вторник, 4 октября 2016 г.

Памятка. осмотрщику вагонов по определению типа эластомерного поглощающего аппарата, установленного на грузовом вагоне.

В настоящее время на сети железных дорог в эксплуатации находятся 6 типов эластомерных поглощающих аппаратов разных производителей: 
  • АПЭ-120-И и АПЭ-90-А (производства ОАО «Авиаагрегат»), 
  • АПЭ-95-УВЗ (производства ФГУП «ПО УВЗ»), 
  • 73ZW, 73ZWy и 73ZWy2 (производства ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ»). 
  Эластомерные поглощающие аппараты классифицируются как поглощающие аппараты классов Т2 и Т3: 
  • 73ZW, 73ZWy, АПЭ-90-А, АПЭ-95-УВЗ – класс Т2 
  • 73ZWy2, АПЭ-120-И - класс Т3. 
  О наличии на вагоне эластомерного поглощающего аппарата на кузове вагона в непосредственной близости от места установки аппарата (на днище котла цистерн) ставится трафарет с указанием типа аппарата. 
  На практике часто встречаются случаи закраски трафарета. 
  В данной памятке описаны признаки, по которым можно определить тип эластомерного поглощающего аппарата, установленного на вагоне, и приведены сравнения признаков, определяющих тип и производителя поглощающих аппаратов.

Общие положения  

  1. Требования к эластомерным поглощающим аппаратам при техническом обслуживании вагонов должны полностью соответствовать Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог, утвержденной и введен- ной в действие с 01 января 2011 года решением пятьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества (Протокол от 20-21 октября 2010 года). 
  Для эластомерных поглощающих аппаратов при техническом обслуживании вагонов не допускается: 
  •  наличие трещин и изломов в видимой зоне; 
  •  потеря аппаратом упругих свойств, контролируемая суммарным зазором между упорными угольниками переднего упора и упорной плитой и корпусом аппарата и упорными угольниками заднего упора. 
  Величина суммарного зазора, требующая замены неисправного аппарата: 
  •  более 5 мм - для порожнего вагона, 
  •  более 50 мм - для груженого вагона. 
  При обнаружении у пути следования у вагона суммарного зазора более 5 мм, но не более 50 мм разрешается проследование: 
  •  порожнего вагона до ближайшего ПТО, 
  •  груженого вагона до станции выгрузки. 
  При обнаружении у вагона суммарного зазора более 50 мм, вагон отцепляется в текущий ремонт для замены эластомерного аппарата аналогичным. В случае отсутствия аналогичного - допускается замена пружинно-фрикционным (кроме груженых вагонов с опасными грузами), и следование вагона до ближайшего ПТО или опорного пункта, имеющего запас поглощающих аппаратов.  
  2. Сроки очередных ремонтов эластомерных поглощающих аппаратов должны быть указаны на консольной части концевой балки вагона в соответствии с Инструкцией по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог.  
 В верхней строке указан срок регламентного осмотра: 
  • - «РО, месяц проведения, год проведения».  Пример условного обозначения: «РО 03.13». 
 В нижней строке указан срок ремонта в сервисном центре: 
  • - «СР, месяц проведения, год проведения». Пример условного обозначения: «СР 01.25».  
  3. В целях повышения надежности работы подвижного состава при плановых видах ремонтов на грузовых вагонах производится замена пружинно-фрикционных поглощающих аппаратов аппаратами повышенной энергоемкости.  
  3.1 При производстве деповского ремонта на цистерны для перевозки опасных грузов с 01.10.2013г. необходимо устанавливать поглощающие аппараты повышенной энергоемкости не ниже класса Т2; а для перевозки опасных грузов, имеющих спецположения ТЕ 22 согласно требованиям Приложения 2 к СМГС поглощающие аппараты класса Т3 (на основание раздела 5 Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм, утвержденного и введенного в действие с 1 августа 2011 года решением пятьдесят четвертого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества, с изменениями).  
  3.2 При производстве капитального ремонта (согласно пункта 5.3 Руководства по капитальному ремонту грузовых вагонов, утвержденного и введенного в действие с 1 августа 2011 года решением пятьдесят четвертого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества) устанавливаются поглощающие аппараты: 
  •  не ниже класса Т1 на вагоны, не перевозящие опасные грузы;
  •  не ниже класса Т2 на вагоны, перевозящие опасные грузы классов 3, 4, 5, 8, 9 (нефтепродукты, химические вещества) ГОСТ 19433-88. 
  •  не ниже класса Т3 на вагоны, перевозящие опасные грузы классов 1, 2, 6, 7 (сжиженные газы, ядовитые вещества) ГОСТ 19433-88.  
  3.3 При выпуске из плановых видов ремонта на грузовом вагоне устанавливаются поглощающие аппараты одного класса. 

