7ee545c0df9b9464 Опасные грузы: техническое обслуживание вагонов с опасными грузами. Предупредительные меры против пожара при работе с вагонами, груженными опасными грузами ~ Вагонник.РФ
  • Главная
  • Предсменный тест ЦВ Осмотрщики и др.

пятница, 22 июня 2018 г.

Опасные грузы: техническое обслуживание вагонов с опасными грузами. Предупредительные меры против пожара при работе с вагонами, груженными опасными грузами

1 Работники пунктов технического обслуживания должны проводить тщательный качественный осмотр вагонов, груженных опасными грузами, согласно технологического процесса работы ПТО и других нормативно-технических документов и указаний МПС России, ОАО "РЖД" и Федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

2 При техническом обслуживании, кроме осмотра и ремонта ходовых частей, автотормозного и автосцепного оборудования, особое внимание уделять исправности котла цистерны и запорной арматуры, целостности кузова крытого вагона и контейнеров.
3 Работникам вагонного хозяйства запрещается устранять неисправности на котлах цистерн предназначенных для перевозки сжиженных и растворимых под давлением газов в следующих случаях:
     1) при утечке газа через предохранительный клапан:

  • из-под фланца предохранительного клапана;
  • через резиновое уплотнение крышки клапана;
  • из-за износа пружин.

     2) при утечке газа через угловой вентиль цистерны:

  • через контактное соединение пары седло-клапан;
  • из-под фланца углового вентиля;
  • через сальниковое уплотнение углового вентиля.

     3) при утечке газа через контрольный вентиль:

  • через резьбовое соединение контрольного вентиля;
  • через сальниковое уплотнение контрольного вентиля.

     4) при утечке газа из-под фланца крышки люка цистерны;
     5) при утечке газа через пробитый корпус цистерны;
     6) при утечке газа через сварное соединение корпуса цистерны;
     7) в случаях воспламенения газа в результате перечисленных аварийных утечек;
     8) обрыв или ослабление стяжных хомутов цистерны.
3.1 Устранение неисправностей, указанных в перечне п.3. производится специализированной аварийной группой грузоотправителя (грузополучателя).
3.2 Наружная поверхность цистерны для сжиженных газов окрашена в светло-серый цвет. Вдоль котла цистерны с обеих сторон по средней линии нанесены
отличительные полосы: для аммиака - желтого цвета, для хлора - защитного, для сернистого ангидрида - черного, для бутана, бутилена, пропана и других горючих газов - красного цвета.
3.3 В случае обнаружения неисправности цистерны, из-за которой она не может следовать по назначению, такая цистерна отцепляется от поезда и отводится на отдельный путь в безопасное место.
   В случае обнаружения неисправности котла, арматуры котла цистерны начальник станции уведомляет грузоотправителя (грузополучателя) или ближайшее предприятие, имеющее соответствующих специалистов, с требованием командировать специалистов для ремонта.
3.4 Ремонт ходовых частей, тормозных и автосцепных приборов груженой цистерны должен производиться с особой осторожностью, с соблюдением мер безопасности:
3.4.1 Ремонт ходовых частей, тормозного и автосцепного оборудования цистерн, груженых сжиженными газами, должен проводиться в присутствии
представителя грузоотправителя (грузополучателя) и с особой осторожностью, соблюдая при этом меры безопасности:
3.4.2 При производстве ремонта неисправных цистерн ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • производить удары по котлу;
  • пользоваться дающим искру инструментом и находиться вблизи цистерн с огнем (факел, жаровня, керосиновый и свечной фонарь);
 
  • производить под цистерной сварочные работы;
  • при необходимости исправления тележек с применением огня, сварки и ударов, тележки должны выкатываться из-под цистерны на расстояние не ближе 100 м от котла;
  • перед началом ремонта убедиться в отсутствии утечки газа из котла цистерны, при обнаружении утечки газа ремонт не производить.
4. Порядок вызова аварийной группы и представителя грузоотправителя (грузополучателя) или предприятия, имеющего соответствующих специалистов регламентируют Правила безопасности и порядок ликвидации  варийных ситуаций.
5. При обнаружении неисправности на кислотной цистерне соблюдать особую осторожность и меры безопасности указанные в аварийных карточках в которых указываются основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках.  Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций, с которыми совпадает или различается незначительно.
Аварийная карточка содержит:
  • свойства опасного груза;
  • пожаро взрыво опасность груза;
  • опасность для жизни людей;
  • средства индивидуальной защиты
  • необходимые действия
  • указания по нейтрализации;
  • указания по мерам первой помощи.
Кислоты обладают опасными едкими свойствами и могут вызывать тяжелые химические ожоги, а также разъедание металла котла.

