7ee545c0df9b9464 Особенности технического обслуживания пассажирских вагонов, оборудованных дисковыми тормозами, порядок действия при выявлении неисправностей во время производства опробования тормозов, действия работников в нестандартных ситуациях ~ Вагонник

воскресенье, 8 апреля 2018 г.

Особенности технического обслуживания пассажирских вагонов, оборудованных дисковыми тормозами, порядок действия при выявлении неисправностей во время производства опробования тормозов, действия работников в нестандартных ситуациях

  Дисковые тормоза обеспечивают высокую тормозную эффективность, особенно при высоких скоростях (160 км/ч и более). Кроме того, по сравнению с колодочным тормозом устраняются перегревы колес, ненормальные выработки на их поверхности катания и др.
Рисунок 1 - Дисковый тормоз пассажирского вагона
  Тормоз тележки КВЗ-ЦНИИ для вагонов межобластного сообщения (рис. 1) состоит из четырех клещевых механизмов, каждый из которых имеет тормозной цилиндр 1, два спаренных рычага 2 с затяжкой 3 и фиксатором 4 и два башмака 6 с фрикционными накладками 5. На одной колесной паре размещают два тормозных диска 7 диаметром 620 мм с шириной поверхности трения  120 мм.


  Каждый диск (рис. 2) состоит из двух половин, соединяемых болтами 9. К ступице, напрессованной на ось колесной пары, диск крепится радиально расположенными болтами 8 с разрезными втулками и тарельчатыми пружинами. Для лучшего отводатепла диски снабжены ребрами  и  вентиляционными окнами.
Рисунок 2  - Расположение дискового тормоза на пассажирском вагоне
  Башмаки с накладками подвешены к консоли поперечной балки тележки на шарнирных подвесках 11. Вертикальными валиками 10 башмаки шарнирно соединяются с рычагами 2, которые крепятся подвесками 12 к той же консоли, что и подвески башмака.
Рисунок 3 - Башмак тормозной колодки
  На каждой тележке установлено четыре тормозных цилиндра 1 диаметром 8ʺ (рис .1).
  Каждый из цилиндров обслуживает одну пару тормозных башмаков 6. (рис. 1) Тормозные накладки  (рис. 3) выполнены из композиционного материала.
  Площадь трения накладки равна 430 см 2, толщина 25 мм.
  Для закрепления в тормозном башмаке на накладках с нерабочей стороны имеются конусообразные тыльники 16 (рис.3) в форме ласточкина хвоста.
  При замене накладки отгибают стопорные шайбы 14, вывертывают болты 13, снимают держатель 15 и, ударяя по накладке сверху, выводят ее из паза башмака.
  При отпущенном тормозе зазор между накладками и диском (1—3 мм) обеспечивают оттяжные пружины 4 (рис. 1).

Порядок проверки технического состояния тормозного оборудования

  Техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками ПТО.
  Выполнение работ контролирует старший осмотрщик вагонов смены, который должен обеспечить техническую готовность тормозного оборудования и включение всех тормозов в составе, соединение рукавов, открытие концевых и разобщительных кранов, установленную норму тормозного нажатия в поезде, а так же надежную работу тормозов при опробовании их на станции и в пути следования.
  Запрещается посадка пассажиров, и постановка в поезд вагонов с неисправным тормозным оборудованием, а так же без предъявления их к техническому обслуживанию и записи в журнале формы ВУ-14 о признании вагонов годными к безопасному следованию в поездах.
  На станциях, где нет ПТО, порядок проверки технического состояния и ремонта тормозного оборудования вагонов устанавливается организационно-распорядительными документами подразделений владельца инфраструктуры.
  Запрещается приступать к техническому обслуживанию тормозного оборудования в пассажирских поездах, оборудованных электроотоплением, до выключения источника питания высоковольтной цепи отопления.
  При техническом обслуживании вагонов проверить:

