Порядок проверки технического состояния буксы:
- проверить состояние колесной пары;
- осмотреть корпус буксы, лабиринтное кольцо, проверить нагрев буксы на ощупь или термометром «Кельвин» и сравнить его с другими буксами этого же вагона. При наружном осмотре буксовых узлов проверяют отсутствие подтеков смазки, определяют нагрев букс в задней и передней частях на ощупь тыльной стороной ладони или термометром «Кельвин»;
- путем обстукивания смотровой крышки ниже её центра определить исправность торцевого крепления. Легкий удар контрольного молотка, свободно удерживаемого в руке, наносится чуть ниже центра смотровой крышки. При обрыве болтов стопорной планки торцевого крепления, тарельчатой шайбы будет слышен второй отзвук от удара (отбой). Если гайка отвернулась и находится в нижней части буксы, то при ударе молотком по смотровой крышке слышен глухой звук, при повторном ударе – в верхней части смотровой крышки слышен звонкий металлический звук.
На выкаченные из-под вагона колесные пары с неисправными буксовыми узлами, обнаруженными визуально, по внешним признакам, на внутренней поверхности диска колеса необходимо четко нанести меловую надпись "По внешним признакам", а при обнаружении нагрева букс приборами КТСМ или другими приборами бесконтактного обнаружения перегретых букс, наносится надпись “Аварийная — КТСМ" или др. Результаты осмотра колесных пар с неисправными буксовыми узлами, забракованными работниками ПТО, доводятся до сведения осмотрщиков вагонов данного ПТО.
При осмотре и техническом обслуживании буксовых узлов колесных пар с коническими подшипниками кассетного типа выполняются следующие операции:
- при встрече состава поезда «с ходу» и при отправлении выявляются внешние признаки ненормальной работы буксовых узлов c коническими подшипниками, которые являются такими же, как и для буксовых узлов с цилиндрическими подшипниками (скрежет, пощелкивание, искрение, задымление, появление запаха и т.п.);
При осмотре вагонов, во время стоянки поезда:
- у буксовых узлов с подшипниками кассетного типа в корпусе буксы, производится контроль ослабления болтов М20 крепления крепительной крышки, болтов М12 смотровой крышки; обрыв болтов М20 торцевого крепления подшипников определяется методом остукивания смотровой крышки.
- для подшипников кассетного типа с адаптером ослабление болтов М20 или М24 торцевого крепления определяется методом остукивания и визуальным осмотром.
Признаки: Колесная пара идет юзом при отжатых тормозных колодках. Возможные неисправности: Подшипники полностью разрушены, ролики заклинены и не вращаются |
Признаки: Выброс смазки хлопьями на диск и обод колеса, сильные потеки в зоне крышек. Возможные неисправности: Подшипник полностью разрушен. |
Признаки: Букса с боковиной тележки смещена вдоль шейки оси. Возможные неисправности: Подшипник полностью разрушен, повреждение торцового крепления, гайка M110 полностью сошла с шейки оси. |
Признаки:Корпус буксы имеет наклон по отношению к шейки оси, боковина тележки контактирует с корпусом буксы краем. Возможные неисправности: Про ворот внутреннего кольца переднего подшипниками шейке оси, истирание шейки оси. |
Признаки: Выброс смазки хлопьями через лабиринтное уплотнение на центр, диск и обод колеса, на наружную обшивку пола вагона, на детали рычажной передачи. В смазке видны металлические включения (латунь, железо), потеки смазки в зоне смотровой и крепительной крышек. Возможные неисправности: Подшипник полностью разрушен из-за заклинивания роликов, поворота внутреннего кольца, излома перемычек сепаратора обводнение смазки, борта внутреннего кольца, повреждения торцевого крепления |
Признаки: На задней (лабиринтной) части корпуса буксы имеется валик смазки черного цвета с металлическими включениями (латунь, железо). Возможные неисправности: Износ центрирующей поверхности сепаратора и изломы перемычек сепаратора, изломы борта внутреннего кольца, обводнение смазки, заклинивание роликов. |
Признаки: На задней (лабиринтной) части буксы имеется валик смазки, покрытый пылью, боковина тележки с буксой у грузового вагона смещены относительно лабиринтного кольца более чем на 2,5 мм, видна блестящая полоска металла . Возможные неисправности: Повреждено торцевое крепление, сорвана резьба на гайке М110 и на шейке оси. |
Признаки: При остукивании передней части смотровой (крепительной) крышки ниже ее центра слышны дребезжащие звуки или двойные удары (отбои). Возможные неисправности: Повреждено торцовое крепление, оборваны болты стопорной планки, изломана планка, гайка отвернулась или на ней сорвана резьба, разрушен сепаратор. |
Признаки: Верхняя часть корпуса буксы в сравнении с другими буксами этого состава имеет повышенный равномерный нагрев, из лабиринтного уплотнения вытекает смазка. Возможные неисправности: В буксе имеются излишки смазки. Это происходит непосредственно после ремонта (ревизии) буксы, нагрев может прекратиться после пробега 500-600 км. |
Признаки: Задняя (передняя) часть корпуса буксы нагрета больше передней (задней) Возможные неисправности: Разрушен соответственно задний или передний подшипник. |
Признаки: Задняя часть корпуса буксы нагрета больше передней. Возможные неисправности: Отсутствует зазор между лабиринтной частью корпуса буксы и лабиринтным кольцом либо разрушен задний подшипник. |
Признаки: Напыление смазки на ступицу колеса, ослабление болтов или появление ржавчины под шайбами болтов крепительной крышки. Возможные неисправности: Нарушение торцового крепления. |
Признаки: Вздутие краски на корпусе буксы сверху, течь смазки коричневого или зеленого цвета Возможные неисправности: Разрушение или излом сепаратора |
Буксы пассажирских вагонов:
- Признаки: Ослабли болты крепления основания шпинтона, видна ржавчина между рамой тележки и шпинтоном, в основании пружин и рессор, на горизонтальных скользунах . Возможные неисправности: Может быть разрушен сепаратор, ролики сгруппировались в нижней части буксы
- Признаки: Разработана втулка в кронштейне для валика подвески башмака, валик выпал из отверстия подвески башмака, изломана пружина буксового подвешивания, наличие свежей ржавчины на пружинах центрального подвешивания в месте контакта с надрессорной балкой, на элементах эллиптической рессоры и в месте контакта пружин буксового подвешивания и основания шпинтона. Возможные неисправности:Один или оба подшипника могут быть разрушены.
- Признаки:Выделение дыма, появление запаха из буксы (при приеме с ходу и после остановки поезда в пути следования). Возможные неисправности: Неисправность полиамидного сепаратора подшипника буксового узла.