Цистерны для перевозки кислот должны иметь отличительную окраску и трафареты:
1) вдоль котла цистерны с обеих сторон наносится желтая полоса, а на торцевых днищах - той же краской квадрат;
2) на квадратах и центральной части поясных полос с обеих сторон котла наносятся черной краской следующие трафареты в зависимости от вида кислоты:
СЕРНАЯ КИСЛОТА, МЕЛАНЖ, ОЛЕУМ, СОЛЯНАЯ КИСЛОТА и т.д.
  
При обнаружении на ПТО течи кислоты неисправная цистерна должна быть немедленно отцеплена от поезда и отведена на отдельный путь.
  Начальник станции извещает грузоотправителя (грузополучателя) или предприятие, имеющее соответствующее оборудование, которое обязано выслать персонал с оборудованием для перекачки.
6 При техническом обслуживании и ремонте цистерн с химическими грузами соблюдать меры безопасности и осторожность от попадания химических веществ на людей, руководствуясь аварийными карточками.
Цистерны для перевозки химических грузов имеют по всей длине котла с обеих сторон полосу желтого цвета, а на днищах котла - квадрат того же цвета.
При обнаружении течи цистерна отцепляется от поезда и отводится в безопасное место.
Начальник станции должен принять меры для вызова грузоотправителя (грузополучателя) или предприятия, имеющее соответствующих специалистов и оборудование для устранения течи или перекачки груза.
7 При техническом обслуживании и ремонте цистерн груженных метанолом соблюдать особую осторожность и меры безопасности в соответствии с его ядовитыми свойствами.
Метанол опасное легковоспламеняющееся вещество, очень ядовит, пары его в смеси с воздухом образуют взрывоопасную смесь.
Перевозка метанола производится только в сопровождении военизированной охраны железных дорог или воинскими караулами.
Котел цистерны для метанола окрашивается в желтый цвет (броневой лист в черный цвет). По осевой линии вдоль цилиндрической части наносят черную полосу.
На котле в прямоугольнике белого цвета ставят трафарет: МЕТАНОЛ.
Техническое обслуживание и безотцепочный ремонт цистерн груженных метанолом производится в присутствии представителей группы сопровождения.
В случае обнаружения на ПТО неисправной цистерны груженной метанолом, требующей перекачки, такая цистерна отцепляется от поезда, отводится на специальные пути и находится под охраной.
8 В случае обнаружения неисправности цистерны с желтым фосфором, из-за которой она не может следовать дальше, такая цистерна отцепляется от поезда и отставляется на отдельный путь в безопасное место и находится под охраной проводника.
Цистерны с фосфором перевозятся по железным дорогам только в сопровождении проводника отправителя.
При техническом обслуживании и безотцепочном ремонте соблюдать особую осторожность и меры безопасности. Желтый фосфор - сильно ядовитое вещество, огнеопасное, на воздухе легко окисляется и самовоспламеняется. Транспортируется под слоем воды.
Цистерны окрашиваются в желтый цвет, имеют трафарет на котле: ЖЕЛТЫЙ ФОСФОР, вдоль котла наносится красная полоса.
9 При обнаружении на ПТО неисправности на цистерне с этиловой жидкостью, из-за которой цистерна не может следовать по назначению, такая цистерна отцепляется от поезда, отводится на отдельный путь в безопасное место. В случае течи груза, у места течи должна быть поставлена соответствующая емкость для сбора жидкости и предотвращения ее попадания на землю. Места, залитые этиловой жидкостью, дегазируются хлорной известью.
Начальник станции вызывает специалиста грузоотправителя (грузополучателя) или соответствующего предприятия для устранения неисправности на котле цистерны, при невозможности устранения - груз перекачивают или сливают в ближайшее нефтехранилище.
Наружная поверхность котла цистерны для этиловой жидкости окрашена алюминиевой краской, а самая нижняя часть - черной масляной краской.
Вдоль всего котла цистерны с обеих сторон наносится полоса зеленого цвета.
Торцевые днища и рамы цистерны окрашены в зеленый цвет.
На обеих сторонах котла в средней части имеется трафарет: ЭТИЛОВАЯ ЖИДКОСТЬ.
Этиловая жидкость очень ядовита, отравляющее действие проявляется не сразу.
Работы по техническому обслуживанию производить с соблюдением мер безопасности в соответствии свойств вещества.
10. Техническое обслуживание и безотцепочный ремонт цистерн груженных нефтепродуктами, имеющих трафарет: БЕНЗИН, МАЗУТ, НЕФТЬ производится работниками ПТО с соблюдением мер безопасности, указанных в аварийных  карточках для данного груза.
В случае обнаружения течи на котле работники ПТО должны принять меры к ее устранению, соблюдая меры пожарной безопасности (не курить, не пользоваться открытым огнем, электросваркой и т.п.) т.к. все нефтепродукты огнеопасны, а относящиеся к 3 классу опасности (ЛВЖ) образуют с воздухом взрывоопасные смеси. При невозможности устранить течь, цистерна отцепляется от поезда, устанавливается в безопасное место, на нее составляется акт о невозможности следования дальше.
В этом случае груз из цистерны перекачивается в другую исправную цистерну или сливается в ближайшем нефтехранилище.