Определение типа эластомерного поглощающего аппарата  

  Тип эластомерного поглощающего аппарата, установленного на данном вагоне, можно определить при осмотре видимой части аппарата между передними упорами и поддерживающей плитой по следующим признакам. 
  Эластомерный поглощающий аппарат АПЭ-120-И, представленный на рисунке 1, имеет:
  •   хромированный шток 1, диаметр которого существенно меньше габаритных размеров корпуса аппарата и плиты упорной;
  •   упорную плиту 4 стандартной толщины с двумя отверстиями, соединенную с корпусом 2 двумя болтами 3. 
  Отличительной особенностью корпуса АПЭ-120-И является наличие четырех косынко образных ребер жесткости.  
  1 – шток  2 – корпус 3 – болт М24 (2 шт.) 4 – плита упорная  
Рисунок 1 - Поглощающий аппарат эластомерный АПЭ-120-И (класса Т3) 

Эластомерный поглощающий аппарат АПЭ-90-А, представленный на рисунке 2, имеет: 
  •  хромированный шток 1, диаметр которого существенно меньше габаритных размеров корпуса аппарата и упорной плиты; 
  •  плиту 2, расположенную на вагоне между упорной плитой и штоком аппарата и соединенную с корпусом 4 двумя болтами 3.   
    1 – шток 2 – плита  3 – болт М24 (2 шт.) 4 – корпус  
Рисунок 2 - Поглощающий аппарат эластомерный АПЭ-90-А (класса Т2) 

  Эластомерный поглощающий аппарат АПЭ-95-УВЗ, представленный на рисунках 3.1 и 3.2, имеет амортизатор 1, цилиндрическая часть которого видна между упорной плитой и корпусом аппарата 2. Диаметр амортизатора приблизительно равен 200 мм, что сопоставимо с высотой упорной плиты и наружным диаметром корпуса аппарата. 
1 – амортизатор 2 – корпус 
Рисунок 3.1 - Поглощающий аппарат эластомерный АПЭ-95-УВЗ (класса Т2), выпускаемый до 2008 года 
1 – амортизатор 2 – корпус 3 – эластичная вставка 
Рисунок 3.2 - Поглощающий аппарат эластомерный АПЭ-95-УВЗ (класса Т2), выпускаемый с 2008 года

   Эластомерный поглощающий аппарат 73ZWy, представленный на рисунке 4, имеет эластомерный амортизатор 2 (диаметром приблизительно 200 мм), цилиндрическая часть которого видна между упорной плитой и корпусом аппарата 4; упорную плиту 1 стандартной толщины с четырьмя отверстиями, соединенную с корпусом четырьмя болтами 3. 

 1 – плита упорная 2 – эластомерный амортизатор 3 – болт М20х295 (4 шт.) 4 – корпус поглощающего аппарата 5 – элемент упругий 
Рисунок 4 - Поглощающий аппарат 73ZWy (класса Т2) 

  Эластомерный поглощающий аппарат 73ZWy является усовершенствованным вариантом поглощающего аппарата 73ZW, показанном на рисунке 5. 
  Применение дополнительного упругого элемента 5 потребовало лишь небольших изменений в дне корпуса поглощающего аппарата. Внешний вид, габаритные размеры 73ZW и 73ZWy одинаковы.
  1 – плита упорная 2 – эластомерный амортизатор 3 – болт М20х295 (4 шт.) 4 – корпус поглощающего аппарата  
Рисунок 5 - Поглощающий аппарат 73ZW (класса Т2) 

  Эластомерный поглощающий аппарат 73ZWy2, представленный на рисунке 6, имеет: корпус амортизатора 2 (диаметр приблизительно 200 мм), часть которого видна между упорной плитой и корпусом аппарата; нестандартную упорную плиту 1 толщиной 37 мм с четырьмя отверстиями, соединенную с корпусом 4 четырьмя болтами 3. 
 1 – плита упорная 2 – эластомерный амортизатор 3 – болт М20х295 (4 шт.) 4 – корпус 5 – элемент упругий
 Рисунок 6 - Поглощающий аппарат 73ZWy2 (класса Т3) 

  Следует отметить, что аппараты имеют и другие отличия, однако для определения типа аппарата приведенных выше признаков достаточно. Размеры указаны приблизительные, поскольку они призваны подчеркнуть лишь визуальную разницу деталей. 
  На рисунке 7 приведен один из возможных алгоритмов определения типа эластомерного поглощающего аппарата. 

