Техническое обслуживание ТО-1 кузова и рамы, приводов вагонных генераторов, буферных комплектов пассажирских вагонов

4. Техническое обслуживание ТО-1 оборудования пассажирских вагонов

4.1 Техническое обслуживание ТО-1 кузова и рамы вагона
4.1.1 При ТО-1 визуально проверить состояние кузова и рамы вагона. При этом особое внимание обратить на сварные швы концевых, продольных и промежуточных балок. При выявлении трещин в сварных швах вагон подавать в текущий отцепочный ремонт.
Запрещается постановка в пассажирские поезда и следование в них вагонов, кузова и оборудование которых имеют хотя бы одну из следующих неисправностей:


  • перекос кузова более 50 мм;

  • трещина в валике крепления переходной площадки;
  • трещина, излом или отсутствие деталей крепления аккумуляторного ящика и другого подвагонного оборудования;
  • отсутствие или неисправность шунтов заземления между кузовом и тележкой и между тележкой и буксой;
  Кроме перечисленного, не допускается отправление пассажирских вагонов с пункта формирования или оборота, если неисправны запоры крышек аккумуляторных ящиков.
  Осмотр и ремонт пассажирских вагонов с системой высоковольтного отопления должен проводиться с соблюдением требований правил техники электробезопасности.

4.1.2 Не допускаются следующие дефекты на раме вагона:
  • трещины в любой части балок рамы;
  • обрыв сварного шва или более одной заклепки крепления балок рамы, ослабление заклепочного крепления к раме вагона пятника, опорных  скользунов, передних и задних упорных угольников к раме вагона.

4.5 Техническое обслуживание приводов вагонных генераторов

4.5.1 При проследовании поезда через пункт технического обслуживания осмотрщики вагонов должны осмотреть работающие приводы и сообщить начальнику пассажирского поезда (далее – ЛНП) и поездному электромеханнику пассажирского поезда (далее – ПЭМ) обо всех обнаруженных недостатках.

4.5.2 В пути следования поезда на промежуточных станциях, где осуществляется техническое обслуживание вагонов «с пролазкой», производят следующие виды работ:
  • детали приводов осматривают на предмет утечек масла из картеров редукторов;
  • проверяют крепление редуктора к раме тележки привода ТРКП и подвески ведомого шкива приводов ТК-2 и ТК-3, а так же крепление карданного вала к фланцу редуктора и генератора;
  • контролируют натяжение клиновых ремней и возможный сдвиг редуктора на средней части оси колесной пары;
  • проверяют температуру шарниров карданных валов, муфт и корпусов редукторов в местах установки подшипников.
4.5.3 В зависимости от характера повреждения приводов в пути следования поезда работники ПТО и поездная бригада при неисправностях в приводах от средней части оси колесной пары и в приводах от торца оси колесной пары должны руководствоваться требованиями, изложенными в таблице 4.18.
Таблица 4.18

Характерный признакНеисправностьДействие поездной бригады в пути следования и работы, производимые на ПТО, пунктах формирования и оборота
Привод от средней части оси колесной пары
Греется центробежная муфта сцепления
Заклинило подшипник генератора или муфты, зазор между дисками трения не соответствует значениям 0,8-2,6 мм
Демонтировать карданный вал и продолжать движение до пункта формирования и оборота
Нехарактерный шум при движении поезда
Погнут или помят карданный вал
То же
Не передается вращение генератору
Разрушена эластичная муфта привода ВБА
На ближайшем ПТО, в пункте оборота заменить эластичную муфту или демонтировать карданный вал
Стук, толчки при работе привода
Разрушена опора моментов
Демонтировать карданный вал и принять меры к закреплению опоры, а в пункте формирования или оборота отремонтировать
Не вращается подшипник ведомого вала, проворот, сдвиг редуктора на оси. Возможны поломка зубьев шестерен и юз колесной пары
Заклинило подшипник ведомого вала
На перегоне или промежуточной станции отвернуть от ведомого вала девять болтов с шестигранной головкой М 12x60 и три болта М12х40. Ввернуть три отжимных болта М 12x80 в отверстия трех болтов М 12x40. При этом ведомый вал должен выдвинуться из корпуса настолько, что зубья шестерен выйдут из зацепления. В этом положении ведомый вал в комплекте, зафиксировать тремя болтами М 12x80. На ближайшем ПТО, пункте оборота или формирования заменить колесную пару с редуктором
 
