7ee545c0df9b9464 Конструкция и устранение неисправностей тормозного оборудования грузовых вагонов, в том числе с потележечным торможением или оборудованных системами соединения безрезьбовых тормозных трубопроводов; регулировака рычажной передачи; замена тормозных колодок; замена приборов воздухораспределителя; технология обслуживания, ремонта и методов выявления неисправностей автотормозов в зимних условиях ~ Вагонник

четверг, 24 октября 2019 г.

Конструкция и устранение неисправностей тормозного оборудования грузовых вагонов, в том числе с потележечным торможением или оборудованных системами соединения безрезьбовых тормозных трубопроводов; регулировака рычажной передачи; замена тормозных колодок; замена приборов воздухораспределителя; технология обслуживания, ремонта и методов выявления неисправностей автотормозов в зимних условиях

1. Конструкция и устранение неисправностей тормозного оборудования грузовых вагонов, в том числе с потележечным торможением или оборудованных системами соединения безрезьбовых тормозных трубопроводов

Конструкция тормозного оборудования на грузовом вагоне

Рисунок 1 – Схема тормозного оборудования грузового вагона
  Двухкамерный резервуар 7 (см. рис. 1.) прикреплен к раме вагона четырьмя болтами и соединен трубопроводом диаметром 3/4" (19 мм) с пылеловкой 5 через разобщительный кран 8 № 372. С запасным резервуаром (ЗР) 11 объемом 78 л и тормозным цилиндром (ТЦ) 13 диаметром 14" (356 мм) двухкамерный резервуар соединен через автоматический регулятор режимов торможения (авторежим) 12 № 265А. К двухкамерному резервуару 7 прикреплены магистральная 9 и главная 6 части воздухораспределителя №483.
  На магистральной трубе 4 диаметром 11/4" (32 мм) расположены концевые краны 2 № 190 и соединительные рукава 1 № Р17. Концевые краны установлены с поворотом на 60° относительно горизонтальной оси. Это улучшает работу рукавов в кривых участках пути и устраняет удары головок рукавов при следовании через горочные замедлители.
Стоп-кран 3 со снятой ручкой ставят только на вагонах с тормозной площадкой.
  При зарядке и отпуске тормоза сжатый воздух из тормозной магистрали (ТМ) поступает в двухкамерный резервуар 7 и заполняет золотниковую и рабочую камеры воздухораспределителя, а также запасный резервуар 11. Тормозной цилиндр 13 сообщается с атмосферой через авторежим 12 и главную часть 6 воздухораспределителя. При понижении давления в ТМ темпом служебного или экстренного торможения воздухораспределитель разобщает ТЦ 13 от атмосферы и сообщает его с запасным резервуаром 11 через авторежим 12.
  На вагонах без авторежима давление в ТЦ устанавливается ручным переключателем режимов торможения воздухораспределителя в зависимости от загрузки вагона и типа колодок. На вагонах с авторежимом рукоятку переключателя режимов торможения закрепляют в положении среднего режима при композиционных колодках или в положении груженого режима – при чугунных колодках. После чего рукоятка переключателя должна быть снята.
  Рефрижераторный подвижной состав имеет аналогичное тормозное оборудование, но без авторежима 12.
  Для возможности отключения тормозной магистрали при обрыве подводящей трубы к воздухораспределителю разобщительный кран 8 ввертывают через штуцер непосредственно в тройник 5.
  Устранение неисправностей тормозного оборудования грузовых вагонов, в том числе с потележечным торможением или оборудованных системами соединения безрезьбовых тормозных трубопроводов

Выписка из: Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) №808-2017 ПКБ ЦВ

  3.7.1 Техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при техническом обслуживании работниками ПТО и контрольных пунктов технического обслуживания. Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов (руководитель смены), который должен обеспечить техническую готовность тормозного оборудования и включение всех тормозов в составе, соединение рукавов, открытие всех концевых и разобщительных кранов, установленную норму тормозного нажатия в поезде, а также надежную работу тормозов при опробовании их на станции и в пути следования.
  Запрещается подавать под погрузку, посадку пассажиров, ставить в поезд вагоны с неисправным тормозным оборудованием, а также без предъявления их к техническому обслуживанию и записи в журнале формы ВУ-14 о признании вагонов годными к безопасному следованию в поездах.
  На станциях формирования, оборота и в пути следования, где предусмотрена графиком движения остановка поезда для технического обслуживания, требуется проверить исправность действия тормозного оборудования каждого вагона с выполнением необходимого ремонта или заменой исправным.
  На станциях, где нет ПТО, порядок проверки технического состояния и ремонта тормозного оборудования вагонов при их постановке в поезда и подаче под погрузку устанавливается организационно-распорядительными документами подразделений владельца инфраструктуры.

  3.7.2 Не допускается постановка в поезда, а также отправление со станций формирования и оборота вагонов, у которых тормозное оборудование имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
  • неисправное тормозное оборудование: воздухораспределитель, электровоздухораспределитель, электрическая цепь электропневматического тормоза, авторежим, концевой или разобщительный кран, выпускной клапан, обратный клапан между тормозной магистралью и дополнительным питательным резервуаром на вагонах с дисковыми тормозами, тормозной цилиндр, резервуары, рабочая камера, клещевой механизм дискового тормоза;
  • повреждение воздухопроводов: трещины, прорывы, протертости и расслоение соединительных рукавов; трещины, надломы и вмятины на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода в местах крепления;
а – надрывы, трещины, расслоение резиновой трубки рукава
б – повреждения воздухопровода
  • неисправность механической части: триангелей, тяг, подвесок, авторегулятора рычажной передачи, башмаков, клещевых механизмов; трещины или изломы в деталях, откол проушин колодки, неправильное крепление колодки в башмаке (накладки); неисправные или отсутствующие предохранительные устройства и балки авторежимов; нетиповое крепление механических частей, нетиповые детали и шплинты в узлах;

  • неисправный стояночный (ручной) тормоз;
  • ослабление крепления деталей;
  • неотрегулированная рычажная передача;
  • толщина колодок (накладок) менее минимально-допустимой в эксплуатации.


