7ee545c0df9b9464 Правила по разработке, обозначению и содержанию маршрутов ~ Вагонник

воскресенье, 28 августа 2016 г.

Правила по разработке, обозначению и содержанию маршрутов

I. Общие положения

 1. Настоящие Правила по разработке, обозначению и содержанию маршрутов служебного 1 и технологического 2 прохода (далее Правила), устанавливают общие требования к разработке, обозначению, содержанию маршрутов служебного и технологического прохода структурных подразделений дирекций и филиалов ОАО «РЖД».
 2. Требования настоящих Правил распространяются на все структурные подразделения территориально расположенные на полигоне Октябрьской железной дороги - филиал ОАО «РЖД».

 1 Проход работников по территории станции или структурных подразделений к служебным и вспомогательным по­мещениям и сооружениям, а также от места сбора к зданиям и помещениям, рабочим местам (зонам), к пассажирским платформам и другим остановкам транспорта и оборудованный в соответствии с требованиями настоящих Правил.
 2 Проход от служебного прохода к рабочим зонам, обслуживаемому оборудованию и устройствам, сооружениям, подвижному составу, к местам для пропуска движущегося состава, вагонов, встречи с сигналом в руке движущегося поезда, подачи ручных сигналов при маневрах, расцепки вагонов вручную, общего осмотра вагонов, списывание номеров вагонов, коммерческого осмотра и разметки вагонов, устранения коммерческих неисправностей и технического осмотра, обслуживание вагонов, без отцепочного ремонта вагонов, снятия или навешивание сигнального диска на вагон, укладки и снятия тормозных башмаков в ручную или с помощью вилки.

II. Общие требования

  4. Территории станций и структурных подразделений должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем безопасный проход работников.
  5. На станциях и структурных подразделениях должны быть установлены маршруты служебного прохода и маршруты технологического прохода.
  6. Схемы маршрутов служебного и технологического прохода является приложением к инструкциям по охране труда.
  7. Схема маршрута служебного и технологического прохода по территории структурного подразделения (станции) утверждается начальником структурного подразделения.
Схемы маршрутов служебного прохода должны находиться в служебно-технических помещениях предназначенных для проведения инструктажей, собраний, совещаний при планировании выполняемых работ. Рекомендуется размещать схему служебного прохода в уголках по охране труда.
  8. Маршрут служебного прохода по территории станции является единым для работников всех хозяйств, а служебные проходы по территории структурного подразделения для работников данного предприятия и других лиц, исполняющие производственные задания непосредственно на данном подразделении.
  Маршруты технологического прохода являются едиными для работников структурного подразделения, выполняющих работы по кругу своих служебных обязанностей.
  9. В темное время суток маршруты служебного прохода должны быть освещены. Мощность осветительной аппаратуры должна обеспечивать освещение служебного прохода на уровне поверхности земли не менее 5 лк. Маршруты технологического прохода обеспечиваются общим освещением станционных путей, сооружений и устройств. Работник, следующий по маршруту технологического прохода в тёмное время суток, при необходимости обеспечивается исправным сертифицированным носимым ручным фонарём.
  10.  Маршрут служебного прохода на станции обследуется один раз в 5 лет путем комиссионного осмотра с составлением акта. В состав комиссии под председательством начальника станции входят руководители всех структурных подразделений, расположенных на территории станции, в том числе представители локомотивного депо, осуществляющего основную поездную и маневровую работу на  станции.
  При обследовании служебного прохода по территории структурного подразделения в состав комиссии включают представителей технического отдела, специалиста, ведающего вопросами охраны труда на данном предприятии, руководителей цехов или участков под председательством начальника структурного подразделения. Обследование маршрута служебного прохода проводится не позднее 10 рабочих дней после завершения реконструкции (демонтажа путей, укладки новых путей и стрелочных переводов, строительства зданий и сооружений и т.д.) и при необходимости маршрут служебного прохода обустраивается с учётом требований, изложенных в настоящих Правилах. После реконструкции маршрута служебного прохода, руководитель структурного подразделения (станции) организует в течение 10 рабочих дней ознакомление причастных работников с измененной схемой.
За организацию работ по внесению корректировки в маршрут служебного прохода и внесение изменений в схему маршрута служебного прохода несет ответственность начальник станции по территории станции или руководитель структурного подразделения, для работников которого изменяются условия прохода.
  11. Маршруты технологического прохода обследуются один раз в 5 лет путем комиссионного осмотра с составлением акта. В состав комиссии включают представителей технического отдела, специалиста ведающего вопросами охраны труда, руководителей цехов или участков под председательством:

  • начальника станции для работников Дирекции управления движения, а для станций с 3 по 6 класс - под председательством руководителя центра организации работы железнодорожных станций;
  • начальника структурного подразделения, работники которого используют данные технологические проходы для осуществления производственной деятельности.

  При совместном использовании маршрутов служебного прохода работниками разных отраслей хозяйства, обследование производится всеми заинтересованными участниками под председательством начальника станции. Дополнительно маршрут технологического прохода обследуется после реконструкции (демонтажа путей, укладки новых путей и стрелочных переводов, строительства зданий и сооружений и т.д.) и при необходимости маршрут технологического прохода корректируется с обеспечением требований изложенных в настоящих Правилах.

III. Планирование маршрутов служебного прохода

  12. Маршруты служебного и технологического прохода при пересечении железнодорожных путей следует прокладывать перпендикулярно оси пути в наиболее безопасных местах, с минимальным пересечением путей, при этом видимость приближающегося поезда в обоих направлениях от места пересечения железнодорожных путей должна быть не менее 400 метров. Если данное условие для технологического прохода не выполняется, то необходимо действовать в соответствии требований настоящих Правил.3
При наличии на железнодорожной станции или структурном подразделении пешеходных мостов, тоннелей или существующих оборудованных переходов через железнодорожные пути в одном уровне, маршруты служебных проходов должны проходить по данным сооружениям и устройствам.
  13. При пересечении главных железнодорожных путей и путей с организованным высокоскоростным движением использовать существующие сооружения и устройства, а при отсутствии последних, в исключительных случаях, разрешается прокладывать маршрут служебного прохода через данные пути с разработкой мероприятий по предотвращению наезда подвижного состава на работника. В обязательном порядке предусматривать оснащение служебных проходов пересекающих главные железнодорожные пути и пути с организованным высокоскоростным движением системами сигнализации, освещения и д.р. устройствами и сооружениями. При этом видимость приближающегося поезда в обоих направлениях от места пересечения указанных путей должна быть не менее 800 метров в обе стороны от места пересечения.
 14. Маршруты служебного прохода следует прокладывать вдоль оси путей. Запрещается организация служебного и технологического прохода по междупутью главных железнодорожных путей и путей с организованным высокоскоростным движением поездов, в том числе вдоль стрелочной улицы входящей в данный маршрут следования поездов.
 15. Маршрут служебного прохода организовывается по междупутью, где расстояние между осям смежных путей не менее 4,8 м, а скорость движение поездов и маневровых составов, одиночных локомотивов и тяжелой путевой техники по данным путям не превышает 60 км/ч. При этом обеспечивается возможность использования двусторонней парковой связи. Громкоговорящая оповестительная связь должна обеспечивать отчетливую слышимость передаваемых сообщений на всем протяжении маршрута служебного прохода. Допускается организация служебного прохода по междупутью, где расстояние между осями смежных путей не менее 4,5 м, при условии отсутствия движения любого рода подвижного состава. Маршрут технологического прохода организовывается по междупутью, где скорость движения поездов и маневровых составов, одиночных локомотивов и тяжелой путевой техники по смежным путям не превышает 60 км/ч, а расстояние между осями данных путей не менее 4,5 м.
Ширина настила в местах пересечений служебных проходов с железнодорожными путями на одном уровне должна быть не менее 2,0 м — для прохода работников с грузом и не менее 1,5 м - для прохода работников без груза. Ширина настила в местах пересечений технологического прохода с железнодорожными путями на одном уровне должна быть не менее 1,0 м.
  Ширина обустроенного служебного прохода должна быть не менее одного метра.
  Ширина обустроенного технологического прохода должна быть не менее:

  • при безотцепочном ремонте вагонов - 1,5 м;
  • при техническом осмотре стоящих вагонов - 1,4 м;
  • при устранении коммерческих неисправностей, укладки тормозных башмаков с помощью вилки, расцепки вагонов вручную - 1,1 м;
  • при укладке или снятии тормозных башмаков вручную, снятии или навешивании сигналов на вагон, коммерческом осмотре или меловой разметке вагонов -1,0 м;
  • при встрече поезда работником с ручным сигналом, подаче ручных сигналов при маневровой работе, осмотре и считывании номеров движущихся или стоящих вагонов - 0,6 м;
  • при пропуске подвижного состава, проезде работника на подножке вагона при маневровой работе - 0,5 м;
  • при проходе работника при прочих операциях - 0,4 м.

  16. Запрещается прокладывать маршруты служебного прохода по стрелочному переводу, в районе негабаритных мест, в зонах ограниченной видимости и через железнодорожные пути на которых осуществляется длительная стоянка подвижного состава (более одного часа). Допускается прокладывать служебный проход через пути с длительной стоянкой подвижного состава, при условии включения в технологический процесс станции организацию технологического разрыва с установкой составов не ближе 5 метров в обоих направлениях от перехода служебного прохода. При организации технологического прохода должна исключаться возможность заграждения прохода работника к обслуживаемому оборудованию или сооружению подвижным составом. Служебный проход через пути разрешается располагать в стрелочной горловине при условии его организации не ближе 5 метров до стрелки/крестовины или сигнала ограничивающего железнодорожный путь.
  17. В местах пересечений служебных проходов с железнодорожными путями должны быть установлены твердые покрытия или настилы на уровне головки рельсов. Допускается обустройство пересечений технологических проходов с железнодорожными путями с твердым покрытием, при условии соблюдения технологии содержания пути, в том числе очистка от снега и загрязнений. На территории структурного подразделения должны быть оборудованы проходы для работающих в соответствии с технологическим процессом работ и расположением рабочих мест. Расстояние от границ служебного прохода до проезжей части автодороги должно быть не менее 0,8 м. Маршруты движения транспорта и людей должны быть изолированы друг от друга и обозначены соответствующими знаками.

IV.   Порядок определения зон ограниченной видимости

 18. Зоны ограниченной видимости 4 определяются комиссией в составе трех человек: председателя - начальника станции, членов комиссии: инженера по охране труда станции (центра организации работы железнодорожных станций) или структурного подразделения, работники которого располагаются на станции и при необходимости машиниста-инструктора локомотивного депо.
 19. Для определения зон ограниченной видимости (далее по тексту - ЗОВ) маневровый локомотив должен двигаться задним ходом. В кабине локомотива должны находиться члены комиссии.За локомотивом, на расстоянии 400 м (четыреста метров), внутри железнодорожной колеи следует работник дистанции пути в сигнальном жилете с носимой радиостанцией. Место производства работ ограждается сигналистом с красным развернутым флагом днем или красным огнем ручного фонаря ночью. Скорость движения маневрового локомотива не должна превышать 3 (трёх) км/час. При определении границ ЗОВ (начала и конца) машинист останавливает локомотив и по радиосвязи передает команду на остановку работнику дистанции пути, который наносит соответствующую отметку на рельсах или шпалах.
 20. Результаты определения ЗОВ оформляются актом, подписываются всеми членами комиссии. Подлинный экземпляр акта хранится у начальника станции, копии выдаются руководителям всех заинтересованных структурных подразделений. На основании полученных данных разрабатываются мероприятия по снижению риска наезда подвижного состава на работника, следующего по маршруту технологического прохода.
 21. При производстве маневровой работы локомотивной бригадой в одно лицо скорость проследования ЗОВ не должна превышать 15 км/час. При приближении к ЗОВ и во время следования по ней локомотивная бригада обязана подавать частые звуковые сигналы свистком локомотива. На маневровых локомотивах следующие через ЗОВ, обязательно выдается перечень зон ограниченной видимости.
 22. В исключительных случаях, по решению специально назначенной комиссии под председательством представителя регионального центра корпоративного управления, с учетом местных условий, допускается прокладывать маршрут служебного прохода через зоны ограниченной видимости с обязательным определением требований безопасности для предотвращения наезда подвижного состава на работника.

