], СТО РЖД 1.15.010 «Система управления пожарной безопасностью в ОАО «РЖД». Организация обучения» [160] все работники должны пройти обучение мерам пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и (или) прохождения пожарно-технического минимума.
  Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
  Лица, проводящие в установленном порядке инструктажи (инженерно-технические работники, мастера), должны быть обучены мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума с отрывом от производства по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно- технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
  Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников структурных подразделений, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится без отрыва от производства в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников структурных подразделений, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год с отрывом от производства.
  Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в структурном подразделении проводится руководителем структурного подразделения или лицом, назначенным организационно- распорядительным документом руководителя структурного подразделения, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
  1.23. В соответствии с требованиями СТО РЖД 15.011 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения» [161] вновь принимаемые на работу работники должны быть ознакомлены с действиями по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае на производстве в рамках вводного инструктажа.
Руководитель структурного подразделения организует в рамках технической учебы проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Для проведения занятий могут привлекаться специалисты, имеющие соответствующую подготовку.
  1.24. Во всех структурных подразделениях (депо, ППС) должны быть оборудованы кабинеты (уголки) охраны труда в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда [83].
  1.25. К работам, выполняемым непосредственно на железнодорожных путях, допускаются работники,  прошедшие в установленном порядке проверку знаний ПТЭ [72], Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (приложение № 7 к ПТЭ) [13], Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации  (приложение № 8 к ПТЭ) [12] и других нормативных правовых актов.
  1.26. Работники, выполняющие техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов, должны знать:
  • технологию обслуживания и ремонта грузовых вагонов;
  • требования охраны труда при выполнении работ, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности;
  • действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, способы защиты и правила оказания первой помощи.
   1.27. Обучение, проверка знаний по электробезопасности и допуск работников, связанных с обслуживанием и эксплуатацией электроустановок, должны осуществляться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (далее – ПУЭ) [76], Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – ПТЭЭП) [73], Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее – ПОТЭЭ) [67],                   СТО РЖД 15.013 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения» [163].
  Работники, связанные с эксплуатацией и ремонтом электроустановок, в зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ должны иметь соответствующую группу по электробезопасности и удостоверение о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.
  1.28. При эксплуатации электроустановок руководитель структурного подразделения должен назначить ответственного за электрохозяйство из числа руководителей структурного подразделения для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.
  1.29. Меры безопасности при эксплуатации электроустановок должны обеспечиваться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.1.019 [149], ПУЭ [76], ПТЭЭП [73], ПОТЭЭ [67], СТО РЖД 15.013 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения» [163].
  1.30. К работе на транспортных и подъемно-транспортных средствах (электрокарах, погрузчиках) допускаются работники, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обучение и проверку знаний на право управления данными средствами, не имеющие медицинских противопоказаний к работе и имеющие соответствующие  удостоверения.
  1.31. К работе с использованием подъемных сооружений (далее – ПС), допускаются работники основных профессий, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для выполнения данной работы (включая работу на высоте), обучение, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасной работы на данном оборудовании в соответствии с требованиями подготовки персонала, установленными нормативными документами к работе на данном виде ПС.
  Работники, эксплуатирующие ПС, должны проходить обучение и проверку знаний в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [39] и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [39].
  Допуск персонала к работе по управлению ПС оформляется распорядительным документом по структурному подразделению после проверки знаний должностной инструкции, требований охраны труда и электробезопасности при работе на соответствующем оборудовании.
  Зацепка, обвязка (строповка) и навешивание груза на крюк крана должна производиться квалифицированными стропальщиками.
  Работники (машинист крана и стропальщик), допущенные к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и перемещению грузов с применением ПС должны иметь при себе удостоверения на право производства работ.
  Порядок обслуживания и допуск к обслуживанию персонала ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, определяется в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [95], а также руководств (инструкций) по эксплуатации ПС.
  Работник, допущенный к работе с использованием электрических ПС, должен пройти обучение и проверку знаний норм электробезопасности с присвоением группы не ниже II.
  1.32. Руководители структурных и производственных подразделений  обязаны обеспечить производственный контроль и надзор за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, съемных грузозахватных приспособлений и тары, рельсовых крановых путей в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [95], других нормативных документов в области промышленной безопасности.
  1.33. Обучение и периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего ПС (машинистов кранов, стропальщиков и ремонтный персонал), аттестация специалистов, ответственных за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, за содержание крановых путей в исправном состоянии, за учет и содержание съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии, безопасным методам ведения работ проводятся в соответствии с федеральным законодательством в области промышленной безопасности.
  Аттестация лиц, ответственных за эксплуатацию систем газораспределения и газопотребления, котлов (паровых, водогрейных, с органическими и неорганическими теплоносителями), трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением на опасных производственных объектах проводится в соответствии с федеральным законодательством в области промышленной безопасности.