  3.7.3 Запрещается устанавливать композиционные колодки на вагоны, рычажная передача которых переставлена под чугунные колодки (т.е. валики затяжки горизонтальных рычагов находятся в отверстиях, расположенных дальше от тормозного цилиндра), и наоборот, не допускается устанавливать чугунные колодки на вагоны, рычажная передача которых переставлена под композиционные колодки, за исключением колесных пар пассажирских вагонов с редукторами, где могут применяться чугунные колодки для скорости движения до 120 км/ч.
  Шести- и восьмиосные, а также вагоны для перевозки опасных грузов, грузовые вагоны разрешается эксплуатировать только с композиционными колодками.

  3.7.4 Наиболее часто встречаются следующие неисправности тормозного оборудования грузовых вагонов:
  • Тормозная магистраль - утечки сжатого воздуха в соединениях и из тормозных приборов;
  • трещина магистральной трубы по резьбе;
  • протертости, вмятины магистральной трубы;
  • повреждение подводящей трубы;
  • трещина, износ резьбы тройника.
  • Соединительный рукав - отсутствие хомута (а);
  • излом, трещина наконечника рукава (б);
  • износ гребня соединительной головки (в);
  • излом, трещина соединительной головки (г);
  • забита канавка для уплотнительного кольца (д);
  • вздутие рукава (е);
  • обрыв рукава (ж);
  • расслоение рукава.

Кран концевой
  • откол, трещина корпуса крана (а, б, в);
  • заклинивание клапана крана (г).

Воздухораспределитель
  • излом, трещина рабочей камеры;
  • износ резьбы в местах установки шпилек крепления главной и магистральной частей рабочей камеры;
  • износ резьбы в местах установки накидных гаек подводящих трубок;
  • ослабление крепления рабочей камеры.
Запасной резервуар
  • износ резьбы, излом штуцера запасного резервуара;
  • трещины, протертости, вмятины запасного резервуара;
  • ослабление крепления запасного  резервуара.
Тормозной цилиндр
  • ослабление крепления тормозного цилиндра;
  • излом трещины корпуса тормозного цилиндра;
  • излом отпускной пружины;
  • износ манжеты поршня;
  • износ резьбы штуцера в местах установки накидных гаек подводящих трубок.

Триангель
  • трещина, изгиб или излом струны триангеля;
  • трещина, изгиб или излом распорки триангеля;
  • трещина, изгиб или излом траверсы триангеля;
  • заварной башмак.
Тормозная рычажная передача
  • износ тормозных колодок;
  • нарушение регулировки ТРП.

  3.7.5 В случае выявления, при контроле технического состояния тормозного оборудования, неисправностей, на боковых стенках кузовов вагонов (между угловой и боковой стойками), на бортах платформ, на котлах цистерн наносятся следующие условные меловые пометки:
  • "СТП" сменить тормозной прибор;
  • "ОРП" отрегулировать тормозную рычажную передачу;
  • "РР" регулировать или заменить автоматический регулятор тормозной рычажной передачи;
  • "СТ" сменить триангель;
  • "ПШ" поставить шплинт, шайбу;
  • "СКК" сменить концевой кран;
  • "СР" сменить соединительный рукав;
  • "СВР" сменить валик тормозной рычажной передачи;
  • "СК" сменить тормозную колодку.
  На вагонах, подлежащих ремонту с отцепкой, также наносятся четкие меловые соответствующие надписи: "Ремпуть", "Перегруз", "В депо" и т.д.
  В парке отправления осуществляется замена и ремонт неисправных деталей и узлов тормозного оборудования без отцепки вагона от состава, обнаруженных как в парках прибытия и сортировочном, так и в парке отправления.

  3.7.6 При техническом обслуживании тормозной системы вагонов проверить:
  • крепление всех приборов, арматуры и трубопровода на вагоне (таблица 3.5);
  • наличие и исправность предохранительных и поддерживающих скоб и устройств (таблица 3.5);
  • наличие и правильность установки устройств фиксирующих усилие затяжки крепежных гаек (шплинты, стопорные планки, шайбы, контргайки) (таблица3.5);
  • наличие валиков рычажной передачи зафиксированных от выпадения шайбой и типовым шплинтом с разведенными усиками на угол не менее 90 град., предохранителя валика подвески триангеля (таблица 3.5);
  • правильность соединения рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов между вагонами и разобщительных кранов на подводящих воздухопроводах от магистрали к воздухораспределителям, а также их состояние и надежность крепления;
  • правильность включения режимов воздухораспределителей на каждом вагоне с учетом наличия авторежима, в том числе в соответствии с загрузкой и типом колодок;
  • плотность тормозной сети состава, которая должна соответствовать установленным нормативам.
Рисунок - Контроль технического состояния тормозного оборудования четырёхосного вагона.