V. Обозначение маршрутов служебного прохода

 23. Маршруты служебного прохода на территории станции и структурного подразделения обозначаются предписывающим знаком «Служебный проход» и указателями направления.
 24. Расположение знаков в зоне железнодорожных путей должно исключать возможность их восприятия в качестве сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также не ухудшать видимость сигнальных приборов, указателей и знаков.
Установленные знаки не должны мешать движению людей, транспорта, перемещению грузов и т.д.
 25. Плоскость знака «Служебный проход» располагается параллельно пути движения работника. Знаки могут устанавливаться на стенах, оградах, заборах и других вертикальных плоскостях, осветительных мачтах, на специальных стойках на опорах контактной сети за исключением опор контактной сети на которых установлены знаки для граждан: «Берегись поезда» и «Ходить по железнодорожным путям ЗАПРЕЩЕНО». Специальные стойки должны быть установлены таким образом, чтобы не создавать дополнительное негабаритное место.
 26. На железных дорогах используется знак безопасности комбинированного типа (рис.1) размером 200x400 мм, с расположением текста «Служебный проход» слева от предписывающего знака М 10 «Проход здесь» и стрелки указателя направления под надписью «Служебный проход». Для оптимального опознания знаки на прямом участке маршрута служебного прохода устанавливаются на расстоянии 250 метров друг от друга и должны быть отчетливо различимы на расстоянии 10 метров. Устанавливаются знаки и в местах смены направления маршрута служебного прохода.
Рис. 1 Знак безопасности комбинированного типа
 27. Освещение знаков должно обеспечиваться системой искусственного освещения станции.
 28. Установленные до ввода в действие настоящих Правил знаки «Служебный проход» подлежат планомерной замене на комбинированные знаки безопасности «Служебный проход» или при выходе из строя. Контроль за состоянием знаков «Служебный проход» возлагается на начальника станции в пределах железнодорожной станции.

VI.   Разработка схем маршрутов служебного прохода

 29. Маршрут служебного прохода по станции разрабатывается начальником станции, совместно с руководителями структурных подразделений смежных хозяйств располагающихся на территории станции и утверждается с учётом требований настоящих Правил.
Маршруты служебного прохода структурного подразделения (ПМС, ПЧ, ЭЧ,ШЧ, ТЧ и д.р.) разрабатываются начальником структурного подразделения.
 30. На схему станции должны быть нанесены зоны ограниченной видимости, негабаритные места, переезды, мосты.
Условные обозначения:
  • негабаритные места - прямоугольник со штриховкой желтого и черного цвета;
  • зоны ограниченной видимости - обвод и штриховка красным цветом;
  • производственные здания - обвод черным цветом;
  • маршрут служебного прохода - пунктирной линией синего цвета;
  • маршрут технологического прохода - пунктирной линией черного цвета;
  • настилы для перехода через пути и трубопроводы - сплошной утолщенной линией синего цвета.
  31. Копии схем маршрутов служебного прохода хранятся в структурных подразделениях. Руководители структурных подразделений на схему маршрута служебного прохода должны нанести схему маршрута технологического прохода. Технологические проходы разрабатываются с учётом минимального расстояния от служебного прохода до места производства работ.
  32. Начальник станции или руководители структурных подразделений составляют подробное описание маршрута служебного и технологического прохода с указанием номеров стрелочных переводов, опор контактной сети и т.д. Подробное описание маршрута служебного и технологического прохода является приложением к схеме маршрута прохода.