  1.34. К осмотру и ремонту грузовых вагонов с опасными грузами допускаются работники, не моложе двадцати одного года, прошедшие специальное обучение и допущенные к безопасному ведению работ с вагонами, груженными опасными грузами, изучившие знаки опасности на опасные грузы и места их нанесения, а также ознакомленные с аварийными карточками.
  1.35. При эксплуатации автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств необходимо соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) [20], Правил по охране труда на автомобильном транспорте [58] и Правил дорожного движения Российской Федерации [52].
  1.36. К работе на высоте2, в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте [63] , допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда, обученные безопасным методам и приемам работы на высоте и не имеющие медицинских противопоказаний Конкретный перечень должностей и профессий по видам выполняемых работ устанавливают руководители структурных подразделений в организационно- распорядительном документе на основании Методических рекомендаций по безопасному выполнению работ на высоте в ОАО «РЖД»[27].
  В соответствии с требованиями Правил по охране труда при работе на высоте [63] руководитель структурного подразделения обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:
  • допускаемых к работам на высоте впервые,
  • переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения,
  • имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.
  1.37. К ремонту и зарядке аккумуляторных батарей допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие профессиональное обучение, соответствующее характеру выполняемой работы, медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для выполнения данной работы.
Работник, допущенный к работе по зарядке и ремонту аккумуляторных батарей, должен пройти обучение и проверку знаний норм электробезопасности с присвоением группы не ниже III.
  Допуск работников к работам по зарядке и ремонту аккумуляторных батарей должен оформляться организационно-распорядительным документом по структурному подразделению после обучения и проверки знаний требований охраны труда при зарядке и ремонте аккумуляторных батарей.
  При зарядке и ремонте аккумуляторных батарей необходимо соблюдать требования ПУЭ [76], ПОТЭЭ [67], Правил по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов [62], а также требования руководства по эксплуатации данного оборудования и других нормативных актов по вопросам охраны труда.
  1.38. В структурных подразделениях должен быть разработан и утвержден в установленном порядке перечень мест производства и видов работ, где выполнять работы разрешается только по наряду-допуску.
  1.39. Организационно-распорядительным документом руководителя структурного подразделения  должны быть назначены ответственные работники и лица, замещающие их на время отсутствия за:
  • безопасное производство маневровой работы на тракционных путях, железнодорожных путях текущего отцепочного ремонта;
  • ограждение подвижного состава;
  • организацию производственного контроля за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • организацию производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
  • осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии;
  • безопасное производство работ с применением подъемных сооружений;
  • содержание крановых путей в исправном состоянии;
  • учет и содержание съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;
  • осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением;
  • исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;
  • безопасную эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления;
  • складское хозяйство;
  • электрохозяйство;
  • испытание и хранение абразивных кругов;
  • исправное состояние  лестниц, передвижных площадок;
  • организацию безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • организацию производственного контроля пожарной безопасности;
  • пожарную безопасность;
  • организацию производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля);
  • экологическую безопасность.
   1.40. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил должен осуществляться в соответствии с СТО РЖД 15.002 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения».[ 159 ].
  1.41. Руководитель структурного подразделения обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации инструкций по охране труда для работников депо, ППС, исходя из  их должности, профессии или вида выполняемой работы с учетом местных условий.
  Указанные инструкции разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда [26], на основе настоящих Правил, Правил разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда [70].
  1.42. У руководителя производственного подразделения депо, ППС должен постоянно храниться полный комплект действующих инструкций по охране труда для работников данного подразделения, а также перечень этих инструкций, утвержденный руководителем структурного подразделения, либо лицом, им уполномоченным, по всем профессиям (должностям) и видам выполняемых работ.
  Инструкции должны быть вывешены на рабочих местах или участках или храниться в ином доступном для работников месте.
  1.43. Все виды работ при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов должны выполняться в соответствии с требованиями технологических процессов, разработанных с учетом местных условий, ГОСТ 12.3.002 [124], требований настоящих Правил и других нормативных документов.