Таблица 3.5 - Последовательность осмотра тормозного оборудования вагона
поз. 1
поз. 2,3,4,5 поз. 6 поз. 7 поз. 8
проверка состояния и положения концевого крана; осмотр соединительного рукава, крепления магистральной трубы осмотр рычагов тормозной рычажной передачи, валиков, шплинтов, шайб, распорной тяги, триангеля, подвесок тормозных башмаков, предохранителей валиков подвесок тормозных башмаков. проверка износа тормозных колодок и их крепления, состояния башмака подвески и отводящих устройств
осмотр регулятора тормозной рычажной передачи, тяг, предохранительных устройств, тормозного цилиндра, горизонтальных рычагов, контроль соответствия установки затяжки горизонтальных рычагов типу колодок
осмотр запасного резервуара, воздухораспределителя и их крепления на раме вагона; контроль состояния подводящих труб; контроль соответствия включения режимов торможения и отпуска загрузке вагона осмотр подводящих труб, авторежима (при наличии).
предохранительных устройств

1 – соединительные головки тормозных рукавов; 2 – резинотекстильный рукав; 3 – соединения концевого крана; 4 – соединения тормозной магистрали; 5 – привалочный фланец главной части воздухораспределителя; 6 – привалочный фланец магистральной части воздухораспределителя; 7 – соединения тормозной магистрали и подводящих труб; 8 – соединения авторежима;  9 – соединения разобщительного крана; 10 – резьбовое соединение подводящей трубы к двухкамерному резервуару от запасного резервуара; 11 – резьбовое соединение у двухкамерного резервуара подводящей трубы к тормозному цилиндру (авторежиму); 12 – резьбовое соединение подводящей трубы к двухкамерному резервуару от тормозной магистрали; 13 – шток тормозного цилиндра; 14 – узел подсоединения трубы и пробка тормозного цилиндра; 15 – соединение подвода и  пробка запасного резервуара.
Рисунок 3.27 – Наиболее вероятные места утечек воздуха в тормозном оборудовании грузовых вагонов

При пропуске воздуха в атмосферу в безрезьбовом соединении (рисунок 3.28 а, б) допускается подтяжка гайки накидной без снятия соединения с тормозной
См. рисунок 3.28а
См. рисунок 3.28б
  • действие автотормозов на чувствительность к торможению и отпуску. Воздухораспределители и электровоздухораспределители, работающие неудовлетворительно, заменить исправными. При этом действие электропневматических тормозов проверить от источника питания с напряжением при торможении не более 40 В, при этом падение напряжения в электрической цепи проводов N 1 и 2 в режиме торможения в пересчете на  вагон проверяемого состава должно составлять не более 0,5 В для составов до 20 вагонов включительно, и не более 0,3 В для составов большей длины;
  • на вагонах с авторежимом - соответствие выхода вилки авторежима загрузке вагона, надежность крепления контактной планки, опорной балки на тележке, авторежима, демпферной части и реле давления на кронштейне; ослабшие болты затянуть;
  • на вагонах, в тормозных цилиндрах которых установлен Индикатор давления, (рисунок 3.26а), предназначенный для визуального определения соответствия давления воздуха в тормозном цилиндре груженому и порожнему режимам, исправность действия Индикатора.
1) порожний режим
2) груженый режим
3) отсутствие индикации
Рисунок 3.26а Эскиз расположения индикатора давления ИД.01.00.000 на тормозном  цилиндре
 Индикация осуществляется по выходу штоков Индикатора:
  • в порожнем режиме по выходу одного штока из корпуса индикатора (рисунок 3.26 а 1);
  • в груженом режиме по выходу двух штоков из корпуса индикатора (рисунок 3.26 а 2);
  Отсутствие индикации (рисунок 3.26 а 3) свидетельствует об отсутствии или недостаточном давлении в тормозном цилиндре (менее 0,05-0,07 МПа) по причине неисправности пневматической части тормозного оборудования грузового вагона.
  Осмотрщик вагонов осуществляет выявление неисправного пневматического оборудования и принимает меры к устранению неисправности.
  При выявлении отказа в работе Индикатора давления, осмотрщик вагонов проводит замену неисправного индикатора на исправный, а в случае отсутствия в пунктах ПТО исправных индикаторов, допускается установка вместо Индикатора пробки тормозного цилиндра или клапана золотникового 4316.

Таблица 3.6 - Рабочие характеристики безрезьбовых соединений
Наименование и номер безрезьбового соединения Штуцер 4370 Ниппель 4371 Ниппель 4378 Муфта 4379 - 01 Муфта 4379 Штуцер 4374 Тройник 4375 - 01 Концевой кран 4314Б
Момент затяжки накидных гаек, Н*м 150(+-)15 200(+-)20 200(+-)20/ 150(+-)15 200(+-)20
Диапазон рабочих температур,град.С - 60...+ 60
Максимальная температура, град.С + 120, не более 4 часов


  • правильность регулирования рычажной передачи и действие автоматических регуляторов, выход штока тормозных цилиндров, который должен быть в пределах, указанных в таблице 3.7:

* при необходимости регулировку осуществлять перестановкой валиков на тягах (рисунок 3.29 в), с последующей регулировкой размера "а" (расстояние от торца муфты защитной трубы регулятора ТРП до начала присоединительной резьбы на его винте) и повторной проверкой выхода штока тормозного цилиндра. Размеры "а" для грузовых и пассажирских вагонов должны быть не менее указанных в таблице 3.7.
Размер "А", мм. Размер "а" не менее, мм. Выход штока тормозного цилиндра
Рычажный привод Стержневой привод I-я ст. торможения ПСТ
Грузовые вагоны с симметричным расположением ТРП (полувагоны, крытые, цистерны, платформы) рис.3.30 (а), а так же вагоны бункерного типа (хопперы) с несимметричным расположением ТРП, рис.3.30 (б), оборудованных авторегуляторами 574 Б и 675 Композиционные колодки 35 - 50 - 150 40 - 80 50 - 100
Чугунные колодки 40 - 60 - 150 40 - 100 75 - 125
Восьмиосные цистерны Композиционные колодки 30 - 50 - - - -
Грузовые вагоны со стержневым приводом авторегулятора (думпкар, термос на тележках ЦНИИ-Х3, автономные рефрижераторные вагоны на тележках ЦМВ - Дессау), рис. 3.30 (в) Композиционные колодки - 140 - 200 150 40 - 80 50 - 100
Чугунные колодки - 130 - 150 150 40 - 100 75 -125
Рефрижераторные секции и вагоны термосы на тележках КВЗ-И2 с рычажным приводом авторегулятора, рис.3.30 (а), и на тележках ЦМВ - Дессау со стержневым приводом авторегулятора, рис. 3.30 (в) Композиционные колодки 25 - 60 55 - 145 150 40 - 80 50 - 100
Чугунные колодки 40 - 75 60 - 100 150 40 - 100 75 -125
Грузовые вагоны спотележечным торможением с композиционными колодками, оборудованные, авторегуляторами, рис. 3.30 (г, д) Тормозной цилиндр диаметром 254 мм и ходом поршня 125мм. Авторегуляторы 574Б и 675 15 - 25 - 150 25 - 65 25 - 65(75)*
Тормозной цилиндр диаметром 254 мм и ходом поршня 125 мм. АвторегуляторыРТРП-300 15 - 25 - 50 25 - 65 25 - 65(75)*
Грузовые вагоны на тележках, оборудованных буксовыми адаптерами с упругими элементами, с потележечным торможением с композиционными колодками оборудованные авторегуляторами, рис. 3.30 (г, д) Тормозной цилиндр диаметром 254 мм и ходом поршня 240 мм. АвторегуляторыРТРП-300 20 - 40 - 50 40 - 80 50 - 100

Примечания:
  1.  ПСТ - полное служебное торможение.
  1.  Выход штока тормозного цилиндра при композиционных колодках на пассажирских вагонах указан с учетом длины хомута (70 мм), установленного на штоке.
  1.  Нормы выхода штоков тормозных цилиндров у грузовых вагонов перед крутыми затяжными спусками устанавливаются начальником железной дороги.
  1.  При регулировании рычажных передач грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания (в парке отправления) и пунктах подготовки к перевозкам выход штока тормозных цилиндров устанавливать по минимально допустимому размеру или на 20-25 мм меньше верхнего предела; на вагонах, оборудованных авторегуляторами рычажной передачи, их привод регулируется на поддержание выхода штока на нижнем пределе установленных нормативов.
  1.  Для грузовых вагонов на тележках, оборудованных буксовыми адаптерами
Углы наклона горизонтальных и вертикальных рычагов должны обеспечивать нормальную работу рычажной передачи до предельного износа тормозных колодок:
  • при симметричном расположении тормозного цилиндра на вагоне и на вагонах с раздельным потележечным торможением (рисунок 3.29 а) при полном служебном торможении и новых тормозных колодках горизонтальный рычаг со стороны штока тормозного цилиндра должен располагаться перпендикулярно к оси тормозного цилиндра или иметь наклон от своего перпендикулярного положения до 10о в сторону от тележки;
  • при несимметричном расположении тормозного цилиндра на вагонах и на вагонах с раздельным потележечным торможением (рисунок 3.29 б) и новых тормозных колодках промежуточные рычаги должны иметь наклон не менее 20° в сторону тележек.
Примечание: Неправильная установка затяжки горизонтальных рычагов при композиционных колодках, может привести к заклиниванию колес, при чугунных - к недостаточности тормозного нажатия.
См. рисунок 3.29
  После регулировки рычажной передачи необходимо произвести полное служебное торможение. Подвести упорный рычаг (упор) привода к корпусу регулятора вплотную и зафиксировать его положение, для чего у рычажного привода ием регулировочного винта следует совместить отверстие в его головке с отверстием в упорном рычаге привода и соединить их валиком, с постановкой шплинта. После установки привода регулятора следует отпустить тормоз. При этом расстояние между корпусом регулятора и упорным рычагом (упором) устанавливается автоматически. Ориентировочные величины размера "А" (установочный размер привода регулятора) приведены в таблице 3.7.
Примечание: При размере "А" более нормы регулятор работает как жесткая тяга и по мере износа тормозных колодок не стягивает ТРП, что приводит к увеличению выхода штока тормозного цилиндра.

  При размере "А" менее нормы регулятор чрезмерно стягивает ТРП, после отпуска тормоза тормозные колодки могут остаться прижатыми к колесам, что может привести к их заклиниванию.

  Примечание: Минимальная толщина вновь устанавливаемой тормозной колодки должна быть не менее 25 мм, при этом клиновидный износ не допускается
При замене тормозных колодок необходимо соблюдать следующие условия: колодки на одной оси не должны различаться по толщине более, чем на 10 мм.

