7ee545c0df9b9464 Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава ~ Вагонник.РФ
  • Главная
  • Предсменный тест ЦВ Осмотрщики и др.

воскресенье, 13 мая 2018 г.

Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава

1. Общие положения

  1.1. Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава (далее – Руководство) определяет порядок формирования, освидетельствования, ремонта и осмотра колесных пар специального подвижного состава (далее – колесные пары), их транспортирования, хранения, учета и исключения из инвентаря и устанавливает нормы и требования, которым колесные пары должны удовлетворять.
При изготовлении колесных пар должны выполняться требования ГОСТ 31847-2012 и конструкторской документации.

  1.2. Настоящее Руководство распространяется на колесные пары серийно выпускаемого специального железнодорожного подвижного состава (далее – СПС), а также снятого в настоящее время с производства, но находящегося в эксплуатации.
Руководство распространяется на колесные пары СПС, приведенного в таблицах 1 и 2 настоящего Руководства.
Руководство не распространяется на вагонные колесные пары, а также на колесные пары СПС иностранного производства, кроме указанных в таблицах 1 и 2.
  1.3. Осмотр, освидетельствование и ремонт вагонных колесных пар специальных вагонов инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» и вагонных колесных пар СПС должны производиться в соответствии с требованиями Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
  1.4. Эксплуатационная и ремонтная документация на колесные пары СПС должна соответствовать требованиям настоящего Руководства.
  1.5. Выполнение настоящего Руководства обязательно для всех работников, связанных с осмотром, освидетельствованием, ремонтом и формированием колесных пар СПС.
  1.6. Колесная пара должна обеспечить безотказную работу в течение срока ее службы. Гарантийные сроки службы на отдельные элементы и собранную колесную пару устанавливаются нормативно-технической документацией и настоящим Руководством.
  1.7. Каждая колесная пара должна иметь четко поставленную маркировку о дате и месте формирования, полного освидетельствования.
Кроме того, элементы колесной пары должны иметь знаки и клейма, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями и настоящим Руководством.
  1.8. Производить формирование, ремонт и освидетельствование колесных пар имеет право предприятие, имеющее условный номер клеймения, аттестованный колесно- роликовый участок и аккредитованное или аттестованное подразделение неразрушающего контроля (лабораторию) или заключившее договор со сторонней организацией, имеющей соответствующую аккредитацию или аттестацию.
Аттестацию колесно-роликового участка производить в соответствии с требованиями Положения об аттестации колесно-роликовых производственных участков.
  1.9. На каждую сформированную колесную пару должен составляться формуляр по форме, приведенной в приложении № 1 к настоящему Руководству. При отсутствии формуляра или его дубликата подкатка колесной пары под СПС запрещается.
Параметры колесной пары, занесенные в бумажный формуляр, должны быть продублированы в Техническом формуляре СПС в Единой системе пономерного учета локомотивов (ЕС ПУЛ).
  1.10. Измерения размеров и контроль параметров колесных пар и их элементов должны производиться в соответствии с требованиями Инструкции по выполнению измерений при освидетельствовании колесных пар специального подвижного состава № ЦПО-12/34.
  Перечень средств измерений и средств допускового контроля для колесных пар и их элементов приведен в приложении № 2 к настоящему Руководству.
  Применяемые при формировании, освидетельствовании, ремонте и осмотре колесных пар средства измерений и средства допускового контроля должны находиться в полной исправности, содержаться в чистоте и подвергаться периодическим калибровкам (поверкам) в установленном порядке.

2. Нормативные ссылки

  2.1. В настоящем Руководстве использованы ссылки на следующие нормативные и технические документы:
  • ГОСТ 2.610-2006 ЕСКД. Правила выполнения эксплуатационных документов;
  • ГОСТ 12.1.003-2014 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности;
  • ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования;
  • ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны;
  • ГОСТ 12.1.019-2009 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты;
  • ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности;
  • ГОСТ 12.3.002-2014 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности;
  • ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности;
  • ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия;
  • ГОСТ 4835-2013 Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия;
  • ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений;
  • ГОСТ 10791-2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия;
  • ГОСТ 11018-2011 Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия;
  • ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения;
  • ГОСТ 24522-80 Контроль неразрушающий капиллярный. Термины и определения;
  • ГОСТ 31847-2012 Колесные пары специального подвижного состава. Общие технические условия;
  • ГОСТ 32216-2013 Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования;
  • ГОСТ 33200-2014 Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия;
  • ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения;
  • ГОСТ 55611-2013 Контроль неразрушающий вихретоковый. Термины и определения;
  • ГОСТ Р 55612-2013 Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения;
  • СТО РЖД 08.020-2014 Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения;
  • СТО РЖД 11.008-2014 Система неразрушающего контроля в ОАО «РЖД». Основные положения;
  • СТО РЖД 11.009-2012 Система неразрушающего контроля в ОАО «РЖД». Детали колесных пар локомотивов, моторвагонного и специального железнодорожного подвижного состава. Типовые методики ультразвукового контроля;
  • РМГ 29-2013 Метрология. Основные термины и определения;
  • ТР ТС 001/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710;
  • ПКБ ЦТ.25.0163 Инструкция по вихретоковому контролю деталей и узлов локомотивов, утвержденная Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» 17 июня 2013 г.;
  • ПКБ ЦТ.25.0164 Инструкция по магнитопорошковому контролю деталей и узлов локомотивов, утвержденная Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» 17 июня 2013 г.;
  • ПР 32.113-98 Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта, утвержденные МПС России 7 апреля 1998 г.;
  • РД 07.37-2004 Руководство по ультразвуковому контролю колесных пар путевых машин, утвержденное Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» 15 ноября 2004 г.;
  • РД 07.09-97 Руководство по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов, утвержденное МПС России 14 июля 1998 г.;
  • РД 32.144-2000 Руководящий документ. Контроль неразрушающий приемочный. Колеса цельнокатаные, бандажи и оси колесных пар подвижного состава. Технические требования. Утвержден указанием МПС России от 29 мая 2001 г. № М-943у;
  • ТИ 32 ЦТ-ВНИИЖТ-95 Технологическая инструкция по упрочнению накатыванием роликами осей колесных пар локомотивов и моторных вагонов, утвержденная Главным управлением локомотивного хозяйства МПС России 19 апреля 1995 г.;
  • ЦПО-12/34 Инструкция по выполнению измерений при освидетельствовании колесных пар специального подвижного состава, утвержденная МПС России 6 августа 2001 г.;
  • Руководство по осмотру, ревизии и ремонту букс специального подвижного состава;
  • ЦТРтр-36/11 Инструкция по капиллярному контролю деталей и узлов локомотивов, утвержденная Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» 18 октября 2013 г.;
  • ЦТт-18/1 Инструкция по неразрушающему контролю деталей и узлов локомотивов и моторвагонного подвижного состава (Магнитопорошковый метод), утвержденная Департаментом локомотивного хозяйства МПС России 29 июня 1999 г.;
  • ЦТт-18/2 Инструкция по неразрушающему контролю деталей и узлов локомотивов и моторвагонного подвижного состава (Вихретоковый метод), утвержденная Департаментом локомотивного хозяйства МПС России 29 декабря 1999 г.;
  • Технологическая инструкция по упрочнению накатыванием роликами осей колесных пар вагонов, утвержденная Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от 20 – 22 апреля 2011 г.);
  • Положение об аттестации колесно-роликовых производственных участков. Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 15 ноября 2017 г. № 2342/р;
  • РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, утвержденный Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 19 – 20 октября 2017 г. № 67 и введенный в действие с 1 января 2018 г.