11. При техническом осмотре поездов (вагонов) с опасными грузами 1 класса (ВМ) должны соблюдаться требования местной инструкции, регламентирующие порядок оповещения работников ПТО о приеме и отправлении поездов с такими вагонами.
Работники ПТО не должны приступать к какому бы то ни было ремонту вагонов в составах поездов с опасными грузами 1 класса до получения данных о номерах вагонов с такими грузами. Порядок получения работниками ПТО этих данных устанавливается начальником отделения дороги.
Учет предъявления к техническому осмотру поездов с ВМ производится в отдельной книге формы ВУ-14М с грифом "ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ". О результатах осмотра работники ПТО должны делать в этой книге соответствующие отметки и удостоверить их своей подписью.
Технический осмотр вагонов с ВМ производить с соблюдением условий и мер пожарной безопасности:
А) при необходимости смены колесных пар и выкатки тележек у вагонов груженных ВМ должен обеспечиваться плавный подъем вагона, а при подъеме одной стороны вагона высота подъема, измеряемая у буферного бруса, не должна превышать 650 мм от первоначального положения.
Б) при производстве работ с ВМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • пользоваться для освещения открытым огнем (факелами, фитилями и т.п.), а также керосиновыми и свечными фонарями. Для этих целей разрешается использовать только аккумуляторные или батарейные фонари;
  • производить работы с применением горящих концов, жаровен, газовой и электрической сварки;
  • курить в непосредственной близости от места ремонта;
  • включать и выключать электрические аккумуляторные или батарейные фонари внутри вагона с ВМ.
   Возможность и способы ремонта кузова вагона с разрядным грузом, сопровождаемым специалистами грузоотправителя (грузополучателя), устанавливается этими специалистами, о чем они письменно должны уведомить руководителя работ по ремонту вагонов.
   Вагоны с ВМ, подготавливаемым к перевозкам опасных грузов 1 класса (ВМ), должны быть с выключенными тормозами.
Работы по техническому обслуживанию и безотцепочному ремонту проводятся в присутствии представителя группы сопровождения.
   При невозможности следования дальше из-за неисправности вагона с опасными грузами 1 класса, вагон отцепляется от поезда, если неисправен один вагон в группе, то отцепляется вся группа вагонов и подается на отдельный путь для ремонта.
    При возникновении аварийных ситуаций в составе грузовых вагонов с опасными грузами, обнаружившие явные признаки аварийной ситуации: парение, резкий запах, шипение сжатого газа, течь опасного груза, должны независимо от времени суток, любыми средствами связи сообщить об этом дежурному по станции.
  Сообщение должно включать с себя описание характера аварийной ситуации, номер железнодорожного пути и место нахождения грузового вагона с опасным грузом.
Далее работник должен действовать по указанию руководителя работ (бригадира, мастера).
    Работники, находящиеся вблизи по сигналу тревоги обязаны немедленно явится к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой доврачебной медицинской помощи и устранении аварийной ситуации.
Работник при возникновении пожара должен:
  • незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо назвать место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);
  • принять меры по вызову к месту пожара своего непосредственного руководителя или другого ответственного лица;
  • принять меры по тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения, а также эвакуации людей.
Тушить горящие предметы водой и воздушно-пенными огнетушителями можно только после сообщения руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.
  Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящиеся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды и пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимися под напряжением, на расстоянии 2 м. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотным, аэрозольным или порошковым огнетушителем.
  При выявлении случаев соударения вагона с опасными грузами со скоростью, превышающей допустимую, не приведшего к сходу его с пути, необходимо проведение следующих мероприятий: с соблюдением мер безопасности, изложенных в аварийной карточке, с учетом особых предписаний для отдельных классов выполнить технический и коммерческий осмотр вагона. Вагоны с опасными грузами, представляющие опасность (пожары, утечки), должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 200 м от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами или на специально оборудованные пути, определяемые техническо-распорядительным актом станции.
  Если в течение 2 часов после соударения не будет обнаружено признаков утечки, просыпи, возгорания опасного груза, вагон может быть отправлен к месту назначения.
  Если в указанный период времени обнаружена утечка, просыпь, возгорание опасного груза, следует сообщить диспетчеру для дальнейшей организации вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуации и контроля сложившейся ситуации и действовать согласно аварийной карточки.

Популярные статьи

.