VII. Содержание маршрутов служебного прохода

  33. Маршруты служебного прохода должны содержаться в чистоте и порядке, своевременно очищаться от мусора и снега, посыпаться песком (шлаком), а летом необходимо своевременно удалять травяной покров и поросль. Для хранения песка (шлака) устанавливаются ящики с закрывающимися крышками и изолированные от попадания влаги. Ответственный за установку ящиков для хранения песка (шлака) несет начальник дистанции пути на территории станции или руководитель структурного подразделения на территории возглавляемого им подразделения.
  34. Все траншеи, канавы и трубопроводы, расположенные по маршруту служебного прохода, должны быть ограждены и оборудованы переходными мостками. На ограждениях должна быть нанесена предупреждающая окраска. Ответственность за обустройство мостиков возлагается на начальника дистанции пути.
  35. В местах пересечения маршрутов служебного прохода с автотранспортными проездами или железнодорожными путями дистанции пути устанавливают предупреждающие знаки («Берегись поезда», «Берегись автомобиля»).
  36. У выходов из зданий, расположенных на расстоянии менее 3-х метров от оси пути и в междупутье, должны быть установлены ограждения, направленные вдоль железнодорожного пути, длиной 3-5 м и высотой не менее 1,2 м. На ограждения наносится предупреждающая окраска. Около выхода из помещений устанавливаются предупреждающие знаки «Берегись поезда». Ответственность за установку знака «Берегись поезда» и ограждений возлагается на балансодержателя данного здания.
 37. После проведения реконструкции путей, междупутья служебного прохода должны быть спланированы в течении 15 дней с момента открытия движения по данному пути, заказчиком ОАО «РЖД» (исполнителем работ).
 38. Начальник дистанции пути (балансодержатель маршрута служебного прохода) обязан планировать обеспечение служебного прохода соответствующими материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения требований настоящих Правил. Ремонт и содержание маршрутов служебных проходов (установку и замену знаков маршрутов служебного прохода, настилов, ящиков для песка и д.р.) возлагается на руководителя дистанции пути в границах обслуживаемого участка. Покрытие маршрутов служебного прохода производится щебнем фракции не более 20x25 мм, разностью отметок на уровне головок рельсов смежных путей не более 0,15 м с обустройством отвода ливневых и паводковых вод. Нанесение соответствующих знаков на сооружениях в негабаритных и опасных местах производят балансодержатели данных сооружений и устройств.
 39. Технологические проходы допускается обустраивать плиткой при соблюдении одного уровня верха плитки и щебеночного покрытия междупутья. На территории структурного подразделения служебные и технологические проходы к технологическим объектам должны иметь бетонное, асфальтовое, песчано- гравийное или другое твердое покрытие и содержаться в чистоте, а в зимнее время очищаться от снега и льда и посыпаться песком.
 40. Очистку, обустройство и исправное техническое состояние технологических проходов на территории станции, осуществляют работники структурных подразделений, в ведении которых находятся данные проходы к устройствам.
 41. Запрещается загромождать служебные и технологические проходы материалами и конструкциями, препятствующими использование проходов по прямому назначению.
 42. При выявлении отступлений от норм содержания маршрутов служебного прохода, замечания вносятся в журнал трехступенчатого контроля структурного подразделения ответственного за содержание прохода.
 43. Вопрос содержания маршрута служебного прохода рассматривается на совещаниях региональной комиссии по безопасности технологических процессов.

Мы в соц. сетях

Популярные статьи

Индекс цитирования. Яндекс.Метрика