7ee545c0df9b9464 Передовые методы выявления неисправностей автосцепки ~ Вагонник.РФ
  • Главная
  • Предсменный тест ЦВ Осмотрщики и др.

понедельник, 18 апреля 2016 г.

Передовые методы выявления неисправностей автосцепки

Опыт работы старшего осмотрщика-ремонтника вагонов Леванкова В.Л. по обнаружению излома клина тягового хомута

  Сложная конструкция подвижного состава определяет необходимость его регулярного квалифицированного обслуживания. Передовые методы своевременного выявления дефектов подвижного состава являются основой предупреждения аварий и крушений. Большое значение для анализа причин выявленных дефектов и разработки мер по их устранению имеет классификация, устанавливающая связи между условиями эксплуатации и характером износа и повреждений деталей и узлов вагонов.

  Автосцепное устройство является одним из наиболее ответственных и повреждаемых узлов вагона. В процессе эксплуатации в узлах автосцепного устройства возникают износы и различные повреждения отдельных деталей. По мнению Леванкова В.И. все дефекты должны быть своевременно выявлены и устранены, так как в пути следования любой из них может быть причиной саморасцепа автосцепок, обрыва поезда и падения деталей на путь. Трещины в корпусе автосцепки в указанных на рисунке местах не допускаются. Признаками трещин могут быть заусенцы, ржавчина, разрыв слоя краски, валик пыли или льда.
  Упряжное устройство автосцепки включает в себя тяговый хомут, клин, упорную плиту, два болта с планкой, запорными шайбами и шплинтом. Тяговый хомут состоит из головной и задней опорной частей, которые соединены между собой верхней и нижней тяговыми полосами шириной 160 мм. В головной части тяговые полосы уширены, и в них имеются отверстия для клина тягового хомута. Тяговый хомут и его клин передают продольное растягивающее усилие от автосцепки на поглощающий аппарат. Клин тягового хомута в нижней части имеет заплечики, которое удерживают его от выжимания вверх, упираясь в кромки отверстия хомута.
  Одной из наиболее частых неисправностей автосцепного устройства является излом клина тягового хомута. Провисание автосцепки более 10 мм происходит вследствие излома клина тягового хомута, разрыва соединительных планок или верхней тяговой полосы хомута. При изломе клина тягового хомута увеличивается ход автосцепки до 50 мм и более, который определяется по блестящей полосе хвостовика автосцепки, по увеличенному или уменьшенному расстоянию от головки автосцепки до ударной розетки, при этом на хвостовике виден яркий металлический блеск. Увеличенный рабочий ход автосцепки более 50 мм указывает на то, что нужно осмотреть болты крепления клина тягового хомута, упорную плиту, тяговый хомут, поглощающий аппарат. Определить излом клина тягового хомута можно по наличию двойного удара при его проверке контрольным молотком снизу. Для более точного определения излома клина тягового хомута Леванков В.И. использует специальный металлический щуп с загнутым окончанием в виде крюка. Если провести вверх по клину, то при наличии трещины или излома щуп зацепится острием за края излома.
  В случае подозрения на трещину вагон отцепляется и направляется в текущий отцепочный ремонт.

Методы выявления неисправностей деталей вагонов (опыт работы осмотрщика вагонов эксплуатационного вагонного депо Лиски Худякова Н.В.)

  Автосцепное устройство является также одним из наиболее ответственных и повреждаемых узлов вагона. Высокая повреждаемость деталей автосцепного устройства объясняется их работой под постоянным воздействием больших переменных ударно-тяговых усилий, износами из-за трения деталей. Сложность технического обслуживания этих деталей обусловлена их расположением в скрытых для визуального осмотра местах. Поэтому осмотрщик вагонов должен не только знать конструкцию автосцепного устройства, его работу, взаимное расположение узла и деталей, но и уметь находить скрытые неисправности в деталях автосцепного устройства по внешним признакам. Внешние признаки неисправностей возникают после неправильной работы поврежденных деталей автосцепного устройства в виде протертостей, металлического блеска, а также неправильного положения автосцепки и других узлов.
  Осмотрщик вагонов Худяков Н.В. многолетними наблюдениями установил ряд внешних признаков, по которым можно определить неисправности поглощающих аппаратов, тяговых хомутов, клиньев тягового хомута и неисправности других деталей автосцепного устройства, которые обычным способом выявить невозможно.
  Осмотр автосцепного устройства следует начинать с замера высоты автосцепки над уровнем головки рельса, проверки автосцепки и ее механизма шаблоном 873 (головной и хвостовой вагоны), выхода автосцепки, проверки механизма автосцепки ломиком.
  Проверяется поглощающий аппарат, тяговый хомут, клин тягового хомута и его крепление. Поглощающий аппарат считается исправным, если отсутствуют изломы, трещины, сквозные протертости, зазоры между упорными угольниками и упорной плитой или корпусом аппарата (для эластомерных поглощающих аппаратов указанный суммарный зазор допускается не более 5 мм).
  Тяговый хомут, упорная плита, передний или задний упоры, центрирующая балочка, маятниковые подвески не должны иметь трещин, изломов. Провисание и изгиб корпуса автосцепки более 10 мм - следствие разрыва верхней тяговой полосы хомута или соединительных планок.
  Признаками излома клина тягового хомута являются:

  • изгиб болтов, поддерживающих клин;
  • блестящая намятина заплечиков клина;
  • металлическая пыль на хомуте;
  • провисание автосцепки;
  • несоответствие расстояния от упора головки автосцепки до ударной розетки установленным размерам.

  Излом клина тягового хомута выявляется ударом молотка снизу и металлическим щупом с заостренным загнутым концом. Излом упорной плиты Худяков определяет по провисанию ее нижних углов относительно нижней тяговой полосы, а верхние касаются вертикальных стенок хребтовой балки. Разрыв хвостовика автосцепки в зоне отверстия для клина сопровождается изгибом хвостовика, который прикасается к упорной плите одной стороной.

Популярные статьи

Индекс цитирования.