3. Термины, определения и сокращения Термины и определения

  3.1. В настоящем Руководстве использованы следующие термины с соответствующими определениями.

термин определение
аттестация комплекс мероприятий, направленный на проверку соответствия технической документации, применяемого технологического оборудования и инструмента, а также технологии производства работ по ремонту и освидетельствованию колесных пар спс
вихретоковый неразрушающий контроль неразрушающий контроль, основанный на анализе взаимодействия внешнего электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых в объекте контроля этим полем (гост 55611-2013)
капиллярный неразрушающий контроль неразрушающий контроль, основанный на проникновении жидких веществ в капилляры на поверхности объекта контроля с целью их выявления (гост 24522-80)
капитальный ремонт первого объема (кр-1) ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые (гост 18322-78)
колесная пара узел в сборе, состоящий из оси с неподвижно установленными на ней двумя колесами (неприводная колесная пара) и включающий дополнительно одну или два зубчатых колеса, а также другие детали и сборочные единицы, которые не могут быть демонтированы без расформирования (приводная колесная пара) (гост 31847-2012)
колесо цельнокатаное колесо, изготавливаемое из цельной заготовки методом деформирования в нагретом состоянии (горячего деформирования) и состоящее из обода, диска и ступицы (гост 10791-2011)
комиссия орган, формируемый в составе группы лиц для выполнения определенных функций или проведения специальных мероприятий
консервация комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих сохранность изделия на этапе хранения
магнитопорошковый неразрушающий контроль метод магнитного неразрушающего контроля, основанный на использовании в качестве индикатора магнитного порошка (гост р 55612-2013)
обод колеса часть цельнокатаного колеса, контактирующая с рельсом
обыкновенное освидетельствование колесной пары комплекс контрольных операций для определения технического состояния колесной пары и отдельных ее составных частей, которые выполняются визуально, измерением геометрических параметров и методами неразрушающего контроля
подступичные части оси части оси под установку колес и зубчатого колеса (гост 31847-2012)
полное освидетельствование колесной пары комплекс контрольных операций для определения технического состояния колесной пары и всех ее составных частей, которые выполняются визуально, измерением геометрических параметров и методами неразрушающего контроля, а также, при необходимости, проверкой составных частей после разборки (полной или частичной) колесной пары
пред подступичная часть оси часть оси между шейкой и подступичной частью оси (гост 31847-2012)
расконсервация комплекс организационно-технических мероприятий при вводе изделия в эксплуатацию после хранения
ремонт комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей (гост 18322-78)
специальный железнодорожный подвижной состав(спс) железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог
средство измерений техническое средство, предназначенное для измерений и имеющее нормированные (установленные) метрологические характеристики (рмг 29-2013)
средство допускового контроля техническое средство, предназначенное для контроля, воспроизводящее значения физических величин, определяемые их предельными допустимыми значениями и сравнивающее их со значением величины, поступающей на вход устройства
текущий ремонт второго объема (тр-2) ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации (гост 18322-78)
текущий ремонт первого объема (тр-1) ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (гост 18322-78)
техническое обслуживание комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании (гост 18322-78)
формирование колесной пары технологический процесс установки методом тепловой или прессовой посадки на ось колес, зубчатого колеса и других деталей (гост 31847-2012)
хранение один из этапов эксплуатации, направленный на обеспечение работоспособного состояния изделия на интервале времени между консервацией и расконсервацией
черновая ось (профильная заготовка) ось, полученная методом горячего деформирования из осевой заготовки, подвергнутая термической обработке, имеющая припуски для окончательной механической обработки и прошедшая неразрушающий контроль (гост 33200-2014)
чистовая ось ось, прошедшая окончательную механическую обработку, подвергнутая упрочнению поверхности накатыванием роликами и прошедшая неразрушающий контроль (гост 33200-2014)

Сокращения

  3.2. В настоящем Руководстве использованы следующие сокращения:
ВТК – вихретоковый контроль;
КНК – капиллярный неразрушающий контроль;
КР-1 – капитальный ремонт первого объема;
КТО – контрольно-технический осмотр;
МПК – магнитопорошковый контроль;
ОТК – отдел технического контроля;
СПС – специальный железнодорожный подвижной состав;
ТО-1, ТО-2, ТО-3 – периодическое техническое обслуживание;
ТР-1 – текущий ремонт первого объема;
ТР-2 – текущий ремонт второго объема;
УЗК – ультразвуковой контроль;
ЦТА – центр технического аудита.

4. Требования по технике безопасности и охрана окружающей среды

4.1. При освидетельствовании и ремонте колесных пар следует руководствоваться системой стандартов безопасности труда и инструкциями по технике безопасности, утвержденными в установленном порядке.
4.2. Безопасность при освидетельствовании и ремонте колесных пар обеспечивают соответствием производственных процессов – ГОСТ 12.3.002-2014, режимов работы производственного оборудования – ГОСТ 12.2.003-91, режимов пожарной безопасности – ГОСТ 12.1.004-91, режимов электробезопасности – ГОСТ 12.1.019-2009, способов безопасного производства погрузо-разгрузочных работ – ГОСТ 12.3.020-80, требований санитарной безопасности – ГОСТ 12.1.005-88 и ГОСТ 12.1.003-2014 или документами с аналогичными требованиями, принятыми железнодорожными администрациями, или законодательными актами.
4.3. Конструкция колесных пар и применяемые в них материалы при соблюдении правил эксплуатации, обслуживания и ремонта не должны допускать загрязнения окружающей среды твердыми, жидкими и газообразными веществами.
4.4. Утилизацию деталей и узлов колесных пар проводят в порядке, установленном законодательными актами и железнодорожными администрациями.