  • толщину тормозных колодок и их расположение на поверхности катания колес. Зазор между тормозными колодками и колесами должен составлять до 10 мм. Не допускается оставлять на грузовых вагонах тормозные колодки, если они выходят с поверхности катания на наружную грань колеса более чем на 10 мм. На пассажирских и рефрижераторных вагонах выход колодок с поверхности катания за наружную грань колеса не допускается. Минимальная толщина тормозных колодок, при которой они подлежат замене, составляет: для чугунных-12 мм, композиционных с металлической спинкой-14 мм, с сетчато- проволочным каркасом-10 мм (колодки с сетчато - проволочным каркасом определяют по заполненному фрикционной массой ушку). Толщину тормозной колодки следует проверять с наружной стороны, а при клиновидном износе - на расстоянии 50 мм от тонкого торца. В случае явного износа тормозной колодки с внутренней стороны (со стороны гребня колеса) колодку заменить, если этот износ может вызвать повреждение башмака;
  • исправность и действие ручных тормозов, обращая внимание на легкость приведения в действие и прижатие колодок к колесам - в пунктах формирования грузовых поездов и в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов. Такую же проверку ручных тормозов осмотрщики вагонов должны производить на станциях с пунктами технического обслуживания, предшествующих крутым затяжным спускам;
  • обеспеченность поезда требуемым нажатием тормозных колодок в соответствии с величиной расчетного нажатия тормозных колодок в пересчете на чугунные, на ось пассажирских и грузовых вагонов (приложение И);
  • состояние поверхностей электрических контактов головок рукавов N369А, расстояние между головками соединительных рукавов N 369А и штепсельными разъемами междувагонного электрического соединения осветительной цепи вагонов при их соединенном состоянии. Это расстояние должно быть не менее 100 мм;
  • действие противоюзного и скоростного регуляторов на пассажирских вагонах с тормозами западноевропейского типа в соответствии с отдельными инструктивными указаниями и нижеприведенным порядком. Проверить действие пневмомеханических, противоюзного и скоростного регуляторов на вагонах РИЦ на пассажирском режиме включения тормоза при полном служебном торможении. Действие противоюзного регулятора проверяется на каждой оси всех включенных в состав поезда вагонах:
► через окно в корпусе датчика провернуть инерционный груз, при этом должен произойти выброс воздуха из тормозного цилиндра проверяемой тележки через сбрасывающий клапан. После прекращения воздействия на груз он должен сам возвратиться в исходное положение, а тормозной цилиндр наполниться сжатым воздухом до первоначального давления, что контролируется по манометру на боковой стенке кузова вагона. Нажать кнопку скоростного регулятора на боковой стенке вагона. Давление в тормозных цилиндрах должно повыситься до установленной величины, а после прекращения нажатия на кнопку давления в цилиндрах должно снизиться до первоначального. После проверки включить тормоза вагонов на режим, соответствующий предстоящей максимальной скорости движения поезда.

Рисунок 3.30, а, б. Схемы регулировки тормозной рычажной передачи

Рисунок 3.30, в, г. Схемы регулировки тормозной рычажной передачи


Рисунок 3.30, д, е. Схемы регулировки тормозной рычажной передачи

2. Регулировка рычажной передачи

7.2 Порядок регулировки тормозной рычажной передачи
7.2.1 Замену тормозных колодок при необходимости следует производить в следующем порядке:

  • вращением вручную корпуса регулятора распустить тормозную рычажную передачу;
  • заменить тормозные колодки;
  • обратным вращением корпуса регулятора стянуть тормозную рычажную редачу до соприкосновения всех колодок с колесами, а затем вращением корпуса регулятора на 2-3 оборота распустить тормозную рычажную передачу до установления зазора между колесом и колодкой до 10 мм.

Замену тормозных колодок на одном триангеле необходимо производить с соблюдением следующих требований:

  • при замене одной тормозной колодки она должна быть подобрана по толщине приблизительно равной толщине второй тормозной колодки, стоящей на триангеле;
  • при постановке новой тормозной колодки вторая колодка на триангеле должна быть заменена тоже на такую же новую.

 Тормозную колодку необходимо устанавливать ушком в предусмотренный для этой цели центральный паз башмака. Концевые направляющие бобышки колодки должны входить в направляющие пазы башмака (см. рис. 7.9, а).
 Чека 1 должна проходить через отверстия в выступах башмака и в ушке колодки (см. рис. 7.9, б);
Тормозная колодка должна быть установлена так, чтобы округлая грань поверхности трения колодки была обращена к гребню колеса.
а
б
Рисунок 7.9 Замена тормозных колодок
7.2.2 Регулировку наклона рычагов при необходимости следует производить в следующем порядке:
  а) отрегулировать наклоны вертикальных рычагов на тележках перестановкой валика в соединении серьги с наружным вертикальным рычагом (см. рис. 7.10, 7.11);
  Перестановка валика в соединении серьги с наружным вертикальным рычагом дальше от «мертвой точки» на одно отверстие дает перемещение верхнего валика внутреннего рычага в сторону к шкворневой балке на 50 мм.
  Перестановка валика в соединении серьги с наружным вертикальным рычагом дальше от «мертвой точки» на два отверстия дает перемещение верхнего валика внутреннего рычага в сторону к шкворневой балке на 100 мм (см. рис. 7.10, б).
 
Рисунок 7.10

  Перестановка валика в соединении серьги с наружным вертикальным рычагом ближе к «мертвой точке» на одно отверстие дает перемещение верхнего валика внутреннего рычага в сторону от шкворневой балки на 50 мм.
а
б
Рисунок 7.11 - Регулировка наклона рычагов путем перестановки валиков

б) у вагонов с симметричной тормозной рычажной передачей отрегулировать наклон ведущего горизонтального рычага путем перестановки валика в соединении тылового горизонтального рычага и тормозной тяги (см. рис. 7.12);
Рисунок 7.12 – Регулировка наклона ведущего горизонтального рычага путем перестановки валика симметричной ТРП

у вагонов с несимметричной тормозной рычажной передачей отрегулировать наклон тылового промежуточного рычага путем перестановки валика в зависимости от схемы тормозной рычажной передачи в тяге-затяжке (см. рис. 7.5, б, 7.13) или в соединении промежуточных рычагов и тормозных тяг (см. рис. 7.5, е, 7.13);

Рисунок 7.13 – Регулировка наклона тылового промежуточного рычага несимметричной ТРП

г) вращением корпуса регулятора на 2-3 оборота распустить тормозную рычажную передачу до установления зазоров между тормозной колодкой и колесом до 10 мм (см. рис. 7.1, а);
Один полный оборот корпуса регулятора увеличивает выход штока тормозного цилиндра ориентировочно на 30 мм.
Рисунок 7.14 – Стягивание ТРП
д) произвести полное служебное торможение и проверить величину выхода штока тормозного цилиндра (см. рис. 7.15). Величина выхода штока тормозного цилиндра, должна соответствовать величине, указанной в таблице 5.
Рисунок 7.15 - Определение выхода штока тормозного цилиндра