  • износ и состояние узлов и деталей, соответствие их установленным эксплуатационным размерам. Детали, у которых размеры вышли за пределы допуска или не обеспечивают нормальную работу тормоза – заменить;
  • правильность соединения рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов между вагонами и разобщительных кранов на подводящих воздухопроводах от магистрали к воздухораспределителям, а также их состояние и надежность крепления, состояние поверхностей электрических контактов головок рукавов №369А (при необходимости зачистить контактные поверхности наждачным полотном). На вагонах с дисковыми и стояночными тормозами дополнительно проверить открытие разобщительных кранов на воздухопроводах от тормозной магистрали к питательному резервуару и тормозным цилиндрам стояночного тормоза;
  • правильность включения режимов воздухораспределителей на каждом вагоне;
  • плотность тормозной сети состава, которая должна соответствовать установленным нормативам;
  • действие автотормозов на чувствительность к торможению и отпуску, действие электропневматического тормоза с проверкой целостности электрической цепи в проводах №1 и №2 состава, отсутствие замыкания этих проводов между собой и на корпус вагона, напряжение в цепи хвостового вагона в режиме торможения. Проверку действия электропневматического тормоза производить от источника питания со стабилизированным выходным напряжением 40 В, при этом падение напряжения в электрической цепи проводов №1 и №2 в режиме торможения в пересчете на один вагон проверяемого состава должно составлять не более 0,5 В для составов до 20 вагонов включительно и не более 0,3 В для составов большей длины. Воздухораспределители и электро воздухораспределители, работающие неудовлетворительно, заменить исправными (перед заменой необходимо перекрыть разобщительный кран);
  • правильность регулирования рычажной передачи и действие автоматических регуляторов, выход штока тормозных цилиндров, который должен быть в пределах, указанных в таблице 4.1, от 130 до 160 мм при полном служебном торможении и от 80 до 120 мм при первой ступени торможения, максимальный выход штока при полном служебном торможении в эксплуатации (без авторегулятора) – 180 мм. Рычажная передача должна быть отрегулирована так, чтобы расстояние от торца соединительной муфты до конца защитной трубы авторегулятора было не менее 250 мм.

  При техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов с дисковыми тормозами проверить в доступной для осмотрщика зоне поверхности трения венцов всех тормозных дисков вагона. На вагоны, у которых обнаружены выше перечисленные дефекты тормозных дисков, составляется акт (рис. 7).
  При обнаружении дефектов, показанных на рисунке 4, тележка с неисправным дисковым тормозом отключается:

  • трещины (1), расположенные по окружности венца, длиной более 30 мм;
  • радиальные и наклонные трещины (2) в средней части венца длиной более 20 мм;
  • радиальные и наклонные трещины (3), расположенные в пределах 20 мм от наружной или внутренней кромки венца длиной более 10 мм;
  • сплошные пятна (полосы) темного цвета (4) шириной более 80 мм и длиной более 100 мм;
  • износ тормозных дисков по рабочим поверхностям, замеренный в четырёх  диаметрально противоположных местах, более 5 мм на сторону.


    Рисунок 4 - Виды дефектов на поверхности венца цельнолитого тормозного диска
1 - трещины, расположенные по окружности венца;
2 - радиальные и наклонные трещины в средней части венца;
3 - радиальные и наклонные трещины, расположенные в пределах 20 мм от наружной или внутренней кромки венца;
4 - сплошные пятна (полосы) темного цвета

К допустимым дефектам венцов тормозных дисков относятся:
  • сетка мелких трещин;
  • концентрические проточки;
  • волнообразный износ;
  • задиры;
  • пятнистость.