5. Основные технические данные колесных пар и их элементов

5.1. Колесные пары СПС подразделяются в зависимости от назначения на приводные или неприводные. Основные типы колесных пар СПС приведены на рисунке 1. На приводных колесных парах монтируется осевой редуктор.
5.2. Основные размеры цельнокатаных колес приведены на рисунке 2 и в таблице 1.
5.3. Типы осей и их основные размеры приведены на рисунке 3 и в таблице 2.
5.4. Профиль поверхности катания колеса должен соответствовать требованиям
ГОСТ 10791-2011, ГОСТ 11018-2011 и требованиям конструкторской документации на колесную пару. Профили поверхности катания колес приведены на рисунке 4.
5.5. Для проверки колесных пар, установки их на станках при механической обработке и ремонте, каждая ось должна иметь на торцах центровые отверстия.
а
б

Рисунок 1 – Основные типы колесных пар
а) приводная; б) неприводная

D1 – диаметр колеса по кругу катания;
D2 – диаметр внутренней поверхности
обода цельнокатаного колеса;
D3 – диаметр отверстия ступицы колеса;
B1 – ширина ступицы колеса;
B2 – ширина обода колеса
Рисунок 2 – Основные размеры цельнокатаных колес

L – длина оси;
l1 – длина шейки оси;
l2 – длина предподступичной части;
l3 – длина подступичной части;
l4 – длина под зубчатое колесо;
d1 – диаметр шейки оси под буксовые подшипники;
d2 – диаметр предподступичной части;
d3 – диаметр подступичной части;
d4 – диаметр под зубчатое колесо
Рисунок 3 – Типы осей и их основные размеры
а) ось приводной колесной пары; б) ось неприводной колесной пары

D1 – диаметр колеса по кругу катания; B2 – ширина обода колеса
а
б
Рисунок 4 – Профили поверхности катания колес
а) по ГОСТ 10791-2011; б) по ГОСТ 11018-2011

Таблица 1 (в миллиметрах)
ТИП СПС и основные размеры колес

Примечание к таблице
* – на ПРСМ-4, ПРСМ-6, АДЭ-1, УК-25/25, УК-25СП, УК-25/28СП, РПБ-01, МПК, Путник-10 допускается применение колес с диаметром D3=194 мм;
** – на РМ-76, РМ-80 допускается применение колес с D1=950±0,2 мм; D2=810-10 мм; D3=190 мм; В1=190+2 мм; В2=130+3 мм;
*** – на АГД-1М допускается применение колес с диаметром D3=156 мм.

Таблица 2 (в миллиметрах)
ТИП СПС и основные размеры осей

Примечание к таблице
d*3 – минимально допустимый при ремонте диаметр подступичной части. В скобках указан минимально допустимый при ремонте диаметр подступичной части, при условии изготовления лабиринтного кольца ремонтного размера;
d*4 – минимально допустимый при ремонте диаметр под зубчатое колесо;
**  – на дрезинах ДГКу, ДГКу-5 не допускается при проведении ремонта со сменой элементов повторное использование осей (черт. 0196.102у.01) с диаметром подступичной части 165 мм (Указание МПС России от 5 сентября 2002 г. № 805у).

6. Виды, сроки, порядок осмотра и освидетельствования колесных пар Основные положения

6.1. Для проверки состояния и своевременного изъятия из эксплуатации колесных пар, угрожающих безопасности движения, а также для контроля за качеством подкатываемых и отремонтированных колесных пар установлена система их осмотра и освидетельствования, состоящая из:

  • осмотра колесных пар под СПС;
  • обыкновенного освидетельствования;
  • полного освидетельствования.

6.2. Осмотр колесных пар под СПС, находящимся в эксплуатации, при ежесменных технических обслуживаниях (ТО-1, ТО-2, ТО-3) производится машинистами (водителями) и помощниками машинистов (водителей) СПС.
  При обнаружении подозрительных дефектов, указанных в разделе 7 настоящего Руководства, а также при проведении контрольно-технического осмотра (КТО), текущего ремонта первого объема (ТР-1) осмотр колесных пар под СПС необходимо выполнить с привлечением работников эксплуатационных или ремонтных предприятий под непосредственным руководством и контролем работника, имеющего право на производство освидетельствования колесных пар.
  Машинисты (водители) и помощники машинистов (водителей) СПС должны изучить пункты 3.2, 6.1, 6.2, 6.5, 6.6, 6.7, 7.1, 7.2, 7.3, 10.3, приложение № 1 настоящего Руководства и пункты 4.1, 4.2, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, 7.7 Руководства по осмотру, ревизии и ремонту букс специального подвижного состава.
6.3. Лица, осуществляющие изготовление, освидетельствование и ремонт колесных пар обязаны изучить настоящее Руководство, а также Руководство по осмотру, ревизии и ремонту букс специального подвижного состава и пройти проверку знаний.
6.4. Изучение настоящего Руководства и Руководства по осмотру, ревизии и ремонту букс специального подвижного состава в обязательном порядке должны включаться в план проведения технической учебы на каждый календарный год. Порядок и правила организации технической учебы установлены СТО РЖД 08.020-2014.
  Перечень категорий работников, подлежащих обучению, а также порядок и периодичность проверки знаний устанавливаются локальными нормативными актами филиалов, принимаемыми в соответствии с СТО РЖД 08.020-2014.

Осмотр колесных пар под СПС

6.5. Осмотр колесных пар под СПС производить ежесменно перед выездом на место производства работ, на месте производства работ во время остановок, при проведении технических обслуживаний, контрольно-техническом осмотре (КТО) и текущем ремонте первого объема (ТР-1) СПС.
  При проведении ежесменных технических обслуживаний, ТО-1, ТО-2 (ТО-3) необходимо выполнить визуальный контроль элементов колесных пар, а при обнаружении подозрительных дефектов, указанных в разделе 7 настоящего Руководства, выполнить инструментальный контроль.
  При проведении контрольно-технического осмотра (КТО), текущего ремонта первого объема (ТР-1) необходимо выполнить визуальный и инструментальный контроль размеров и дефектов элементов колесных пар на соответствие требованиям, указанным в разделе 7 настоящего Руководства.
6.6. Отсутствие недопустимого нагрева букс определять при остановках и после прибытия СПС с места производства работ.
6.7. Дефекты колесных пар, обнаруженные при осмотрах, должны быть записаны в Журнал учета работы, периодических технических обслуживаний и ремонтов СПС.