7.2.3 Регулировка размера «А» у вагонов с рычажным приводом регулятора (см. рис. 7.5, а, в, г) при необходимости следует производить с следующем порядке:

  • из узла привода регулятора извлечь валик 1 (см. рис. 7.16, а), соединяющий между собой упорный рычаг 2 и регулировочный винт 3, после чего упорный рычаг отвести от корпуса регулятора;
  • произвести полное служебное торможение;
  • у порожних вагонов установить упорный рычаг 2 привода регулятора (см. рис.7.16, б) на расстоянии 5-10 мм от его корпуса 4, у загруженных вагонов упорный рычаг привода регулятора (упор регулятора) подвести вплотную к его корпусу (см. рис. 7.16, в);
  • зафиксировать положение упорного рычага, для чего вращением регулировочного винта 3 привода необходимо совместить отверстие в головке этого винта с отверстием в упорном рычаге и соединить их валиком с постановкой шайбы и шплинта (см. рис. 7.16, г);
  • отпустить тормоз.

Рисунок 7.16 – Регулировка размера «А» у вагонов с рычажным приводом регулятора

7.2.4 Для регулировки размера «А» у вагонов с винтовым приводом регулятора (см. рис. 7.5, б, д) необходимо при отпущенном положении тормоза отвести упор регулятора от его корпуса на 30 мм (см. рис. 7.17).
7.2.5 Для регулировки размера «А» у вагонов со стержневым приводом авторегулятора ТРП (см. рис. 7.5, а, в) необходимо произвести полное служебное торможение, после чего упор привода следует подвести к корпусу регулятора вплотную и закрепить его на стержне. Затем следует отпустить тормоз, при этом размер "А", ориентировочные величины которого приведены в таблице 5, устанавливается автоматически.
Рисунок 7.17 – Регулировка размера «А» у вагонов с винтовым приводом регулятора

7.3 Регулировка ТРП с потележечным торможением:
7.3.1 Перед установкой на вагон регулирующий винт регулятора тормозной рычажной передачи РТРП-300 должен быть вывернут так, чтобы размер «а» (расстояние от торца муфты защитной трубы до присоединительной резьбы на винте) был не менее 250-300 мм, РТРП-675- М не менее 350 мм (см. рис. 7.18)
Рисунок 7.18 - Контроль размера «а» перед установкой на вагон с потележечным торможением

  а) Упорный рычаг 1 (см. рис. 7.19, а) привода регулятора отвести от его корпуса 2, для чего у рычажного привода предварительно вынуть валик 3, соединяющий регулировочный винт 4 привода с упорным рычагом;
  б) Режимный валик воздухораспределителя на вагоне с композиционными колодками установить на средний режим (см. рис. 7.19, б);
  в) На вагоне, оборудованном авторежимом, под упор авторежима необходимо подложить металлическую прокладку толщиной (32-1) мм – для авторежима 265А-1 и толщиной (45-1) мм – при авторежиме 265А-4 (см. рис. 7.19, в);
  г) Вращением корпуса регулятора или перестановкой валиков тормозной рычажной передачи установить зазор между тормозными колодками и колесами от 5 до 8 мм и отрегулировать наклон рычагов и выход штока тормозного цилиндра (см. рис. 7.19, г).

а
б
в
г
Рисунок 7.19 - Регулировка ТРП с потележечным торможением

7.3.2 Положение горизонтального рычага при полном служебном торможении
  При полном служебном торможении горизонтальный рычаг (со стороны штока тормозного цилиндра) на грузовых вагонах основных типов с потележечным торможением должен располагаться перпендикулярно к оси тормозного цилиндра или иметь наклон от своего перпендикулярного положения до 10° в сторону от тележки (см. рис. 7.20).
Рисунок 7.20
7.3.3 Положение промежуточных рычагов при полном служебном торможении на вагонах с раздельным торможением
У вагона-хоппера с двумя тормозными цилиндрами (с раздельным торможением) при полном служебном торможении промежуточные рычаги должны иметь наклон не менее 20° в сторону к тележке (см. рис. 7.21).
Рисунок 7.21
7.3.4 Выход штока ТЦ при полном служебном торможении (см. рис. 7.22) Выход штока тормозного цилиндра при полном служебном торможении должен находиться в пределах, приведенных в таблице 5.
Рисунок 7.22
7.3.5 Регулировка привода регулятора ТРП
После регулировки ТРП необходимо произвести полное служебное торможение, подвести упорный рычаг (упор) привода к корпусу регулятора вплотную и зафиксировать его положение, для чего у рычажного привода вращением регулировочного винта следует совместить отверстие в его головке с отверстием в упорном рычаге привода и соединить их валиком, с постановкой шайбы и шплинта (см. рис. 7.23).
Рисунок 7.23
7.3.6 Проверка размера «А»
  После установки привода регулятора следует отпустить тормоз.
  При этом расстояние между корпусом регулятора и упорным рычагом (упором) устанавливается автоматически. Ориентировочные величины размера «А» (см. рис. 7.24, а), приведены в таблице 5.
7.3.7 Проверка регулятора на стягивание ТРП
  Регулятор следует проверить на стягивание тормозной рычажной передачи.
  Измерить размер «а» регулятора (см. рис. 7.24, б), вращением корпуса регулятора распустить тормозную рычажную передачу, произвести полное служебное торможение, затем отпустить тормоз и проконтролировать размер «а» – он должен сократиться на величину Δ«а»
  • Δ«а» = 5…11 мм – для регулятора 574Б;
  • Δ«а» = 5…10 мм – для регулятора РТРП-300;
  • Δ«а» = 7…20 мм – для регулятора РТРП-675-М.
а - Контроль размера «А» с раздельным торможением
б – проверка регулятора на стягивание
Рисунок 7.24
7.4 Завершение регулировки ТРП
7.4.1 У порожних вагонов после регулировки тормозной рычажной передачи и проверки регулятора на стягивание тормозной рычажной передачи необходимо:
  • на вагонах, не оборудованных авторежимом, режимный валик воздухораспределителя установить на порожний режим торможения, режимный валик воздухораспределителя на дизельном вагоне 5-вагонной рефрижераторной секции оставить на среднем режиме торможения;
  • у вагонов, оборудованных авторежимом, извлечь прокладку, поставленную для регулировки тормозной рычажной передачи под упор авторежима, режимный валик воздухораспределителя установить при композиционных колодках на средний режим торможения, при чугунных – на груженый режим.
7.4.2 У груженых вагонов после регулировки тормозной рычажной передачи и проверки регулятора на стягивание тормозной рычажной передачи режимный валик воздухораспределителя должен быть установлен, в зависимости от типа тормозных колодок (композиционных или чугунных), типа и модели вагона, а также от загрузки вагона (для вагонов без авторежима) на средний или груженый режим торможения.