  1.44. При нахождении на железнодорожных путях работники должны соблюдать Правила по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях [57]:
  • проходить к месту проведения работ и обратно по специально установленным маршрутам движения, обозначенным указателем «Служебный проход»;
  • быть одетыми в сигнальный жилет. Сигнальный жилет должен быть застегнут на все пуговицы (молнии);
  • при проходе вдоль железнодорожных путей на станции следует идти по середине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики, напольные устройства и другие препятствия;
  • при обнаружении поезда (визуальном или звуковом) следует отходить с пути (в том числе смежного) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121-140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч. На путях станций допускается отходить на середину широкого междупутья в случае движения поезда по смежному пути. Если работник оказался в междупутье, а по путям одновременно движутся поезда или маневровые составы, он должен присесть (лечь) посередине междупутья и находиться в таком положении до прохода (или остановки) поезда (маневрового состава, локомотива);
  • при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава и своевременно отходить на безопасное расстояние;
  • переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;
  • переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, огражденным установленным порядком, следует по переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности подножек, поручней и отсутствии на соседнем пути приближающегося поезда. Переходить через переходную площадку вагона  не огражденного состава (группы вагонов) или во время движения поезда запрещается;
  • сходить с переходной площадки следует, повернувшись лицом к вагону, держась за поручни. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях (туман, снегопад, сильный дождь и ветер, гроза, ураган) место схода необходимо осветить фонарем;
  • обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
  • проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует посередине при расстоянии между крайними автосцепками не менее 10 м;
  • следить за показаниями светофоров, звуковых сигналов, предупреждающих знаков и предупреждениями, передаваемыми по парковой громкоговорящей связи о маневрах подвижного состава.
1.45. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
  • переходить или перебегать через железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом и другими подвижными единицами;
  • садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
  • пролезать под стоящими не ограждёнными вагонами (поездами);
  • находиться в междупутье между поездами при их безостановочном следовании по смежным путям;
  • переходить пути в пределах стрелочных переводов и крестовин; становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;
  • становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;
  • находиться на территории станции в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или других подвижных единиц;
  • находиться в габарите подвижного состава и заходить в межвагонное пространство не огражденного поезда (группы вагонов) или когда отсутствует информация об ограждении поезда (группы вагонов);
  • проходить по междупутью в опасных и негабаритных местах для выполнения технологических операций в момент движения подвижного состава по соседнему пути;
  • использовать мобильную связь, аудиоплееры при проведении технического обслуживания и ремонта подвижного состава и при перемещении по маршрутам служебного прохода к месту производства работ и обратно.
  Пользоваться мобильным телефоном разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с:
  • обеспечением безопасности движения;
  • предотвращением террористических и противоправных действий;
  • пожаров на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД»;
  • несчастных случаях с работниками и/или гражданами.
  В указанных случаях переговоры по мобильному телефону допускаются только при нахождении работника на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км/час и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.
  1.46. Выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему железнодорожного подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.
  Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при недостаточной видимости (сумерках, тумане, снегопаде) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.
  1.47. При нахождении на электрифицированных участках железных дорог работники должны соблюдать требования Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи [78].
  1.48. Запрещается:
  • наступать на электрические провода и кабели;
  • прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
  • подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом; 
  • приближаться ближе 2 м к токоведущим частям электроустановок, контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением;
  • приближаться на расстояние менее 8 м к провисающим, оборванным и лежащим на земле проводам и допускать приближения к ним посторонних лиц, т.к. они представляют опасность для жизни.
  При обнаружении оборванных и лежащих на земле проводов необходимо принять меры к ограждению опасного места и, пользуясь любым видом связи, немедленно информировать о случившемся вышестоящего руководителя и далее действовать по его указаниям.
  1.49. На электрифицированных участках железных дорог работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов должны выполняться в соответствии с требованиями Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки, железных дорог ОАО «РЖД» [51], Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи [78].
  1.50. На электрифицированных участках железных дорог подниматься на крышу грузового вагона для ее осмотра и ремонта допускается только после снятия напряжения с контактной сети. Контактная сеть и связанные с нею устройства должны быть заземлены на весь период и на всем участке производства работ.
  Отключение и заземление контактной сети производится только работниками хозяйства электрификации и электроснабжения, согласно установленному порядку.
  Порядок безопасного выполнения работ при осмотре и ремонте грузовых вагонов на электрифицированных участках железных дорог установлен в Правилах электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи [78]. После установки заземления представитель дистанции электроснабжения даёт руководителю работ (мастеру, бригадиру, старшему осмотрщику вагонов) письменное разрешение приступить к работе с указанием номера приказа энергодиспетчера, даты и времени начала и окончания работ. Приступать к работам разрешается только по указанию руководителя работ после получения им письменного разрешения от представителя дистанции электроснабжения. 
  В охранных зонах контактной сети, воздушных линий электропередачи и кабельных линий работникам запрещается без письменного разрешения руководителя дистанции электроснабжения осуществлять погрузочно- разгрузочные работы, совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза более 4,5 м от уровня поверхности дороги.
  1.51. Междупутья, где производят техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов, должны быть отсыпаны мелкодисперсионным щебнем и иметь ровную поверхность с системой стока ливневых и талых вод, очищенную от мусора и посторонних предметов.
Железнодорожные пути размещения этих поездов должны иметь общее равномерное и общее локализованное (боковое) освещение в темное время суток на всю длину поезда, отвечающее требованиям ГОСТ Р 54984 [154].