Обыкновенное освидетельствование колесных пар

6.8. Обыкновенное освидетельствование колесных пар производить при текущем
ремонте второго объема, а также при подкатке колесных пар под СПС, если  подка ываемая колесная пара не была в эксплуатации более двух лет после формирования, последнего полного или обыкновенного освидетельствования. Если колесная пара была подкачена под СПС, но машина не была в эксплуатации более двух лет, то колесную пару необходимо выкатить, провести обыкновенное освидетельствование и подкатку колесной пары под СПС.
  Проверку даты формирования и освидетельствования производить по записям из формуляра и клеймам на торце оси.
6.9. При обыкновенном освидетельствовании колесных пар должны быть выполнены все проверки, предусмотренные их осмотром под СПС, и дополнительно проведены:

  • очистка от грязи и смазки;
  • мойка средних частей оси и осевого редуктора;
  • проверка наличия установленных клейм и знаков;
  • очистка от краски и проверка магнитным дефектоскопом средних частей оси, не  закрытых деталями осевого редуктора или дефектоскопной катушкой;
  • проверка соответствия размеров колесной пары допускаемым размерам при ремонте, приведенным в приложении № 3 к настоящему Руководству;
  • промежуточная ревизия букс;
  • частичная разборка осевого редуктора и проверка магнитным дефектоскопом зубьев зубчатых колес и других деталей редуктора в соответствии с требованиями Руководств по текущему ремонту второго объема колесных пар конкретных путевых машин;
  • дефектация опорных подшипников осевого редуктора на оси колесной пары;
  • обточка ободов цельнокатаных колес по кругу катания и ремонт без смены элементов (при необходимости);
  • обкатка колесной пары с осевым редуктором и буксовыми узлами;
  • окрашивание средних частей оси;
  • восстановление окрасочного покрытия колесной пары при необходимости;
  • запись в формуляре на колесную пару, книге регистрации освидетельствования колесных пар специального подвижного состава и журнале регистрации неразрушающего контроля деталей специального подвижного состава.

  При необходимости выполнения обточки ободов цельнокатаных колес по кругу катания в случае, если конструкция колесотокарного станка не позволяет произвести обточку без демонтажа букс, то необходимо произвести демонтаж корпусов букс в соответствии с требованиями пункта 7.16 Руководства по осмотру, ревизии и ремонту букс специального подвижного состава.
  При проведении обкатки колесной пары с осевым редуктором и буксовыми узлами рекомендуется применять средства вибродиагностики в качестве дополнительного метода контроля качества ремонта и сборки.
  При обнаружении недопустимых дефектов произвести их устранение, при необходимости колесную пару отправить на полное освидетельствование.
6.10. После обыкновенного освидетельствования знаки маркировки и клеймения на колесные пары не наносить.

Полное освидетельствование колесных пар

6.11. Полное освидетельствование производить:
  • при ремонте колесных пар со сменой элементов;
  • при капитальном ремонте первого объема СПС, при увеличении межремонтной нормы до капитального ремонта первого объема;
  • после крушения, аварии или схода с рельсов (всем колесным парам сошедшей тележки, а при сходе двухосного экипажа – всем колесным парам);
  • при наличии на поверхности катания ползуна глубиной более 2 мм;
  • при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце оси колесной пары дату и номер предприятия устанавливают по формуляру колесной пары. При невозможности установления даты освидетельствования или номера предприятия производят полное освидетельствование колесной пары.
6.12. При полном освидетельствовании колесных пар должны быть выполнены все операции, предусмотренные обыкновенным освидетельствованием, и дополнительно проведены:

  • мойка в моечной машине или моечным аппаратом высокого давления;
  • разборка осевого редуктора;
  • демонтаж букс с роликовыми подшипниками и их полная ревизия;
  • очистка колесной пары от краски;
  • неразрушающий контроль элементов колесной пары в соответствии с требованиями подраздела «Дефектоскопирование колесных пар» настоящего Руководства;
  • нанесение клейм и знаков полного освидетельствования;
  • обточка ободов цельнокатаных колес по кругу катания и ремонт со сменой или без смены элементов при необходимости;
  • окрашивание колесной пары.

6.13. Предприятия, выполняющие полное освидетельствование колесных пар, должны быть оборудованы устройствами, позволяющими производить очистку элементов колесной пары от старой краски до металла.
 Разрешается производить очистку колесных пар металлическими щетками.

7. Основные требования к колесным парам в эксплуатации

7.1. Для поддержания колесных пар СПС в эксплуатации в работоспособном состоянии, колесные пары должны подвергаться осмотру под СПС.
  Запрещается выпускать в эксплуатацию СПС с колесными парами, имеющими трещины в любой части колесной пары, а также при наличии следующих износов и дефектов:
  • равномерного проката по кругу катания более 3 мм;
  • неравномерного проката более 2 мм;
  • разности прокатов у левого и правого колеса более 1 мм;
  • толщине гребня более 33 мм для колесных пар отечественного производства, и более 34 мм для колесных пар иностранного производства или менее 25 мм. Измерение производить на расстоянии 18 мм от вершины гребня при высоте гребня 28 мм, а у колесных пар с высотой гребня 30 мм – на расстоянии 20 мм от вершины гребня;
  • вертикального подреза гребня высотой более 18 мм;
  • ползуна (выбоины) на поверхности катания глубиной более 1 мм;
  • остроконечного наката гребня;
  • местного увеличения ширины обода колеса (раздавливание) более 5 мм;
  • «навара» высотой более 1 мм;
  • поверхностного откола наружной грани обода колеса, включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или если в поврежденном месте независимо от размеров откола имеется трещина, распространяющаяся вглубь металла;
  • признаков ослабления или сдвига ступицы колеса на оси (разрыв краски у ступицы колеса по всему периметру соединения колеса с осью; появление коррозионной полосы (ржавчины) из-под ступицы колеса или блестящей полосы металла на поверхности подступичной части оси около ступицы колеса);
  • выщербины или раковины на поверхности катания глубиной более 3 мм или длиной у приводных колесных пар более 10 мм, а у неприводных – более 25 мм;
  • потертости любой части оси глубиной более 2,5 мм;
  • кольцевых выработок на поверхности катания у основания гребня глубиной более 1 мм, на поверхности с конусностью 1:3,5 глубиной более 2 мм или шириной более 15 мм;
  • следов электродугового ожога в любой части оси;
  • ширины обода колеса менее 127 мм для колес с В2 = 130, 132 мм;
  • менее 129 мм для колес с В2 = 135 мм;
  • менее 135 мм для колес с В2 = 140 мм;
  • толщины обода цельнокатаного колеса менее 22 мм.