3. Замена тормозных колодок
При замене тормозных колодок необходимо соблюдать следующие условия:

  • на одном вагоне должны быть установлены колодки одного типа и конструкции;
  • колодки на одной оси не должны различаться по толщине более чем на 10 мм.

Порядок замены тормозной колодки
При необходимости замены тормозной колодки у вагона:
1) перекрыть концевые краны с обеих сторон;
2) Для отпуска тормоза путем воздействия на цепочку выпускного клапана выпустить воздух из тормозной магистрали вагона в атмосферу;
3) После отпуска тормоза и отвода колодок от колеса извлечь чеку 1 , отсоединить тягу от горизонтального рычага, выбить чеку крепления колодки, оттянуть триангель, снять неисправную тормозную колодку
4) установить исправную колодку ушком в предусмотренный для этой цели центральный зев башмака. Концевые направляющие бобышки колодки должны входить в направляющие пазы башмака. Закрепить колодку исправной чекой 1. Чека должна проходить через отверстия в выступах башмака и в ушке колодки.
Тормозная колодка должна быть установлена так, чтобы округлая грань поверхности трения колодки была обращена к гребню колеса.
  На одном триангеле колодки не должны различаться по толщине более чем на 10 мм. На вагоне необходимо устанавливать колодки одного типа и конструкции.
  Зазор между тормозной колодкой и колесом должен быть не более 10 мм и колодка не должна выходить за наружную грань колеса более чем на 10 мм.
  Соединить тормозную тягу с горизонтальным рычагом, открыть разобщительный кран с обеих сторон вагона. После зарядки тормоза необходимо выполнить пробное торможение и проконтролировать выход штока тормозного цилиндра.
  Выход штока тормозного цилиндра при полном служебном торможении

  • с чугунными колодками 75 мм - 125 мм
  • композиционными колодками 50 мм - 100 мм.

При необходимости провести регулировку тормозной рычажной передачи в установленном порядке.

4. Замена приборов воздухораспределителя

При смене главной, магистральной частей воздухораспределителей прежде чем приступить к работе, осмотрщик-ремонтник выключает тормоз, перекрыв разобщительный кран, и выпускает воздух из рабочей камеры через выпускной клапан.
Смена главной, магистральной  части воздухораспределителя
  Для снятия неисправной главной части отвернуть гайки М12 со шпилек М12 - 4 штуки, прикрепляющие главную часть, снять главную часть, отвернуть гайки М12 со шпилек М12, прикрепляющие магистральную часть воздухораспределителя к фланцу двухкамерного резервуара, снять магистральную часть, установить исправную главную или магистральную часть и закрепляет ее гайками на шпильках в обратном порядке.
  При смене главной или магистральной части воздухораспределителя надо убедиться в чистоте прокладки привалочного фланца, в отсутствии прорывов, порезов, забоин и других недостатков, которые могут вызвать пропуск воздуха, при необходимости заменить на новые.
  После смены главной магистральной части воздухораспределителя осмотрщик - ремонтник должен плавно открыть разобщительный кран и произвести зарядку тормоза от стационарной установки, проверить обмыливанием места соединения главной и магистральной частей воздухораспределителя с двухкамерным резервуаром (образование мыльных пузырей не допускается), а затем проверить действие воздухораспределителя на торможение и отпуск зарядным давлением.
  После отпуска обязательно дополнительно подтянуть гайки шпилек привалочных фланцев главной и магистральной частей тормозных приборов или фланцев воздухораспределителей пассажирских вагонов, кроме № 371-000-17, где уплотняют гайки крепления главной части, ускорителя экстренного торможения, реле давления и электрической части.

5. Технология обслуживания, ремонта и методов выявления неисправностей автотормозов в зимних условиях