  1.52. На территории и в производственных помещениях депо, ППС, в местах, которые могут служить источником опасности для работников, должны быть размещены (установлены, нанесены, вывешены) знаки безопасности и сигнальная разметка по ГОСТ 12.4.026 [133], порядок их применения должен соответствовать Положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта [41] и Рекомендациям по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей [82].
  1.53. Аварийно-восстановительные работы, расстановка вагонов по позициям и работы по устранению неисправностей, выполняемые в ночное время, выходные и праздничные дни, должны производиться по письменному распоряжению руководителя структурного подразделения в соответствии с ТК РФ [1], техническо- распорядительным актом (далее - ТРА) железнодорожной станции (далее - станции) и технологическим процессом, разработанным применительно к местным условиям.
  1.54. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов следует соблюдать требования Федерального закона Российской Федерации «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [8], ГОСТ 12.1.004 [105], ГОСТ 12.1.010 [108], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [68], Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (далее – ППБО-109-92) [56] и инструкций о мерах пожарной безопасности.
  1.55. Для производственных и складских помещений должны быть определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130 [186], СП 56.13330 [167].
  1.56. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках депо и их производственных подразделений должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями ПУЭ [ 76 ].
  1.57. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных производственных помещений депо должны соответствовать определенной категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности и требованиям СП 153.13130 [169], Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения [28], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [68].
Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
В депо и их производственных подразделениях, в которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объектах с массовым пребыванием людей, а также на объектах с рабочими местами на этаже для 10 и более человек должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы эвакуации людей при пожаре.
  1.58. Необходимое количество первичных средств пожаротушения определяется в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения [28].
  1.59. Для обеспечения экологической безопасности, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду необходимо соблюдать требования Федеральных законов Российской Федерации: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [2], «Об охране окружающей среды» [4], «Об отходах производства и потребления» [3], «Об охране атмосферного воздуха» [5], «Водный кодекс» [6], «Земельный кодекс» [7].
  Исправность и эффективность вентиляционных систем  и очистных сооружений определяются на основании результатов исследований, проводимых аккредитованными в установленном порядке экологическими лабораториями ОАО «РЖД» или аккредитованными лабораториями сторонних организаций на основании договорных отношений и органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) в соответствии с утвержденными программами производственного экологического контроля.
  Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, временное накопление и передача отходов допускаются при наличии разрешительной документации, полученной в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзоре).
  1.60. Пути технического обслуживания и текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов необходимо своевременно очищать от горючих отходов, а для их сбора в определенных местах устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.
  1.61. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов все работники должны быть обеспечены соответствующими сертифицированными видами специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением [91].
СИЗ должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» [87].
  1.62. Выдача, хранение и пользование специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ должны осуществляться в соответствии с требованиями Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [19], Порядка обеспечения работников ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты [44], Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках [17].
  1.63. Работник должен применять предусмотренные виды специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ на протяжении всей рабочей смены.
Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.
  1.64. Выбор конкретных типов СИЗ должен проводиться в зависимости от вида работ, применяемых веществ, материалов на основании Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением [91] с учетом результатов специальной оценки условий труда.
  1.65. Работники, подвергающиеся воздействию высоких уровней шума, должны быть обеспечены СИЗ органов слуха (противошумными наушниками, вкладышами). СИЗ органов слуха следует выбирать в зависимости от частотного спектра шума на рабочем месте.
Средства защиты, используемые в электроустановках должны удовлетворять требованиям Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках [17].
  В процессе эксплуатации диэлектрические перчатки должны проверяться по нормам эксплуатационных электрических испытаний не реже 1 раза в 6 месяцев.
  Запрещается применять диэлектрические перчатки без штампа испытания или с просроченным сроком эксплуатации. Перед применением перчатки следует осматривать, обращая внимание на отсутствие механических повреждений, загрязнения и увлажнения, а также на наличие проколов, выявляемых путем скручивания перчаток в сторону пальцев.  Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о ее целостности. Перчатки, находящиеся в эксплуатации, следует периодически, по мере необходимости, промывать содовым или мыльным раствором с последующей сушкой
  Диэлектрические ковры не должны иметь механических повреждений (проколов, надрывов, трещин). Ковры необходимо осматривать непосредственно перед применением.
  Работникам всех профессий, выполняющим производственные операции в стесненных (замкнутых) пространствах, для защиты головы от вертикальных и боковых ударов о неподвижные предметы и ограждения дополнительно выдается каскетка.
  При нахождении в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ с использованием подъемных средств (ПС) работники обязаны носить защитные каски. Все погрузочно-разгрузочные работы необходимо выполнять в рукавицах.
  При работе на высоте следует использовать защитные каски и страховочные системы.
