4. Требования, предъявляемые к автосцепному устройству в эксплуатации
Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей, в том числе трещины, выявляемые в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне:
Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей, в том числе трещины, выявляемые в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне:
- трещина в корпусе автосцепки, излом деталей механизма (см. рис. 4.1);
- износ или другие повреждения деталей механизма автосцепки, при которых возможен саморасцеп (см. рис. 4.1);
- уширение зева, износы рабочих поверхностей по контуру зацепления автосцепки, сверх допускаемых (проверяются шаблонами в концевых вагонах состава) (см. рис. 4.1);
Неисправности автосцепного устройства
- отсутствие валика подъемника автосцепки (см. рис.4.2 а), не закрепленный от выпадения или закрепленный нетиповым способом валик подъемника (рис. 4.2 б), недействующий предохранитель замка от саморасцепа;
![]() |
а |
![]() |
б |
а – отсутствие валика; б – закрепление типовым способом подъемника автосцепки;
Рисунок 4.2
- трещина тягового хомута (рис. 4.3 а), трещина или излом клина или валика тягового хомута (рис. 4.3 б). Излом клина тягового хомута может быть выявлен по следующим признакам: изгиб болтов, поддерживающих клин (ближний к концевой балке болт изогнут больше); блестящая намятина заплечика клина; наличие крупнозернистой металлической пыли на тяговом хомуте; наличие двойного удара (отдача) при ударе молотком снизу по клину; увеличенный (уменьшенный) выход автосцепки, провисание автосцепки.
![]() |
а |
![]() |
б |
а – трещина тягового хомута б – трещина или излом клина тягового хомута
Рисунок 4.3
- излом или трещина центрирующей балочки (см. рис. 4.4), маятниковой подвески, неправильно поставленные маятниковые подвески (широкими головками вниз);
![]() |
Рисунок 4.4 |
Рисунок 4.5
- трещина или сквозная потертость корпуса поглощающего аппарата (см. рис. 4.6), повреждение поглощающего аппарата, вызывающее потерю упругих свойств (неприлегание его одновременно к задним и передним упорам через упорную плиту более чем на 5 мм);
![]() |
Рисунок 4.6 |
- расстояние от упора головы автосцепки до наиболее выступающей части розетки (см.рис.4.7): при длине ударной розетки 185 мм - менее 60 и более 90 мм, у восьмиосных вагонов указанное расстояние менее 100 и более 140 мм. У вагонов, оборудованных укороченными ударными розетками – 130 мм, расстояние от упора головы автосцепки до ударной розетки должно быть не менее 110 и не более 150 мм;
![]() |
Рисунок 4.7 |
- ослабление болтов или нетиповое крепление планки (см. рис.4.8), поддерживающей тяговый хомут, трещина или излом планки, кронштейна или державки расцепного привода, ударной розетки, упорной плиты или упоров; погнутый расцепной рычаг;
![]() |
Рисунок 4.8 |
- цепь или цепи расцепного привода длинной более или менее допустимой:
► короткая цепь расцепного привода (см. рис. 4.9 б), если нельзя положить плоскую часть расцепного рычага на горизонтальную полочку кронштейна;
![]() |
а |
![]() |
б |
Рисунок 4.9
► незаваренными звеньями или надрывами в них, прикрепленная нетиповым способом цепь расцепного рычага (см. рис.4.10);
![]() |
Рисунок 4.10 |
► не прикрученные проволокой к фиксирующему кронштейну рукоятки расцепных рычагов грузовых вагонов, находящихся под общим грузом (см. рис.4.11);
![]() |
Рисунок 4.11 |
- высота оси автосцепки над уровнем головки рельсов:
► у пассажирских порожних вагонов более 1080 мм и у вагонов с пассажирами менее 980 мм;
► у грузовых порожних вагонов более 1080 мм или менее 980 мм,
► у груженых четырехосных вагонов менее 950 мм;
► у шести-, и восьмиосных вагонов менее 990 мм, менее 1000 мм у порожних рефрижераторных вагонов (см. рис. 4.12);
Рисунок 4.12
![]() | |
Рисунок 4.13 |
При контроле технического состояния осмотрщик должен обращать внимание на характерные признаки неисправностей, приводящих к саморасцепу автосцепок и другим нарушениям работы автосцепного устройства:
1) наличие посторонних предметов под головками маятниковых подвесок и на центрирующей балочке (см. рис.4.14);
Рисунок 4.14
2) наличие посторонних предметов под хвостовиком автосцепки;
3) отсутствие сигнального отростка замка (см. рис. 4.15);
![]() |
Рисунок 4.15 |
4) излом направляющего зуба замка (определяемый по выходу его из отверстия корпуса автосцепки) (см. рис. 4.16);
![]() |
Рисунок 4.16 |
5) трещины в деталях автосцепного устройства, выявляемые по следам коррозии, наличию пылевого валика в летнее время, инея - в зимнее;
6) укороченная или удлиненная цепь расцепного привода автосцепки;
7) несоответствие допускаемому расстоянию от упора головы автосцепки до ударной розетки;
8) отсутствие стопорных болтов в автосцепках сцепленных вагонов рефрижераторных секций.