  Тормозное оборудование в соответствии с техническими требованиями должно нормально действовать до температуры минус 55° С.
  Надежное действие тормозов в зимних условиях обеспечивается применением в приборах морозостойких уплотнителей.
  Оборотный запас воздухораспределителей, предназначенный для замены неисправных на вагонах, хранить на закрытых стеллажах при температуре наружного воздуха. Это обеспечивает достоверность проверки действия воздухораспределителя после его установки на подвижной состав при опробовании тормозов.
  Надежное действие тормозов в зимних условиях обеспечивается применением в приборах морозостойких смазок. Применение тормозной смазки ЖТ79Л, которая практически не оказывает отрицательного влияния на резину, существенно повышает надежность действия тормозов при низких температурах. Смазка ЖТ79Л работоспособна при температуре минус 60°С.
  Особенности технического обслуживания тормозного оборудования грузовых вагонов зимой
  Оператор ведет наблюдение за температурой наружного воздуха по показаниям термометра, по сообщениям ДСП.
  При выявлении температуры наружного воздуха -25°С и ниже, оператор регистрирует время поступления информации в графике работы смены, затем сообщает старшему осмотрщику и ОРВ по средствам связи, ставит в известность дежурного по станции о пониженной температуре и необходимости производства трехразового служебного торможения и отпуска перед проведением полного опробования автотормозов от локомотива или от стационарной установки.
  При повышении температуры наружного воздуха выше -25°С оператор в графике работы смены ставит отметку о времени поступления информации, затем сообщает старшему осмотрщику, ОРВ по средствам связи, ставит в известность ДСП об отмене необходимости производства трехразового служебного торможения и отпуска перед проведением полного опробования автотормозов.
  После получения информации о пониженной температуре старший осмотрщик вагонов организует проведение устного инструктажа работников смены о порядке проведения опробования тормозов в зимних условиях при температуре наружного воздуха -25°С и ниже и дополнительных требований по охране труда.
  О необходимости производства трехразового служебного торможения ОРВ сообщает машинисту поезда перед проведением полного опробования автотормозов от локомотива.
  В зимнее время при подготовке тормозов в составе ОРВ обращают внимание на плотность фланцевых соединений тормозных приборов и манжет тормозных цилиндров (утечки воздуха по штоку).
При техническом обслуживании тормозов в зимнее время ОРВ обязан:
  • в период обильных снегопадов и резких перепадов температур обращать внимание на налипание снега и образования льда на деталях тормоза, производить очистку тормозной рычажной передачи, тележек вагона от снега и образовавшейся наледи;
  • в период обильных снегопадов и резких перепадов температур перед проведением полного опробования автотормозов производить трехкратную продувку тормозной магистрали состава путем открытия последнего концевого крана;
  • перед соединением рукавов тормозной магистрали продуть ее сжатым воздухом, очистить головки соединительных рукавов от грязи, льда и снега, а также проверить состояние уплотнительных колец. Негодные кольца заменить. Запрещается наносить смазку на кольца;
  • при продувке тормозной магистрали в процессе соединения рукавов и зарядки тормозов убедиться в свободном проходе воздуха;
  • замерзший тормозной цилиндр вскрыть, вынуть поршень, очистить рабочую поверхность цилиндра, протереть сухой технической салфеткой и смазать.
  Негодную манжету заменить. После сборки цилиндра зарядить тормозную магистраль до величины зарядного давления, затем произвести полное служебное торможение и в течении 300 секунд отпуск тормоза не должен произойти;

  • перед опробованием тормозов в составе и обнаружении воздухораспределителей, нечувствительных к торможению и отпуску, а также с наличием замедленного отпуска закрепить фланцы, осмотреть и очистить пылеулавливающие сетки и фильтр, после чего повторить проверку действия тормоза, в случае неудовлетворительного результата проверки воздухораспределители заменить;
  • при плохой подвижности деталей рычажной передачи вагона произвести отцепку вагона для проведения ремонта рычажной передачи;
  • не допускать отправление поезда с вагонами тормозные колодки, которых не отходят от колес, вследствие замерзания рычажной передачи;
  • при температуре наружного воздуха ниже -25°C обращать внимание на крепительный хомут и качество посадки тормозного рукава. Проверку производить покачиванием рукава. Если рукав сидит неплотно, то резиновая трубка будет перемещаться к штуцеру. Такой рукав необходимо заменить.
  • при стоянке поезда 1 час и более, после проведения полного опробования автотормозов от стационарной установки, перед подачей локомотива (время и очередность подачи локомотивов старший осмотрщик смены узнает через оператора у ДСП заблаговременно), выполнить трехразовое служебное торможение и отпуск от стационарной установки (с обязательной регистрацией параметров на диаграммной ленте) для раскачивания тормозной рычажной передачи;
  • перед проведением сокращенного опробования автотормозов в составе транзитного поезда, когда локомотив от поезда не отцеплялся выполнить трехразовое служебное торможение и отпуск, с последующей зарядкой тормозной магистрали до установленного зарядного давления. Производить замеры времени отпуска тормозов двух хвостовых вагонов и величину зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона.
  • при температуре окружающего воздуха -25°C и ниже перед началом полного опробования тормозов производится 3-х разовое служебное торможение и отпуск с последующей зарядкой до зарядного давления по схеме: оператор (машинист) производит торможение, ОРВ проверяет срабатывание тормоза у хвостового вагона и сообщает машинисту. Оператор (машинист) производит отпуск, ОРВ проверяет срабатывание тормоза на отпуск у хвостового вагона и сообщает машинисту.
  С целью устойчивой работы установки по опробованию автотормозов в период обильных снегопадов и резких перепадов температур ОРВ производит продувку питательных колонок воздухопровода УЗОТ-РМ перед каждым подсоединением к составу, оператор МПРВ - машинист компрессорных установок производит продувку воздухосборника.
  При отогревании замерзших мест тормозного оборудования вагонов:
  • в случае замерзания магистрального воздухопровода, прежде всего, необходимо обстучать его легкими ударами молотка - глухой звук указывает на наличие ледяной пробки. Такое место воздухопровода надо отогреть, после чего продуть магистраль через концевые краны до полного удаления ледяной пробки;
  • замерзшие соединительные рукава воздухопроводов снять, отогреть и вновь поставить или заменить запасными;
  • при замерзании воздухораспределителя выключить его и выпустить воздух из рабочих объемов выпускным клапаном до полного ухода штока тормозного цилиндра, после чего воздухораспределитель заменить на ближайшем пункте технического обслуживания;
  • запрещается отогревать открытым огнем замерзшие тормозные приборы и их узлы;

Мы в соц. сетях

Популярные статьи

Индекс цитирования. Яндекс.Метрика