  Каски защитные не должны иметь механических повреждений корпуса, нарушений целостности внутренней оснастки. Запрещается применять каски, попавшие под удар.
  Срок эксплуатации защитных касок не должен превышать даты, указанной изготовителем на каске
  Страховочная привязь и соединительно-амортизирующая подсистема не должна иметь разрывов ниток в сшивках, надрывов, прожогов, надрезов. Металлические детали не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев.
  Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся.
Руководитель структурного подразделения обязан обеспечить регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации, а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с понизившимися защитными свойствами.
  1.66. Работникам всех профессий и должностей на основании результатов проведения специальной оценки условий труда в зависимости от характера выполняемых работ могут дополнительно выдаваться очки защитные, щитки защитные лицевые, респираторы, полумаски со сменными фильтрами, маски со сменными фильтрами, наушники, диэлектрические перчатки, наколенники и другие средства индивидуальной защиты со сроком носки «до износа» или как «дежурные».
  При необходимости одновременной выдачи каски, наушников и лицевого щитка могут выдаваться комплексные средства защиты: каска защитная с вмонтированными наушниками или лицевым щитком.
  1.67. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях все работники, независимо от должности и профессии, должны находиться в сигнальных жилетах со световозвращающими полосами (далее – сигнальный жилет).
  На сигнальных жилетах в верхней части груди и на спине должны быть нанесены трафареты из букв и цифр черного цвета, указывающих принадлежность работника к соответствующему структурному подразделению ОАО «РЖД».
  1.68. Полный перечень средств индивидуальной защиты участков производств, на которых заняты работники, утверждается руководителем структурного подразделения и согласовывается с  выборным профсоюзным или иным уполномоченным работниками органом.
  1.69. Руководители структурных и производственных подразделений  обязаны обеспечить выдачу, хранение, сушку, стирку и ремонт спецодежды в установленные сроки.
Перед каждым применением СИЗ, работник должен проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнения, срок годности (по штампу).
Пользоваться СИЗ с истекшими сроками годности запрещается.
  1.70. Работники, занятые на работах, связанных с загрязнением, должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами (далее - ДСИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, порядком и условиями их выдачи [92], Стандартом безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» [92], Рекомендациями по использованию смывающих и обезвреживающих средств для работников основных профессий структурных подразделений ОАО «РЖД» [81], Методическими рекомендациями по выбору и применению смывающих и обезвреживающих средств для работников ОАО «РЖД» [25] .
  1.71. Приобретение и выдача работникам СИЗ (ДСИЗ), не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия, либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускается.
  1.72. Руководители производственных подразделений не должны допускать к исполнению обязанностей работников при подозрении нахождения их в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
  При обнаружении работников в таком состоянии следует немедленно установленным порядком отстранять их от работы и направлять на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую лицензию на медицинское (наркологическое) освидетельствование.
  1.73. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), обо всех замеченных ими нарушениях настоящих Правил.
  1.74. Руководители и работники производственных подразделений, допустившие нарушения требований нормативных правовых актов по охране труда, электробезопасности, природоохранной деятельности, пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. Требования охраны труда при маневровой работе, ограждении грузовых вагонов и техническом обслуживании вагонов на путях станций

  2.1.1. Маневровая работа и ограждение грузовых вагонов на железнодорожных путях станций, депо, ППС и их производственных подразделений должны производиться в соответствии с ПТЭ, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (приложение № 7 к ПТЭ), Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (приложение № 8 к ПТЭ), ТРА станции, технологическим процессом и инструкцией по производству маневровой работы, разработанными с учетом местных условий и утвержденными в установленном порядке. Требования ТРА станции по безопасному приему, отправлению и проследованию подвижного состава по железнодорожным путям станции должны содержаться в технологическом процессе работы пункта технического обслуживания грузовых вагонов (далее – ПТО).
  2.1.2. Стоящие на станционных путях без локомотива составы, группы грузовых вагонов или отдельные грузовые вагоны должны быть надежно закреплены тормозными башмаками, стояночными тормозами, стационарными устройствами для закрепления вагонов или другими установленными на железнодорожном транспорте средствами закрепления.
  2.1.3. Порядок закрепления грузовых вагонов и составов в зависимости от местных условий указывается в ТРА станции, технологическом процессе работы ПТО, инструкции по производству маневровой работы в депо, на ППС.
  2.1.4. У грузовых вагонов, стоящих на станции, не занятых под грузовыми операциями и не находящимися под очисткой, дезинфекцией или в ремонте, двери должны быть закрыты.
  2.1.5. Закрепление грузовых вагонов тормозными башмаками на станционных путях должно производиться составителем поездов до отцепки локомотива в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (приложение № 8 к ПТЭ), по рассчитанным нормам, предусмотренным ТРА станции.