7.2. Основные дефекты колесных пар и способы их устранения приведены в приложении № 4 к настоящему Руководству.
7.3. При обнаружении у колесных пар ползуна глубиной от 1 до 2 мм СПС допускается довести до ближайшей железнодорожной станции со скоростью не выше 15 км/ч, а при величине ползуна от 2 до 4 мм – со скоростью 10 км/ч, где колесную пару заменить. При ползуне свыше 4 мм разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары.

 8. Маркировка и клеймение колесных пар и их элементов

8.77. Новые элементы колесных пар должны иметь четко обозначенные знаки маркировки и клейма, предусмотренные стандартами и техническими условиями.
  Маркировка колесных пар и их элементов должна соответствовать требованиям ГОСТ 31847-2012, ГОСТ 33200-2014, ГОСТ 10791-2011, ГОСТ 4835-2013, а также требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» № ТР ТС 001/2011.
8.78. Необработанные (черновые) оси колесных пар должны иметь на шейке или средней части оси следующие знаки:

  • условный номер предприятия-изготовителя;
  • месяц и две последние цифры года изготовления черновой оси;
  • номер плавки;
  • порядковый номер оси.

  Допускается клеймение черновой оси в горячем состоянии двухрядной колодкой в следующем порядке: первая строка – условный номер предприятия-изготовителя и дата изготовления, вторая – номер плавки и порядковый номер оси.
  Каждая черновая ось должна иметь клеймо ОТК и клеймо инспектора-приемщика ЦТА ОАО «РЖД», поставленные на площадке длиной 26 мм и шириной 15 мм, оставленной между номером плавки и номером оси или на торце заготовки.
  Пример маркировки черновой оси приведен на рисунке 7.
Рисунок 7  – Знаки и клейма на черновой (необработанной) оси
а) клеймение однорядной колодкой;     б) клеймение двухрядной колодкой 1 -номер предприятия-изготовителя черновой оси; 2 – дата изготовления черновой оси; 3 – номер плавки; 4 – приемочные клейма ОТК предприятия и ЦТА ОАО «РЖД»;
5 – номер оси
8.79. Расположение знаков маркировки и клейм новой (окончательно обработанной) оси приведено на рисунке 8.
  Знаки маркировки переносят на торец чистовой оси с необработанной поверхности черновой оси под наблюдением ОТК предприятия, обрабатывающего ось, и удостоверяют клеймом.
8.80. Расположение знаков маркировки и клейм на боковой поверхности обода цельнокатаного колеса приведено на рисунке 9.
  Знаки маркировки выбивают в горячем состоянии с наружной стороны на расстоянии 5 – 10 мм от кромки внутренней поверхности.
8.81. Основные размеры знаков маркировки, применяемых для клеймения при формировании, ремонте и освидетельствовании колесных пар, приведены на рисунке 10.
8.82. Знаки маркировки при формировании колесных пар выбиваются на торце правой стороны оси колесной пары (рисунок 11). Клеймо в форме круга с буквой «Ф» выбивается при прессовом методе формирования. Клеймо в форме круга с буквами «ФТ» выбивается при тепловом методе формирования. Клеймо в форме круга с буквами «ТК» выбивается при комбинированном методе формирования при тепловом методе посадки цельнокатаных колес и прессовом методе посадки зубчатого колеса. Клеймо в форме круга с буквами «ТЗ» выбивается при комбинированном методе формирования при тепловом методе посадки зубчатого колеса и прессовом методе посадки цельнокатаных колес.
  Правой стороной колесной пары и оси считается сторона, на торце оси которой выбиты знаки и клейма, относящиеся к изготовлению оси.
Рисунок 8 – Знаки и клейма на торце шейки новой оси
1 – номер предприятия-изготовителя черновой оси; 2 – дата изготовления черновой оси; 3 – номер оси; 4 – приемочные клейма ОТК предприятия, принявшего чистовую ось, и ЦТА ОАО «РЖД»; 5 – условный номер предприятия-изготовителя чистовой оси; 6 – номер плавки

Рисунок 9 – Знаки и клейма на наружной боковой поверхности обода цельнокатаного колеса
1 – год изготовления; 2 – марка стали; 3 – номер плавки; 4 – условный номер предприятия-изготовителя; 5 – приемочные клейма ОТК предприятия-изготовителя и ЦТА ОАО «РЖД»; 6 – порядковый номер колеса по системе нумерации предприятия-изготовителя

Рисунок 10 – Размеры знаков и клейм, применяемых для клеймения колесных пар
1, 2 – условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару;3 – знак формирования

а
б
Рисунок 11 – Знаки и клейма наносимые на правом торце оси при формировании колесной пары
а) под подшипники качения с креплением гайкой; б) под подшипники качения торцевым креплением шайбой
1 – знак формирования; 2 – приемочное клеймо ОТК предприятия; 3 – условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару; 4 – приемочное клеймо ЦТА ОАО «РЖД»; 5 – дата формирования колесной пары; 6 – знаки маркировки и клейма, относящиеся к изготовлению оси
8.83. При полном освидетельствовании колесных пар на левом торце оси наносится условный номер предприятия, производившего полное освидетельствование, и дата полного освидетельствования (рисунок 12, позиции 2 и 3).
  При полном освидетельствовании колесных пар при перепрессовке зубчатого колеса дополнительно ставится клеймо «З», при перепрессовке одного цельнокатаного колеса – клеймо «Л» или «П» в зависимости от того, с какой стороны колесной пары перепрессовывалось цельнокатаное колесо (рисунок 12, позиция 1).
Рисунок 12 – Знаки маркировки, наносимые на левом торце оси при полном освидетельствовании
1 – место постановки клейм перепрессовки цельнокатаного колеса, зубчатого колеса;
2 – дата проведения полного освидетельствования;
3 – условный номер предприятия, производившего полное освидетельствование

8.84. При заполнении всего левого торца оси маркировкой производят заварку или зачеканку знаков предыдущих полных освидетельствований. После зачистки или механической обработки торца его вновь используют для постановки знаков полного освидетельствования колесных пар.