  Проверить крепление деталей тормоза на тележке: тормозных цилиндров, рычажной передачи клещевого механизма, накладок дисковых тормозов (визуально).
  Проверить крепление деталей тормоза на вагоне (трубопроводов и тормозных резервуаров, тормозной арматуры).
  Проверить состояние электрической цепи управления электропневматическим тормозом (рабочий и контрольные провода, клеммные коробки), а также состояние крепление на раме вагона изолированной подвески рукава.
  Проверить толщину накладок дисковых тормозов. Толщина тормозных накладок, которая должна обеспечивать проследование состава из пункта формирования до пункта оборота и обратно, устанавливается владельцем инфраструктуры на основе опытных данных.  Металлокерамические накладки толщиной 13 мм и менее и композиционные накладки толщиной 5 мм и менее по наружному радиусу накладок подлежат замене. Толщину накладки следует проверять в верхней и нижней части накладки в держателе накладки. Допускается разница толщин между верхней и  нижней частью накладки в держателе накладки не более 3 мм.
  При необходимости смены накладок на диске по износу проводить замену всех накладок на данном диске.
  Проверить суммарный зазор между обеими накладками и диском на каждом диске (рис 5), который должен быть не более 6 мм. На вагонах, оборудованных стояночными тормозами, зазоры проверять при отпуске после экстренного торможения.
Рисунок 5 - Измерение суммарного зазора между накладками и диском
  Все выявленные при проверке неисправности должны быть устранены, неисправное тормозное оборудование и детали крепления заменить на новые или отремонтированные. Установить отсутствующие детали крепления.
  При техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов постройки ОАО «ТВЗ», оборудованных тормозами фирмы «KNORR-BREMSE», в доступной для осмотрщика зоне проверить:
  Состояние поверхности трения венцов всех тормозных дисков вагона. Тележка с дисковым тормозом отключается при обнаружении следующих дефектов, показанных на рисунке 6:

  • трещины (1), расположенные в зоне крепления фрикционного кольца к ступице;
  • сквозные трещины (2);
  • радиальные трещины (3), расположенные в средней части фрикционного кольца, не выходящие на наружную и внутреннюю грани диска:

а) длиной свыше 100 мм;
б) суммарной длиной свыше 100 мм при расстоянии (L) между трещинами менее 15 мм;

  • радиальные трещины (5), выходящие на наружную и внутреннюю грани диска:

а) длиной свыше 80 мм;
б) суммарной длиной свыше 80 мм при расстоянии (L4) между трещинами менее 30 мм;
Рисунок 6 - Виды дефектов на поверхности венца тормозного диска фирмы KNORR- BREMSE
1 - трещины, расположенные в зоне крепления фрикционного кольца к ступице;
2 - сквозные трещины
3 - трещины в средней части фрикционного кольца;
4 - микротрещины (волосные трещины), расположенные на рабочей поверхности фрикционного кольца
5 - трещины, выходящие на наружную или внутреннюю кромки фрикционного кольца;

  • трещины в радиальном направлении, выходящие на наружную грань и не выходящие на грани суммарной длиной свыше 100 мм при расстоянии (L1) между трещинами менее 30 мм;
  • трещины в радиальном направлении, выходящие на внутреннюю грань и не выходящие на грани суммарной длиной свыше 100 мм при расстоянии между трещинами менее 7 мм;
  • отслоение материала на рабочей поверхности фрикционного кольца;
  • навары на поверхности трения диска;
  • достижение предельного износа рабочей поверхности фрикционного кольца;
  • превышены значения точности торцевого биения и параллельности
  • рабочей поверхности фрикционного кольца (определяется визуально по канавке определения износа);
  • трещины в ступице.
К допустимым дефектам на поверхности трения тормозных дисков относятся:
  • наличие волосных трещин (4);
  • наличие пятен подгара.
  Проверить крепление шлангов на тележке, герметичность их соединений (отсутствие на слух утечек воздуха).
  Проверить визуально состояние деталей тормоза (клещевой механизм, датчики импульсов).
  Проверить визуально крепление деталей тормоза (накладки дискового тормоза, фиксирующую задвижку держателя тормозной накладки).
  Проверить визуально крепление фрикционного кольца и ступицы. Контроль резьбовых соединений тормозного диска производится по имеющейся на деталях резьбовых соединений цветной маркировке.
  Проверить толщину накладок дисковых тормозов. Толщина тормозных накладок, которая должна обеспечивать проследование состава из пункта формирования до пункта оборота и обратно, устанавливается владельцем инфраструктуры на основе опытных данных. Минимальная толщина накладки 5 мм. При необходимости смены накладок на диске по износу проводить замену всех накладок на данном диске.
Проверить:
  • отсутствие пропуска воздуха обратным клапаном на трубопроводе между тормозной магистралью и дополнительным питательным резервуаром;
  • состояние поверхностей трения дисков (визуально с протяжкой вагонов);
  • исправность сигнализаторов наличия давления сжатого воздуха на борту вагона.
  • обеспеченность поезда требуемым нажатием тормозных колодок в соответствии с нормативами по тормозам.
  Все выявленные при проверке неисправности должны быть устранены, неисправное тормозное оборудование и детали крепления заменить на новые или отремонтированные, отсутствующие восстановить.
  При необходимости смены накладок на диске по износу провести замену всех накладок на данном диске.
Рисунок 7 - Форма акта контроля венцов тормозных дисков вагонов