  2.1.6. Запрещается проводить техническое обслуживание не огражденных в установленном порядке составов грузовых вагонов или отдельно стоящих грузовых вагонов, а также перелезать через автосцепки, подлезать под вагонами и протаскивать под ними инструмент, приборы, материалы.
  2.1.7. Запрещается производить контроль технического состояния и ремонт грузовых вагонов в составе или отдельно стоящих вагонов, находящихся на огражденных железнодорожных путях станции при ширине междупутья менее 4800 мм если по соседнему железнодорожному пути движется поезд, локомотив или другая подвижная единица. В этом случае работнику следует прекратить работу, сместиться в сторону обслуживаемого поезда соблюдая минимально допустимые безопасные расстояния.
  При нахождении на железнодорожных путях работники должны соблюдать Правила по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях:
  • проходить к месту проведения работ и обратно по специально установленным маршрутам движения, обозначенным указателем «Служебный проход»;
  • быть одетыми в сигнальный жилет. Сигнальный жилет должен быть застегнут на все пуговицы (молнии);
  • при проходе вдоль железнодорожных путей на станции следует идти по середине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики, напольные устройства и другие препятствия;
  • при обнаружении поезда (визуальном или звуковом) следует отходить с пути (в том числе смежного) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121-140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч. На путях станций допускается отходить на середину широкого междупутья в случае движения поезда по смежному пути. Если работник оказался в междупутье, а по путям одновременно движутся поезда или маневровые составы, он должен присесть (лечь) посередине междупутья и находиться в таком положении до прохода (или остановки) поезда (маневрового состава, локомотива);
  • при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава и своевременно отходить на безопасное расстояние;
  • переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;
  • переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, огражденным установленным порядком, следует по переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности подножек, поручней и отсутствии на соседнем пути приближающегося поезда. Переходить через переходную площадку вагона  не огражденного состава (группы вагонов) или во время движения поезда запрещается;
  • сходить с переходной площадки следует, повернувшись лицом к вагону, держась за поручни. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях (туман, снегопад, сильный дождь и ветер, гроза, ураган) место схода необходимо осветить фонарем;
  • обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
  • проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует посередине при расстоянии между крайними автосцепками не менее 10 м;
  • следить за показаниями светофоров, звуковых сигналов, предупреждающих знаков и предупреждениями, передаваемыми по парковой громкоговорящей связи о маневрах подвижного состава.
  В случае, если по соседнему железнодорожному пути следуют скоростные и высокоскоростные поезда, работнику следует прекратить работу, перейти на противоположную сторону обрабатываемого состава.
  2.1.8. Запрещается производить контроль технического состояния и ремонт грузовых вагонов в составе или отдельной группе, находящихся на огражденных железнодорожных путях при предъявлении грузовых вагонов в местах, не предусмотренных для этого (на вагонных замедлителях, стрелочных переводах, за пределами полезной длины путей) и на путях, смежных с подгорочными путями, на которых производится роспуск вагонов.
  2.1.9. Для ограждения железнодорожных путей станций, депо и их производственных подразделений, на которых производится осмотр, техническое обслуживание и текущий ремонт грузовых вагонов, могут применяться в установленном порядке устройства централизованного ограждения.
Централизованное ограждение составов и вагонов должно осуществляться оператором (диспетчером) ПТО, при отсутствии оператора работником, назначенным приказом руководителя структурного подразделения; на станциях, где установлены модифицированные централизованные пульты ограждения – дежурным по станции;
на малодеятельных станциях – работником депо, ответственным за ограждение совместно с дежурным по станции (маневровым диспетчером).
  2.1.10. После остановки поезда и отцепки локомотива оператор ПТО (или другой ответственный работник) по согласованию с дежурным по железнодорожной станции ограждает состав с головы и хвоста с централизованного пульта. Если локомотив от поезда не отцепляют, то состав ограждают вместе с локомотивом.
  2.1.12. При отсутствии централизованного ограждения или электрической централизации (перевод стрелок) грузовые вагоны, ремонтируемые на железнодорожных станционных путях (далее - станционные пути), и вагоны с опасными грузами класса I (взрывчатыми материалами), стоящие на отдельных железнодорожных путях, ограждаются переносными сигналами (днем – прямоугольными щитами, окрашенными в красный цвет, а ночью – сигнальными фонарями красного цвета), устанавливаемыми на оси пути на расстоянии не менее 50 м от ограждаемых вагонов (на сквозных путях – с обеих сторон, а на тупиковых путях – со стороны стрелочного перевода).
Если крайний вагон находится на расстоянии менее 50 м от предельного столбика, то переносной красный сигнал с этой стороны состава устанавливается на оси пути против предельного столбика.
  2.1.13. Контроль постановки и снятия переносных сигналов ограждения должен осуществлять руководитель смены, назначенный организационно-распорядительным документом руководителя структурного подразделения. Ограждение составов и вагонов переносными сигналами должны производить работники смены, на которых эти обязанности возложены руководителем смены.