Окраска колесных пар

8.85. Колесную пару, принятую после изготовления или освидетельствования, окрасить в соответствии с требованиями настоящего Руководства, действующих чертежей и ГОСТ 32216-2013.
8.86. Эмалью черного цвета окрасить предподступичные и подступичные части оси между лабиринтными кольцами и ступицами колес, средние открытые части оси, корпус осевого редуктора, ступицы и диски колес.
8.87. Эмалью белого цвета окрасить наружные грани ободов колес и места соединений внутренних частей ступиц и подступичной части оси (угловая полоса шириной от 30 до 40 мм по всей окружности).
8.88. На белой полосе в местах соединений внутренних частей ступиц с подступичной частью оси нанести эмалью красного цвета контрольную полосу шириной от 25 до 30 мм и длиной от 60 до 80 мм.
8.89. На приводных колесных парах укладочных кранов и моторных платформ допускается наносить угловую полосу белого цвета и контрольную полосу красного цвета с наружной стороны ступицы колеса, примыкающего к осевому редуктору или подшипниковой опоре.

Гарантийные обязательства

8.90. Гарантийные обязательства предприятия-изготовителя колесной пары указаны в формуляре на колесную пару, приведенном в приложении № 1 к настоящему Руководству.
8.91. Предприятие, производившее освидетельствование и ремонт колесной пары, гарантирует соответствие колесной пары требованиям технической документации и настоящего  Руководства при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа до очередного освидетельствования колесной пары, но не более 24 месяцев с момента ввода в эксплуатацию (с даты подкатки колесной пары под СПС, указанной в формуляре на колесную пару).
  Предприятие не несет ответственности за дефекты эксплуатационного происхождения типа проката, ползунов, наваров, кольцевых выработок на поверхности катания колес.
  Гарантийный срок эксплуатации колесной пары по прочности сопряжения колес и зубчатого колеса с осью до замены элемента, но не более срока, установленного ГОСТ 31847-2012.
  Гарантийный срок эксплуатации буксовых узлов – до очередной ревизии, но не более 24 месяцев с момента ввода колесной пары в эксплуатацию. Гарантийный срок на монтаж (посадку) внутренних колец буксовых подшипников и лабиринтных колец – до полной ревизии.
  Гарантийный срок эксплуатации осевого редуктора – до очередного освидетельствования колесной пары, но не более 24 месяцев с момента ввода колесной пары в эксплуатацию. В осевых редукторах локомотивного типа тяговых модулей и автомотрис гарантийный срок эксплуатации осевого зубчатого колеса не менее 800 тыс. км пробега, зубчатых шестерен не менее 600 тыс. км пробега.
  Гарантийный срок на новые подшипники – в соответствии с техническими условиями.
Гарантийные сроки эксплуатации на элементы колесной пары:

  • оси – по ГОСТ 33200-2014;
  • колеса цельнокатаные – по ГОСТ 10791-2011.

  При отсутствии или повреждении пломбировки узла гарантийные обязательства предприятия, производившего освидетельствование и ремонт колесной пары, прекращаются.

9. Транспортирование, хранение колесных пар и их элементов

9.1. Перевозку колесных пар и их элементов производить на платформах, автомашинах и в контейнерах.
9.2. Колесные пары при погрузке на платформу, в контейнер или автомашину должны располагаться на ней симметрично, фиксироваться от перемещения деревянными клиньями, закрепленными к полу, и прочно привязываться проволокой.
9.3. При транспортировке и длительном хранении колесных пар шейки осей и зубья зубчатых колес необходимо покрыть антикоррозийным составом и защитить от механических повреждений, например, предохранительными щитками из деревянных планок, нанизанных на проволоку или веревку.
  Состояние антикоррозийного покрытия при длительном хранении колесных пар следует проверять ежемесячно.
9.4. Запрещается при перевозках и хранении колесных пар и их элементов:

  • сбрасывать колесные пары и их элементы с платформ, автомашин, из контейнеров;
  • ударять колесные пары или устанавливать их одна на другую;
  • привязывать проволоку за шейку оси при укреплении колесных пар на платформе, автомашине или в контейнере;
  • захватывать крюками или цепями подъемных механизмов за шейки и предподступичные части колесных пар;
  • хранить колесные пары на земле.

9.5. Колесные пары должны храниться на приспособленных площадках, на рельсовых путях, с разделением на отремонтированные и поступившие в ремонт.
  При хранении колесных пар должны быть исключены произвольный перекат и касание колесных пар между собой. При хранении колесных пар с демонтированными датчиками оборотов колеса системы безопасности движения необходимо исключить попадание в буксы загрязнений и влаги, для чего необходимо установить технологическую заглушку из листовой стали толщиной не менее 1 мм. На внутреннюю поверхность заглушки перед установкой необходимо нанести слой буксовой смазки. Перед постановкой колесной пары на хранение буксы должны быть провернуты вокруг шейки оси от 15 до 20 раз. Аналогичное проворачивание букс необходимо проводить каждые шесть месяцев хранения.
9.6. На каждую колесную пару, отправляемую в ремонт или из ремонта, отправитель обязан прикрепить металлическую или деревянную бирку, указывающую наименование отправителя, дату отправки и реквизиты получателя.
9.7. На отправляемые в ремонт колесные пары отправитель вместе с накладной высылает в пункт назначения пересылочную ведомость по утвержденной ОАО «РЖД» форме и формуляр колесной пары. В пересылочной ведомости должно быть указано, по какой причине забракован тот или иной элемент колесной пары.
9.8. По прибытии колесной пары в пункт назначения получатель обязан возвратить отправителю копию пересылочной ведомости в подтверждение получения колесной пары от отправителя. Предприятие, производившее ремонт, должно возвратить владельцу колесной пары формуляр колесной пары с перечислением выполненных работ и указанием фактических размеров отдельных элементов колесной пары после ремонта.