Действия работников в нестандартных ситуациях

  В соответствии с Руководящим документом «Техническое обслуживание ТО- 1 пассажирских вагонов на пунктах технического обслуживания железных дорог ОАО «РЖД» РД 32 ЦВ 112-201:
  Опробование тормозов в составах поездов с вагонами, оборудованными дисковыми тормозами
  При опробовании тормозов проверка их срабатывания и отпуска на вагонах с дисковыми тормозами производится на каждой оси вагона по сигнализаторам и на тележках - по манометрам на боковой панели кузова вагона. При наличии давления по манометрам должны гореть сигнализаторы, а при отсутствии давления сигнализаторы должны погаснуть.
  В случаях выявления во время опробования не сработавших на отпуск воздухораспределителей не допускается производить их отпуск вручную до выявления причин не отпуска. В этих случаях необходимо проверить, нет ли перекрытых концевых кранов в поезде. Особенно в местах, где прицеплялись или отцеплялись вагоны. Неисправные воздухораспределители заменить.
  После устранения неисправности производится опробование тормозов.
  В случае появления дымления или искрения под вагонами отправление поезда в таких случаях допускается только после устранения причин, при необходимости, выключив тормоз неисправной тележки или вагона. Тормоза  отдельных тележек или вагона выключать также и при отсутствии видимых причин неисправности О выключении дисковых тормозов отдельных вагонов или тележек вносятся соответствующие отметки о тормозном нажатии в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии».
  По случаю задержки составляется акт совместно с начальником поезда и ответственным работником локомотивного хозяйства.
  Во время отправления поезда со станции отслеживается состояние тормозов вагонов всего поезда. В случае обнаружения вагонов с неисправностями, угрожающими безопасности движения, принимаются меры к немедленной остановке поезда и решение об устранении неисправностей, отцепке вагона и дальнейшем следовании поезда.
  Согласно Регламенту разграничения ответственности за безопасное проследование по гарантийным участкам между Центральной дирекцией инфраструктуры  - филиалом ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК» и их структурными подразделениями при курсировании пассажирских поездов», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД»  № 2109р от 09.09.2014:

А) При техническом обслуживании пассажирских поездов на станциях формирования:
  • При выявлении осмотрщиками вагонов ВЧДЭ на приемоотправочных путях станции отправления пассажирских поездов технических неисправностей у вагонов, решение об устранении неисправности или отцепки вагона от состава поезда принимает старший осмотрщик смены ВЧДЭ. При устранении неисправности без отцепки вагона от состава оперативно старшим осмотрщиком привлекаются работники структурного подразделения ОАО "ФПК" посредством уведомления начальника поезда и дежурного по стации о выявленных технических неисправностях. Решение об отцепке неисправного вагона старший осмотрщик смены ВЧДЭ должен принять в течение времени установленного графиком движения поездов для производства технического обслуживания. Ответственность за технические неисправности, выявленные на приемоотправочных путях ПТО станции отправления работниками ВЧДЭ, несут работники пунктов формирования. 
  • При выявлении неисправностей, требующих отцепки вагона от поезда, работники ПТО оформляют уведомление формы ВУ- 23 и информируют ДСП. При выявлении неисправностей, требующих безотцепочного ремонта осмотрщики вагонов ВЧДЭ производят замену неисправных узлов и деталей на исправные и несут ответственность за соблюдение технологии ремонта. Ответственность за исправную работу установленных деталей возлагается на предприятие - изготовитель или предприятие, производившее ремонт. Ответственность за технические неисправности, выявленные на приемоотправочных путях ПТО станции отправления работниками ВЧДЭ, несут работники пунктов формирования.
Б) При техническом обслуживании пассажирских поездов в пути следования:
  • При выявлении осмотрщиками вагонов ВЧДЭ на транзитном ПТО технических неисправностей у вагонов решение об устранении неисправности или отцепки вагона от состава поезда принимает старший осмотрщик вагонов ВЧДЭ. Решение об отцепке неисправного вагона старший осмотрщик ВЧДЭ должен принять в течение времени стоянки пассажирского поезда на станции,определенного графиком движения поездов.
В) При техническом обслуживании пассажирских поездов на станциях назначения (оборота):
  • В случае, если в пункте оборота подготовка состава в рейс работниками  ОАО «ФПК» не производится, то контроль технического состояния и безотцепочный текущий (внеплановый) ремонт подвижного состава производится работниками ПТО ВЧДЭ;
  • При выявлении осмотрщиками вагонов ВЧДЭ на станции оборота пассажирских поездов технических неисправностей у вагонов решение об устранении неисправности или отцепки вагона от состава поезда принимает старший осмотрщик ВЧДЭ. Решение об отцепке неисправного вагона старший осмотрщик ВЧДЭ должен принять в течении времени, установленного для производства технического обслуживания поезда в соответствии с местным технологическим процессом.
  Порядок отцепки неисправного пассажирского вагона от состава на станциях формирования, в пути следования и на станциях назначения (оборота).
  1. Если при контроле технического состояния вагонов на станции обнаружены неисправности, устранение которых не может быть выполнено из-за большой трудоемкости за время стоянки поезда по расписанию, старший осмотрщик должен сообщить ДСП и начальнику поезда о необходимом времени для выполнения ремонта.
  2. Если для устранения неисправности необходима перестановка вагона на специализированные пути ремонта, решение об отцепке вагона принимает старший осмотрщик вагонов. Перед отцепкой по технической неисправности вагона производится высадка пассажиров. Ответственность за организацию высадки пассажиров возлагается на ОАО "ФПК".
  3. Постановка вагона в отцепочный ремонт оформляется на ПТО уведомлением формы ВУ-23. При выявлении повреждений пассажирского вагона составляется акт формы ВУ-25а. Выпуск вагона из отцепочного ремонта оформляется уведомлением формы ВУ-36. При отцепке работниками ПТО (ПОТ) ВЧДЭ вагонов Перевозчика из-за смены колесных пар у вагонов оборудованных кассетными подшипниками и/или дисковым тормозом ремонт и/или передислокацию организовывает и выполняет Перевозчик. Продолжительность нахождения вагона Перевозчика в ремонте не должна превышать нормативного времени, определяемого технологическим  процессом ПТО ВЧДЭ, согласованного с региональным филиалом ОАО "ФПК". При превышении норм времени на устранение неисправности задержка пассажирского поезда относится по учету за ВЧДЭ. 
  4. В случае отцепки неисправного вагона ДСП (ДСЦ) совместно с диспетчерской службой Перевозчика принимают решение и меры к прицепке к составу поезда вагона того же класса. Если такая возможность отсутствует, при наличии свободных мест в поезде, пассажиры могут быть переведены в другие вагоны с предоставлением им мест, по возможности, категории не ниже, указанной в билете. В этом случае неисправный вагон может быть оставлен на станции, а поезд продолжить движение по маршруту. 
  5. Если пассажиры не могут быть переведены в другие вагоны и вагон не может быть заменен на данной станции, поезд задерживают до устранения неисправности и прицепки отремонтированного вагона.
      Решение об этом принимает начальник поезда по согласованию с ДСП, поездным диспетчером, диспетчерской службой Перевозчика в зависимости от времени, необходимого для ремонта вагона, наличия свободных мест в поезде, протяженности оставшегося маршрута следования и других обстоятельств.
  6. Выполнение внеплановых ремонтных работ оформляется актом. Акт оформляется на все виды работ с отцепкой вагона или без отцепки в двух экземплярах под копирку и подписывается руководителем смены ПТО (или лицом его замещающим) и начальником поезда. В акте указывается дата, время, станция, подразделение Дирекции инфраструктуры, номер и маршрут поезда, номера вагонов, в которых проведены ремонтные работы, вид работ, замечания по выполнению работ, время начала и окончания работ. Оригинал акта вручается начальнику поезда, копия акта с подписью начальника поезда остается на ПТО, выполнявшим ремонт. Ответственность за задержку поезда оперативно учитывается за ОАО "ФПК".

Мы в соц. сетях

Популярные статьи

Индекс цитирования. Яндекс.Метрика