Не вращается генератор, проворот, сдвиг редуктора. Нехарактерный звук при работе привода
Заклинило подшипник полого вала
На перегоне промежуточной станции демонтировать карданный вал. Демонтировать опору моментов с опорным и аварийным плечами. Вынуть ведомый вал в комплекте из корпуса редуктора. При этом редуктор будет свободно вращаться на оси колесной пары. Скорость движения не более 30 км/ч. На ближайшем ПТО, пункте формирования или оборота заменить колесную пару с редуктором
Разрыв контрольных линий, перекос стальных и резиновых вкладышей, выдавливание резинового кольца ведущего фланца редуктора
Сдвиг редуктора относительно оси  колесной пары
На перегоне или промежуточной станции демонтировать карданный вал и со скоростью не выше 30 км/ч следовать до ближайшего ПТО, пункта формирования или оборота. По прибытии заменить колесную пару с редуктором.
Наличие зазора редукторного вала более 3 мм, определяемого зазором в сцеплении шестерен и соединениях других деталей при покачивании карданного вала вокруг продольной  оси (зазор измеряют на радиусе 100 мм).
На промежуточной станции демонтировать карданный вал. В пункте формирования или оборота произвести перемонтаж редуктора с выкаткой колесной пары
Примечание. На технических станциях, где нет приписного парка пассажирских вагонов, допускается заменять колесные пары с редуктором от средней части на колесные пары без редуктора. Колесная пара с отказавшим редуктором должна быть отправлена в депо приписки вагона в трехдневный  срок.
Привод от торца оси колесной
Сорвана предохранительная муфта приводов РК, проскальзывание, нагрев ременной передачи Обрыв резиновой муфты, посторонние шумыЗаклинило ротор генератораНа перегоне или промежуточной станции демонтировать приводной вал привода РК. Снять приводные ремни
Чрезмерный нагрев редуктора, возможна поломка зубьев шестерен. Генератор не обеспечивает питание потребителей электроэнергией
Заклинило редуктор приводов РК
На перегоне или промежуточной станции демонтировать приводной вал и редуктор, вместо которого установить буксовую крышку. На ближайшем ПТО   произвести промежуточную ревизию буксового узла 
Шум при работе привода
Помят или изогнут приводной вал приводов РК, или карданный вал привода ТРК, разрушение его подшипников
На промежуточной станции демонтировать приводной или карданный вал или снять ремни и продолжать движение до пункта оборота или формирования, где произвести ремонт
 
Обрыв проволочной обвязки
Ослабли гайки шпилек М20 или шпилек М12 приводов РК
На промежуточной станции или ПТО подтянуть гайки. Проверить состояние их затяжки на последующих станциях. В пункте оборота или
формирования произвести перемонтаж редуктора.
Наличие зазора редуктора приводов РК, более 2,5 мм, определяемого зазором в зацеплении шестерен и соединениях других деталей при покачивании приводного вала вокруг продольной оси зазор измеряют на радиусе 120 мм
На промежуточной станции демонтировать приводной вал. В пункте формирования или оборота отремонтировать детали приводного вала и произвести перемонтаж редуктора.
Повышенный уровень шума. Генератор не обеспечивает потребителей  электроэнергией.
Обрыв или трещина резинового элемента (вкладыша) приводного вала редуктора приводов РК
На промежуточной станции демонтировать приводной вал и продолжать движение до пункта оборота или формирования и отремонтировать детали.
Люфт шкива
Ослабление узла крепления ведущего шкива привода ТРК или ТК-2 с зубчатой фиксацией, наличие люфта ведущего шкива
На промежуточной станции снять ремни. На ближайшем ПТО, пункте формирования или оборота произвести перемонтаж узла с выкаткой колесной пары
 
Проскальзывание, обрыв ремней, нагрев шкивов
Заклинило редуктор привода ТРК
На перегоне или промежуточной станции снять ремни, в пункте оборота или формирования заменить редуктор
Сдвиг или проворот шкива плоскоременного или текстропного привода от средней части оси
На ближайшем ПТО демонтировать ремни, в пункте оборота или формирования произвести перемонтаж шкива

4.5.4 Привод генератора от торца оси

4.5.4.1 При осмотре деталей приводов ТРКП, ТК-2 и ТК-3 в соответствии с рисунком 4.32 проверяют состояние крепления шкивов 1 и 6, карданного вала, кронштейнов и амортизаторов 3 подвески генератора, состояние регулировки натяжного устройства 4 с пружиной 5 редуктора привода ТРКП и промежуточной опоры привода ТК-2 и ТК- 3 и клиновых ремней 2, наличие трещин диска ведущего шкива 1 привода ТК-2, ТК-3.
а) ТРКП