  Оператор ПТО при обработке состава фиксирует время ограждения состава и снятия ограждения в «Автоматизированной системе управления пунктом технического обслуживания грузовых вагонов» (АСУ ПТО) и (или) в настольном графике работы (журнале) за подписью исполнителя. Данный порядок определяется местным технологическим процессом ПТО.
  На малодеятельных станциях, где работа производится в одно либо в два лица, постановку и снятие сигналов ограждения необходимо регламентировать инструкциями, отражающими местный характер работы.
  2.1.14. Ограждение пути с подвижным составом с использованием устройств централизованного ограждения, электрической централизации и переносных сигналов производится на весь период технического обслуживания и снимается только после его окончания по указанию руководителя смены, ответственного за производство работ и контроль ограждения грузовых вагонов.
  2.1.15. На каждый парк железнодорожной станции, с учетом местных условий, руководителем структурного подразделения разрабатывается инструкция по ограждению путей, на которых производится техническое обслуживание вагонов.
Инструкция по ограждению согласовывается с начальником станции и с руководителем дистанции сигнализации, централизации и блокировки или дистанции инфраструктуры (при наличии централизованного ограждения и электрической централизации), после чего утверждается заместителем главного инженера дороги по региону.
  2.1.16. К осмотру, техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов на ПТО работники должны приступать только после получения по радиосвязи или двусторонней парковой связи сообщения от дежурного по станции (маневрового диспетчера), оператора (диспетчера) ПТО, или назначенного приказом работника об ограждении состава грузовых вагонов (централизованным ограждением или переносными сигналами) и убедившись в наличии ограждения.
  2.1.17. При предъявлении к техническому обслуживанию поезда оператор (диспетчер) ПТО обязан довести до сведения осмотрщиков вагонов информацию о состоянии ограждения поездов на железнодорожных путях станции для выбора безопасного маршрута прохода к месту производства работ.
  Для обеспечения мер безопасности при нахождении работников на железнодорожных путях оператор пункта технического обслуживания грузовых вагонов (ПТО) должен в обязательном порядке дублировать осмотрщикам- ремонтникам информацию, полученную от дежурного по станции (ДСП) о прибытии или отправлении поездов, маневровой работе, предъявлении к осмотру состава или группы вагонов. 
  На ПТО, где по штатному расписанию отсутствует должность оператора ПТО, его обязанности выполняет ответственное лицо, на которое эти обязанности возложены в соответствии с должностной инструкцией (далее по тексту – оператор).
  2.1.18. Каждый осмотрщик вагонов, согласно установленному регламенту переговоров, должен повторить полученное разрешение на производство работ по радиосвязи или двусторонней парковой связи в подтверждение того, что сообщение принято правильно.
  2.1.19. Устройствами общей двусторонней парковой связи следует пользоваться в исключительных случаях по требованию оператора (диспетчера) ПТО или дежурного по станции (маневрового диспетчера).
  При пользовании двусторонней парковой связью необходимо соблюдать регламент переговоров, не допуская излишнего воздействия шума на работников и жителей близлежащих районов.
  Переговорные колонки двусторонней парковой связи после передачи сообщения следует выключать.
  2.1.20. При обнаружении неисправностей в подвижном составе, создающих угрозу схода с рельсов (перекос кузова, излом его деталей, неисправности автосцепного устройства и тормозного оборудования, висящие двери крытых вагонов) работники должны сообщить руководителю смены. Руководитель смены определяет на месте безопасный способ передвижения грузовых вагонов на ремонтные позиции. Такие грузовые вагоны должны передвигаться локомотивом одиночно при отсутствии людей на соседних междупутьях, со скоростью не более 3 км/ч, по команде составителя поездов и в присутствии мастера участка, на котором будет производиться ремонт вагона или старшего осмотрщика вагонов.
  2.1.21. Об окончании работ по осмотру подвижного состава осмотрщик вагонов уведомляет  оператора ПТО.
  Оператор, получив информацию от осмотрщика-ремонтника вагонов головной и хвостовой группы о завершении работ и удалении на безопасное расстояние от состава осмотрщиков-ремонтников вагонов, по регистрируемым каналам связи передает полученную информацию ДСП о готовности состава к отправлению, после чего оператор запрашивает ДСП о возможности снятия ограждения с состава. При получении подтверждения от дежурного оператор снимает ограждение.
  Переносные сигналы ограждения снимаются ответственными работниками бригады по команде старшего осмотрщика вагонов после получения разрешения от оператора ПТО (дежурного по железнодорожной станции) на  снятие ограждения.
  Дежурный по станции (маневровый диспетчер) или другой ответственный работник должен объявить по двусторонней парковой связи о снятии ограждения грузового вагона или группы грузовых вагонов с указанием номера пути, с которого снимается ограждение.