10. Порядок учета и исключения колесных пар из инвентаря

10.1. На предприятиях, производящих формирование, ремонт и эксплуатацию колесных пар, должны вестись книги, журналы, ведомости по учету, ремонту, освидетельствованию колесных пар по установленным ОАО «РЖД» формам, а также формуляры колесных пар.
  Эти документы заполнять разборчиво чернилами или шариковыми ручками одного цвета и подписывать ответственными лицами. Исправления вносить только красным цветом за подписью лица, внесшего исправление, с расшифровкой подписи.
10.2. На предприятиях, производящих освидетельствование колесных пар, должна вестись книга регистрации освидетельствования колесных пар СПС, образец которой приведен в приложении № 6 к настоящему Руководству.
10.3. На каждую сформированную колесную пару составить формуляр. Номер колесной пары должен соответствовать номеру ее оси.
  В формуляре отражать техническое состояние колесной пары после формирования, в процессе эксплуатации и ремонта.
10.4. Формуляр может содержать и другие данные в соответствии с требованиями ГОСТ 2.610-2006 (свидетельство о приемке, свидетельство о консервации и др.).
10.5. Технические характеристики вновь сформированной колесной пары записать в формуляр за подписью начальника или мастера ОТК предприятия-изготовителя, приемщика ЦТА ОАО «РЖД» и заверить печатью предприятия. В дальнейшем в формуляр заносить данные, связанные с эксплуатацией и ремонтом колесной пары, за подписью начальника или мастера ОТК предприятия, приемщика ЦТА ОАО «РЖД» или ответственного лица организации, эксплуатирующей СПС.
10.6. При подкатке колесной пары под СПС формуляр хранить в паспорте (формуляре) СПС.
10.7. При замене оси колесной пары завести новый формуляр.
10.8. В случае утери формуляра на одном из видов освидетельствования колесной пары на основании клейм, имеющихся на ее элементах, и проведенных измерений выписать дубликат, подписываемый заместителем начальника предприятия, на котором производилось освидетельствование. Подпись заверить печатью предприятия с указанием даты выписки дубликата. В верхнем правом углу первого листа формуляра сделать запись «Дубликат».
10.9. Исключение колесной пары из инвентаря производить в случае, если ось не пригодна к дальнейшей эксплуатации, или в случае, если годные колесные пары устарели по своему типу.    Отнесение колесных пар к устаревшим типам устанавливает ОАО «РЖД».
10.10. Исключение колесной пары из инвентаря на предприятии, производящем ремонт, производит комиссия в составе представителей предприятия- балансодержателя (главный инженер, технолог) и представителей ремонтного предприятия (главный инженер, начальник ОТК, начальник колесного цеха и инспектор-приемщик ЦТА ОАО «РЖД», если он есть на ремонтном предприятии).
  Исключение колесной пары из инвентаря оформить актом с утверждением у начальника региональной Дирекции инфраструктуры. Образец акта на исключение колесных пар из инвентаря приведен в приложении № 7 к настоящему Руководству.

Приложение № 1

Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава
2. Основные технические данные

3. Гарантии изготовителя
3.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие колесной пары требованиям технической документации при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа до первого освидетельствования колесной пары, но не более 24 месяцев с момента ввода в эксплуатацию (с даты подкатки колесной пары под СПС, указанной в формуляре на колесную пару). Предприятие-изготовитель не несет ответственности за дефекты эксплуатационного происхождения типа проката, ползунов, наваров, кольцевых выработок на поверхности катания колес.
  Гарантийный срок эксплуатации колесной пары по прочности сопряжения колес и зубчатого колеса с осью до замены элемента, но не более срока, установленного ГОСТ 31847-2012.
  Гарантийный срок эксплуатации буксовых узлов – до промежуточной ревизии, но не более 24 месяцев с момента ввода колесной пары в эксплуатацию. Гарантийный срок на монтаж (посадку) внутренних колец буксовых подшипников и лабиринтных колец – до полной ревизии.
  Гарантийный срок эксплуатации осевого редуктора – до первого освидетельствования колесной пары, но не более 24 месяцев с момента ввода колесной пары в эксплуатацию. В осевых редукторах локомотивного типа тяговых модулей и автомотрис гарантийный срок эксплуатации осевого зубчатого колеса не менее 800 тыс. км пробега, зубчатых шестерен не менее 600 тыс. км пробега.
  Гарантийный срок на новые подшипники – в соответствии с техническими условиями.
3.2. Гарантийные сроки эксплуатации на элементы колесной пары:

  • оси – по ГОСТ 33200-2014;
  • колеса цельнокатаные – по ГОСТ 10791-2011.

  При отсутствии или повреждении пломбировки узла гарантийные обязательства предприятия-изготовителя прекращаются.
4. Движение колесной пары при эксплуатации
5. Учет отказов колесной пары в эксплуатации
6. Сведения об освидетельствовании колесной пары, ревизии букс, обточке, ремонте и проведении контрольно-технического осмотра

Приложение № 2

  Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава
  Сводная таблица допускаемых размеров и предельных отклонений размеров колесных пар при ремонте
*  – при этом после подкатки колесных пар габаритные размеры СПС должны соответствовать требованиям ГОСТ 9238-2013, а минимально допустимые в эксплуатации диаметры колесных пар – требованиям эксплуатационной документации на конкретную машину;
**  – при выпуске СПС из капитального ремонта первого объема (КР-1) толщина ободов цельнокатаных колес должна составлять не менее 35 мм;
***  – требование носит рекомендательный характер при ремонте колесных пар со сменой элементов.
Сводная таблица допускаемой разности диметров колес по кругу катания при полном и обыкновенном освидетельствовании
При замене одной колесной пары из комплекта колесных пар с групповым приводом колеса всего комплекта необходимо обточить под один диаметр независимо от величины проката.