б) ТК-2, ТК-3
Рисунок 4.32 - Общий вид привода генераторов от торца оси

  На деталях крепления приводов проверяют состояние шплинтов и стопорных устройств. Детали подвески вагонного генератора проверяют на целостность резиновых изделий. Затяжка болтов подвески должна исключать перемещение от руки болтов вдоль их оси.
Замену клиновых ремней приводов ТРКП, ТК-2 и ТК-3 с надрывами и расслоениями, и проверку регулировки натяжного механизма в пути следования производить в соответствии с требованиями, изложенными в «Руководстве по техническому обслуживанию и текущему ремонту пассажирских вагонов» 023 ПКБ ЦЛ – 2010 РЭ.
  Техническое обслуживание узла ведущего шкива с креплением на шпильках производят в соответствии с документом 875.19.010-ТО «Техническое описание и инструкция по эксплуатации узла ведущего шкива с креплением на шпильках»
4.5.4.2 У приводов вагонных генераторов от средней части оси проверяют состояние крепления и положение редуктора относительно оси колесной пары, а также наличие зазора в блоках резиновых амортизаторов опоры против скручивания.
  Зазор в опоре, обнаруженный в пути следования поезда, должен быть не более 4 мм, при большей величине зазора карданный вал должен быть демонтирован.
Признаками сдвига редуктора на оси колесной пары являются смещения белых контрольных линий, нанесенных на торцевых фланцах с обеих сторон редуктора и вдоль оси колесной пары, перекос стальных и резиновых вкладышей, выдавливание резиновых муфт ведущего фланца редуктора.
  Боковой сдвиг редуктора на оси допускается не более 20 мм в одну из сторон.
  Признаком проворота редуктора на оси колесной пары является смещение красных контрольных линий. Проворот редуктора на оси колесной пары не является браковочным признаком в пути следования пассажирского вагона. При проворачивании редуктора на оси колесной пары проверяют затяжку гаек компенсационных болтов методом остукивания молотком. При выявлении ослабления затяжки гаек компенсационных болтов колесную пару с редуктором направляют в ремонт.
  Для определения величины зазора в опоре против скручивания усилие прикладывается к карданному валу. Величина усилия ограничивается появлением упругой деформации резиновых амортизаторов.

  4.5.5 Карданный вал осматривают. При наличии видимых повреждений, ослабления болтов крепления карданного вала, повреждения сальникового уплотнения, выброса смазки из крестовин, повышенной вибрации и шума карданный вал заменяют.
Центробежную муфту сцепления привода от средней части оси совместно с поездным электромехаником проверяют проворачиванием рукой фланцевой ступицы генератора.

4.5.6 Запрещается постановка в поезда, а также следование в них вагонов, у которых привод генератора имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
  • сдвиг редукторов на средней части оси колесной пары;
  • проворачивание редуктора на оси колесной пары;
  • ослабление шпилек крепления редуктора от торца оси, промежуточной части редуктора, ослабление болтов крепления опоры против скручивания редуктора от средней части оси, предохранительных устройств, карданных валов, фрикционной и эластичной муфт или отсутствие обвязочной проволоки крепительных болтов, где это предусмотрено чертежами;
  • наличие льда на карданном валу или следов касания о предохранительные скобы или другие детали тележки. Погнутость, вмятины, пробоины трубы и другие механические повреждения карданного вала, центробежной и эластичной муфт сцепления;
  • недостаток (отсутствие) или загрязнение смазки в редукторе;
  • повреждение сшивки, надрыв и расслоение плоских ремней привода;
  • температура корпуса редуктора в местах установки подшипников, шарниров карданного вала и фрикционной муфты сцепления превышает 70ºС. При повышенной температуре нагрева привод должен быть демонтирован;
  • люфт в креплении ведущего шкива клиноременного редукторно-карданного привода ТРКП, клиноременно-карданного ТК-2 и ТК-3 к торцу оси. При наличии зазора производят перемонтаж узла крепления шкива к торцу оси колесной пары с выкаткой колесной пары; обрыв или трещина резиновых вкладышей шарниров вала привода генератора от торца, а также вмятины корпусов шарниров;
  • трещины и отколы шкивов клиноременно-карданного и плоскоременного приводов;
  • зазор в посадке зубчатого колеса на валу редуктора;
  • износ и изгиб болта натяжного устройства ТРКП более 5 мм. Высота пружины натяжного устройства ремней привода ТРКП должна быть при ее рабочем состоянии (100±5) мм, а в приводе ТК-2, ТК-3 – (110±5) мм;
  • посторонний шум при работе редуктора.