Рисунок 7 - Алгоритм определения типа эластомерного поглощающего аппарата 


  При сравнении отличительных признаков можно определить тип аппарата и его производителя. 
  1.   Аппараты производства ОАО «Авиаагрегат» отличаются от аппаратов других производителей тем, что у них между упорной плитой и корпусом аппарата виден хромированный шток диаметром 66-70 мм, что в 3-4 раза меньше, чем габаритные размеры упорной плиты и корпуса аппарата. У аппаратов производства ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ» и ФГУП «ПО УВЗ» между упорной плитой и корпусом аппарата видна цилиндрическая часть корпуса амортизатора диаметром около 200 мм, что сопоставимо с габаритными размерами упорной плиты и корпуса аппарата. 
  2.   Аппараты производства ОАО «Авиаагрегат» отличаются друг от друга тем, что у аппарата АПЭ-120-И шток упирается в упорную плиту, и корпус соединен с ней двумя болтами (в упорной плите с двух сторон имеются отверстия под болты), а у аппарата АПЭ-90-А между штоком и упорной плитой (не входит в комплект аппарата) расположена дополнительная плита (толщиной приблизительно 30 мм), которая крепится к корпусу двумя болтами. Корпус АПЭ-120-И имеет четыре косынкообразных ребра жесткости. 
  3.   Аппарат АПЭ-95-УВЗ производства ФГУП «ПО УВЗ» отличается от всех прочих аппаратов тем, что его корпус ничем не связан с упорной плитой, в то время как у всех других аппаратов упорная плита крепится болтами к корпусу. 
  4.   Аппараты производства ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ» визуально отличаются друг от друга только толщиной упорной плиты. У аппаратов 73ZW, 73ZWy упорная плита стандартная толщиной 57 мм, а у аппарата 73ZWy2 толщина упорной плиты на 20 мм меньше стандартной. 

Маркировка эластомерных поглощающих аппаратов 

  Маркировка эластомерных поглощающих аппаратов дублируется в диагонально противоположном месте литого корпуса. 
  Черным прямоугольником на рисунках 8, 9, 10, 11, 12 обозначены места маркировки эластомерных поглощающих аппаратов. 
 1 – тип аппарата, две последние цифры года выпуска, номер аппарата в годе выпуска (восемь цифр); 2 – условный номер изготовителя 
Рисунок 8 – Места маркировки поглощающего аппарата АПЭ-120-И 

 1 – тип аппарата, две последние цифры года выпуска, номер аппарата в годе выпуска (восемь цифр); 2 – условный номер изготовителя 
Рисунок 9 – Места маркировки поглощающего аппарата АПЭ-90-А 
1 – условный номер изготовителя, заводской номер аппарата, две последние цифры года изготовления; 2 – заводской номер аппарата (дублировано в диагонально противоположном месте) 
Рисунок 10 – Места маркировки аппарата АПЭ-УВЗ-95 выпуска до сентября 2004

Рисунок 11 – Место маркировки аппарата АПЭ-УВЗ-95 выпуска с сентября 2004 


   Эластомерные поглощающие аппараты 73ZW, 73ZWy, 73ZWy2 маркируются в трех местах. Маркировка, обозначенная буквой А на рисунке 12, дублируется в диагонально противоположном месте литого корпуса. 
  Каждая включает: 
  •  заводской номер аппарата, 
  •  знак предприятия-изготовителя, 
  •  две последние цифры года изготовления 
 Рисунок 12 – места маркировки аппаратов 73ZW, 73ZWy, 73ZWy2 

Расположение клейм ремонтных предприятий 

  Места расположения клейм ремонтных предприятий на эластомерных поглощающих аппаратах показаны на рисунке 13. 
 1 – АПЭ-95-УВЗ 2 – АПЭ-120-И, АПЭ-90-А 3 – 73ZW, 73ZWy, 73ZWy2 
Рисунок 13 – Место ремонтного клейма эластомерного поглощающего аппарата

Рисунок 14 – Поглощающий аппарат АПЭ-120-И, установленный на раме вагоне 

 Рисунок 15 – Поглощающий аппарат АПЭ-90-А, установленный на раме вагоне 

Рисунок 16 – Поглощающий аппарат 73ZW, установленный на раме вагоне

  Рисунок 17 – Поглощающий аппарат 73ZWу, установленный на раме вагоне

Мы в соц. сетях

Популярные статьи

Индекс цитирования. Яндекс.Метрика