  При единой технологии – каждый осмотрщик вагонов, после выполнения полного объема работ на вагонах своей зоны обслуживания должен поставить в известность оператора ПТО.
  2.1.22. После снятия сигналов ограждения  дальнейшее производство каких-либо работ, заход в межвагонное пространство и нахождение в габарите не огражденного подвижного состава запрещается.
  2.1.23. Маневровая работа на специально выделенных железнодорожных путях станции, депо и их производственных подразделений должна выполняться под наблюдением и личным руководством назначенного и обученного работника, ответственного за безопасное производство маневровой работы  (на пункте текущего отцепочного ремонта (далее – ТОР), пункте подготовки вагонов к перевозкам (далее – ППВ)).
  2.1.24. Работник, ответственный за безопасное производство маневровой работы, должен следить за правильным перемещением вагонов, расцепкой и сцепкой железнодорожного подвижного состава, за отсутствием работников в зонах проведения маневровых работ, в вагонах и под вагонами.
  2.1.25. При неблагоприятных условиях погоды (сильном ветре, тумане, метели), а также на неосвещаемых железнодорожных путях отцепочного ремонта маневры должны производиться с особой бдительностью со скоростью не более 3 км/ч.
  2.1.26. Запрещается работникам, не участвующим в производстве маневровых работ, находиться на междупутьях текущего отцепочного ремонта, специально выделенных железнодорожных путей, путей укрупненного ремонта.
  2.1.27. На путях отцепочного ремонта запрещается:

  • производить маневры толчками;
  • выполнять сцепление и расцепление грузовых вагонов на ходу поезда;
  • сцепляться с вагонами, из-под которых не выведены конструктивные части грузоподъемных домкратов, лебедок (толкателей) и вагоноремонтных машин;
  • перемещать вагоны вручную, ломами, грузоподъемными кранами.
  2.1.28. Грузовой вагон или группу грузовых вагонов, ремонтируемых на путях отцепочного ремонта при отсутствии централизованного ограждения или электрической централизации, ограждают переносными сигналами в порядке, изложенном в п. 2.1.12. настоящих Правил и спаренными тормозными башмаками, которые располагают на обеих рельсовых нитях железнодорожного пути, полозом в сторону возможного заезда локомотива на расстоянии не менее 25 м от крайнего вагона или против предельного столбика у ближайшего стрелочного перевода, если расстояние до него составляет менее 25 м.
  На период производства маневровых работ тормозные башмаки должны находиться на специальных площадках, стеллажах или тумбочках в междупутье.
  При производстве опробования тормозов от локомотива, состав ограждают вместе с локомотивом.
  2.1.29. На тупиковом специализированном пути во время выполнения маневровой работы локомотивной бригадой, связанной с подачей и выводом грузовых вагонов, вагоноремонтные машины и ремонтные установки должны находиться в конце тупика и ограждаться тормозными башмаками.
  Во время проведения маневров работа вагоноремонтной машины и ремонтной установки временно прекращается, работники эксплуатирующие (или обслуживающие) указанное оборудование должны покинуть свое рабочее место и отойти на безопасное расстояние.    Допускается производить маневры на сквозных специализированных путях при наличии на них вагоноремонтных машин и ремонтных установок. При этом скорость движения локомотива и маневровых составов не должна превышать 5 км/ч.
  2.1.30. Разрешается ограждать железнодорожные пути и тупики пунктов текущего отцепочного ремонта и ППВ поворотным заградительным брусом (шлагбаумом) с черно-белой раскраской, который должен запираться на замок.
  Стрелки, ведущие на железнодорожные пути и тупики, должны устанавливаться в положение, исключающее возможность заезда на эти пути, и запираться на замок.
Ключи от замков бруса или ограждающей стрелки хранятся у руководителя смены.
  2.1.31. В технологических инструкциях на производство маневровой работы на путях отцепочного ремонта, пунктов подготовки (перестановки) вагонов, утверждаемых в установленном порядке, должны быть отражены:
  • характеристики подъездных и соединительных путей, мест с нарушением габарита приближения строений;
  • порядок производства маневровой работы;
  • порядок ввода и вывода грузовых вагонов;
  • порядок сдачи (приема) тормозных башмаков;
  • правила нахождения на железнодорожных путях и маршруты служебных проходов;
  • положения выдвижных рамок электрических домкратов и откидных частей ставлюг;
  • места нахождения составителя поездов во время маневров;
  • обязанности всех работников, участвующих в маневровой работе;
  • меры безопасности при закреплении грузовых вагонов, установке тормозных башмаков, соединении и разъединении соединительных рукавов;
  • требования к применению ручных и звуковых сигналов, радиосвязи и СИЗ.

Популярные статьи

.