Приложение № 4

Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава

Дефекты колесных пар и способы их устранения




дефекты способы устранения
1. неисправности осей
1.1. трещины поперечные и относящиеся к ним наклонные трещины в любой части оси ось бракуется
1.2. продольные трещины и плены в любой части оси ось бракуется при длине трещины более 25 мм или суммарной длине нескольких трещин более 25 мм. трещины меньших размеров устранить обточкой. диаметр оси после обточки должен быть в пределах установленных допусков
1.3. волосовины:
а) на галтелях оси; устраняются обточкой с последующим упрочнением
б) на цилиндрических поверхностях буксовых шеек оси; устраняются обточкой, если их общее число более четырех и в любом поперечном сечении более двух или если длина отдельной волосовины превышает 10 мм. волосовины длиной до 2 мм при не скученном и не строчечном их расположении не учитываются
в) на подступичной, пред подступичной и средней частях оси устраняются обточкой, если в любом поперечном сечении их более двух или если длина отдельной волосовины более 25 мм. волосовины длиной до 3 мм при не скученном и нестрочечном их расположении не учитываются
1.4. риски, задиры, забоины на шейках и пред подступичных частях оси:
а) риски и задиры поперечные на шейках; ось бракуется
б) риски и задиры продольные на шейках и предподступичных частях оси; риски и задиры на шейках глубиной до 0,5 мм не более трех и не ближе 50 мм от торца галтели, а на предподступичных частях глубиной до 1 мм без ограничения количества, зачистить вдоль оси шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. при больших размерах дефектов ось бракуется
в) забоины на шейках и предподступичных частях устраняются обточкой
1.5. коррозия на шейках и предподступичных частях коррозию устранить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла или обточкой
1.6. темновины и светловины в любой части оси допускаются, но без каких бы то ни было признаков расслоения металла. при расслоении металла дефекты устранить обточкой
1.7. повреждение резьбы на конце оси допускается оставлять в эксплуатации при обыкновенном освидетельствовании колесные пары, имеющие сорванную или смятую резьбу не более 15 % рабочей длины на каждом конце оси, при полном освидетельствовании соответственно – не более 5 %. при большем повреждении резьбу сточить, место наплавить и нарезать новую резьбу
1.8. изогнутость оси ось бракуется при изогнутости свыше допусков, предусмотренных чертежами
1.9. радиальное биение, отклонение от круглости, прямолинейности, конусообразность шеек более допустимых значений устраняется обточкой и шлифовкой на станке
1.10. диаметр буксовых шеек и подступичных частей менее допустимых значений ось бракуется
1.11. радиус галтелей буксовых шеек менее допустимых значений восстановить обточкой с последующим упрочнением
1.12. смятие галтелей при прессовых работах исправление галтелей в пределах допустимого ремонтного размера с последующим упрочнением. при наличии размера менее допустимого ось бракуется
1.13. следы электродугового ожога ось бракуется
1.14. забитые или разработанные центровые отверстия восстановить углублением в пределах допускаемых отклонений или электро наплавкой с последующей механической обработкой
1.15. протертость на средней части оси глубиной не более 2,5 мм устраняется обточкой с плавным переходом к не обточенным местам при условии, что диаметр оси после обточки будет не менее допускаемого размера. при невыполнении указанного условия ось бракуется
1.16. неясность клейм последнего освидетельствования дату и номер предприятия установить по формуляру колесной пары. при невозможности установления даты освидетельствования или номера предприятия произвести полное освидетельствование колесной пары
2. неисправности ободов цельнокатаных колес
2.1. трещины поперечные или косые независимо от размера, количества и места расположения колесо бракуется
2.2. трещины или плены продольные:
а) на поверхности катания обода цельнокатаного колеса, поверхности гребня и внутренней боковой поверхности; устраняется обточкой на станке с учетом допускаемых размеров колеса
б) на боковых гранях обода цельнокатаного колеса колесо бракуется
2.3. раковины или выщербины на поверхности катания обода цельнокатаного колеса более допустимого значения устраняются обточкой
2.4. ползуны (выбоены) на поверхности катания более допустимого значения устраняются обточкой. колесной паре производится полное освидетельствование при наличии на поверхности катания ползуна глубиной более 2 мм
2.5. равномерный или неравномерный прокат цельнокатаного колеса более допустимого значения устраняется обточкой. колесной паре производится полное освидетельствование через одну обточку по предельному прокату
2.6. толщина или ширина обода цельнокатаного колеса менее допустимого значения цельнокатаное колесо бракуется
2.7. толщина гребня менее допустимой величины, вертикальный подрез гребня более допустимых размеров устраняется обточкой на станке
2.8. остроконечный накат на гребне

устраняется обточкой на станке
2.9. навар металла на поверхности катания устраняется обточкой на станке
2.10. откол наружной грани обода колеса устраняется обточкой поверхности катания, если позволяет ширина обода
2.11. круговой наплыв металла на фаску, выходящий на наружную грань обода колеса устраняется восстановлением фаски, а при необходимости – обточкой по всему профилю
2.12. разница диаметров по кругу катания колес колесной пары более допускаемой устраняется обточкой
2.13. овальность, эксцентричность цельнокатаного колеса по кругу катания более допускаемых

устраняется обточкой
2.14. разность расстояний между внутренними гранями ободов цельнокатаных колес у одной колесной пары более допустимого значения или не соответствие этих расстояний установленным нормам. (измерять у не подкатанной колесной пары в четырех местах в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через центр оси) колесная пара подлежит ремонту со сменой элементов или расформировывается
3. неисправности цельнокатаных колес, зубчатых колес
3.1. признаки ослабления или сдвига цельнокатаного колеса, зубчатого колеса на оси колесная пара подлежит ремонту со сменой элементов или расформировывается
3.2. трещины в ступице цельнокатаного колеса или зубчатом колесе цельнокатаное колесо или зубчатое колесо бракуются
3.3. сквозные и несквозные трещины в диске цельнокатаного колеса цельнокатаное колесо бракуется
3.4. раковины, черновины на посадочной поверхности ступицы зубчатого колеса допускаются общей площадью не более 5 % посадочной поверхности при условии, что острые края черновин или раковин на посадочных поверхностях зачищены. при площади поражения более 5 % посадочной поверхности зубчатое колесо бракуется
3.5. излом зуба зубчатого колеса или трещина у его основания зубчатое колесо бракуется
3.6. вмятины, раковины, выкрашивания на поверхности зуба разрешается оставлять в работе зубчатые колеса, у которых вмятины, раковины, выкрашивания глубиной не более 2 мм, а общая их площадь на зубе не превышает 25 %, а также, если выкрашивания (отколы) расположены на расстоянии не менее 15 мм от торцов и не более чем на трех смежных зубьях; общее число зубьев с допускаемыми выкрашиваниями не должно быть более шести
3.7. уменьшение толщины зуба более допустимого значения зубчатое колесо бракуется
примечания: 1. волосовинами называются тонкие расслоения металла, получившиеся вследствие раскатки газовых пузырей или неметаллических включений, имевшихся в металле
2. под строчечным понимается расположение волосовин на поверхности по образующей
3. расположение волосовин, при котором в любом месте их число на площади размером 50х50 мм превышает 5 шт., считается скученным

Приложение № 7

Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава
АКТ
на исключение колесных пар из инвентаря

Популярные статьи

.