4.5.7 При обнаружении в пути следования пассажирского поезда неисправностей привода генератора (заклинивания, сдвига редуктора на средней части оси; обрыва резины эластичной муфты редуктора от торца шейки оси, приведшего к загрязнению смазки буксы, а так же попаданию в буксу редукторного масла марки ТСП-10;
обрыва болтов крепления эластичной муфты редуктора от торца шейки оси, при невозможности вывертывания болтов из резьбовых гнезд на торце шейки оси; обрыв шпилек; разработка резьбовых гнезд крепления промежуточной части редуктора от торца шейки оси; ослабления крепления специальной гайки М110 ТРКП, приведшего к дефектам резьбы торца колесной пары) необходимо сменить колесную пару.

4.5.8 Амортизаторы блоков подвески генераторов ДUGG-28В и ДСG 4435/2, 2ГСВ.003 и 2ГВ.008 проверяют по размеру «А» в соответствии с рисунком 4.33.
  Для амортизаторов, показанных на рисунках 4.33 а), б), в), д) этот размер должен быть не менее 40 мм. Размер «А» для втулочной подвески генератора 2ГВ.003 в соответствии с рисунками 4.33 г), е) должен быть не менее 89 мм, а для безвтулочной подвески – не менее 37,5 мм. Амортизаторы, имеющие видимые трещины и надрывы, заменяют новыми. Зазоры между генераторами 2ГВ.003, 2ГВ.008 и основаниями, а также дополнительными и предохранительными скобами должен быть от 5 до 8 мм.
  По прибытии в пункт формирования и оборота при наличии вибрации в рейсе ПЭМ обязан заявить о необходимости проверки генераторной установки. Вагон подается в ремонт для проверки узлов привода генератора и устранения выявленных неисправностей.
а) DUGG 28B и DGC 4435/24/2а3; б) DUGG 28B (с буртиком 4 мм); в) RGA4 – 32; г, д) – блок подвески генераторов вагонов ТВЗ; е) универсальный амортизатор подвесок генераторов DUGG 28B и DGC 4435/24/2а3
Рисунок 4.33 Амортизаторы подвесок генераторов

4.6 Техническое обслуживание буферных комплектов

Запрещается постановка в поезда вагонов, ударно-тяговые приборы которых имеют хотя бы одну из следующих неисправностей:
  • расстояние между центром буфера и головкой рельса у стоящего вагона более 1065 мм и менее 980 мм;
  • расстояние между центрами буферов более 1750 мм и менее 1740 мм;
  • отсутствуют буферные приборы и крепежные винты и гайки, все крепежные винты должны быть туго затянуты;
  • отсутствуют или имеют повреждения детали, которые препятствуют выпадению тарелки буфера с хвостовиком;
  • пружины или другие части имеют повреждения или изломы, которые могут повлиять на эффективность буферов;
  • у одиночного вагона буфер может быть сжат вручную более чем на 15 мм;
  • такие повреждения корпуса буфера, при которых не обеспечено надежное крепление или достаточное направление перемещения хвостовика (стакана);
  • надрывы стакана и хвостовика (гильзы) буфера в месте прохода к фланцу или тарели, которые составляют более 1/4 длины по окружности стакана буфера или же хвостовика буфера;
  • буферные тарели имеют более 1/3 ослабленных заклепок.
 Болты крепления буферных комплектов проверить методом остукивания. Нестандартные, деформированные, со сбитыми гранями, имеющие износ и срыв резьбы болты заменить новыми. Гайки болтов, крепящих стакан, должны быть корончатыми, затянутыми до отказа и зашплинтованными.
  Шплинты ГОСТ 397-79 должны заходить в шлицы корончатых гаек по высоте не менее ¾ диаметра шплинта. Концы шплинтов разводить симметрично под углом от 80 до 90о. Повторное использование шплинтов не допускается. 
  Концы болтов должны выходить из корончатой гайки не менее чем на 2 мм. Ослабшие и нестандартные заклепки заменить.
  Допускается установка под гайки не более одной шайбы толщиной 2,5, 4 или 6 мм.
Запрещается ставить простые гайки и контргайки вместо корончатых гаек, оставлять или вновь ставить болты и гайки, имеющие изношенную, сорванную резьбу или сбитые грани под ключ, а также ставить болты, не соответствующие конструкторской документации.