Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в составах поездов вагоны с дефектами и неисправностями элементов колесных пар:
1. С трещинами в любой части оси колесной пары;
2. С забоинами, вмятинами и протертостями на средней части оси глубиной более 2,5 мм (5,0 мм по диаметру);
3. Со следами контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
4. С трещиной в ободе, диске, ступице колеса;
5. Со сдвигом колеса на подступичной части оси;
6. С ослаблением посадки колеса на оси. Признаком ослабления посадки колеса на оси является разрыв краски по всему периметру с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса масла или наличие ржавчины. При разрыве краски без выделения масла или отсутствие ржавчины из-под ступицы колеса колесная пара не бракуется;
7. При наличии размеров и износов колесных пар, не соответствующих указанным в таблице 1:
Таблица 1
8. С вертикальным подрезом гребня поверхности катания колеса высотой более 18 мм;
9. С неравномерным прокатом (при обнаружении) – 2,0 мм и более. При необходимости, для выявления неравномерного проката ободов колес, вагоны следует прокатывать;
10. С ползуном на поверхности катания колес глубиной 1,0 мм и более;
1. С трещинами в любой части оси колесной пары;
2. С забоинами, вмятинами и протертостями на средней части оси глубиной более 2,5 мм (5,0 мм по диаметру);
3. Со следами контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
4. С трещиной в ободе, диске, ступице колеса;
5. Со сдвигом колеса на подступичной части оси;
6. С ослаблением посадки колеса на оси. Признаком ослабления посадки колеса на оси является разрыв краски по всему периметру с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса масла или наличие ржавчины. При разрыве краски без выделения масла или отсутствие ржавчины из-под ступицы колеса колесная пара не бракуется;
7. При наличии размеров и износов колесных пар, не соответствующих указанным в таблице 1:
Таблица 1
8. С вертикальным подрезом гребня поверхности катания колеса высотой более 18 мм;
9. С неравномерным прокатом (при обнаружении) – 2,0 мм и более. При необходимости, для выявления неравномерного проката ободов колес, вагоны следует прокатывать;
10. С ползуном на поверхности катания колес глубиной 1,0 мм и более;
При обнаружении на промежуточной станции вагона с колесной парой, имеющей на поверхности катания колеса ползун глубиной более 1,0 мм, но не более 2,0 мм, допускается следование этого вагона в составе поезда со скоростью не выше 70 км/ч до ближайшего ПТО для замены колесной пары.
При глубине ползуна более 2,0 мм, но не более 6,0 мм, допускается следование вагона в составе поезда до ближайшей станции со скоростью не более 15 км/ч.
При глубине ползуна более 6,0 мм, но не более 12,0 мм, допускается следование вагона в составе поезда до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч.
При глубине ползуна более 12,0 мм - допускается следование вагона в составе поезда до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза);
11. С наваром на поверхности катания колеса высотой 1,0 мм и более; При обнаружении на промежуточной станции вагона с колесной парой, имеющей на поверхности катания колеса навар высотой более 1,0 мм, но не более 2,0 мм, порядок следования вагона аналогичен п. 10.
12. С выщербиной на поверхности катания колеса глубиной более 10,0 мм или длиной более 50,0 мм. Колесные пары с выщербинами на поверхности катания колес глубиной до 1,0 мм не бракуются независимо от их длины. Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускается;
13. С кольцевыми выработками на поверхности катания колес у основания гребня глубиной «а» более 1,0 мм, на коничности 1:3,5 «б» более 2,0 мм или шириной «В» более 15,0 мм.
П р и м е ч а н и е:
15. С отколом наружной боковой поверхности обода колеса, включая откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10,0 мм, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120,0 мм или в поврежденном месте независимо от размеров откола имеется трещина, идущая вглубь металла.
16. С остроконечным накатом гребня.
Возможные неисправности колесных пар по внешним признакам приведены в таблице 2.
При глубине ползуна более 2,0 мм, но не более 6,0 мм, допускается следование вагона в составе поезда до ближайшей станции со скоростью не более 15 км/ч.
При глубине ползуна более 6,0 мм, но не более 12,0 мм, допускается следование вагона в составе поезда до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч.
При глубине ползуна более 12,0 мм - допускается следование вагона в составе поезда до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза);
11. С наваром на поверхности катания колеса высотой 1,0 мм и более; При обнаружении на промежуточной станции вагона с колесной парой, имеющей на поверхности катания колеса навар высотой более 1,0 мм, но не более 2,0 мм, порядок следования вагона аналогичен п. 10.
12. С выщербиной на поверхности катания колеса глубиной более 10,0 мм или длиной более 50,0 мм. Колесные пары с выщербинами на поверхности катания колес глубиной до 1,0 мм не бракуются независимо от их длины. Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускается;
13. С кольцевыми выработками на поверхности катания колес у основания гребня глубиной «а» более 1,0 мм, на коничности 1:3,5 «б» более 2,0 мм или шириной «В» более 15,0 мм.
П р и м е ч а н и е:
- При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания нормы браковки их такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у гребня;
- Темная полоса в зоне радиусного перехода от поверхности катания к основанию гребня, являющаяся черновиной, оставшейся от износа поверхности катания и гребня нового колеса после капитального ремонта или изготовления колесной пары, не является кольцевой выработкой.
15. С отколом наружной боковой поверхности обода колеса, включая откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10,0 мм, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120,0 мм или в поврежденном месте независимо от размеров откола имеется трещина, идущая вглубь металла.
16. С остроконечным накатом гребня.
Возможные неисправности колесных пар по внешним признакам приведены в таблице 2.
Таблица 2
Признак неисправности
|
Неисправность
|
Колесная пара (при встрече поезда сходу)
|
|
1. Шум, скрежет от трения боковой грани обода колеса о
внутреннюю грань головки рельса
2. Сход колёсной пары
|
Сдвиг колеса на оси
|
Характерный, повторяющийся с определенной периодичностью стук колеса
о рельс
|
Ползун
|
Выщербина
|
|
Навар
|
|
Неотрегулированная ТРП или неисправности воздухораспределителя
(ползун, выщербина, навар)
|
|
Колесо не вращается, слышен свистяще-шипящий звук, искрение из-под
колес в месте соприкосновения с рельсом
|
Заклинивание колес (юз)
|
Колесная пара идет юзом при отжатых тормозных колодках, слышно
пощелкивание
|
Подшипник разрушен, ролики заклинены и не вращаются
|
На диске и ободе колеса имеются следы выброса смазки
|
Подшипник разрушен
|
Выделение из-под колес синего дыма и/или искрение при
движении с характерным скрежетом
|
Не полностью отпущен тормоз
|
Колесная пара (при стоянке поезда)
|
|
1.Разрыв краски у ступицы колеса по всему
периметру соединения колеса с осью
2.
Полоска ржавчины или блестящая полоска на поверхности металла с внутренней
стороны ступицы (при сдвиге колеса наружу) или полоска ржавчины или блестящая
полоска на оси с противоположной стороны ступицы (при сдвиге колеса внутрь)
|
Сдвиг колеса на оси
|
Неравномерный износ гребня по кругу колеса, натиры на опорной
поверхности буксы, подтверждается разностью размеров при измерении расстояния
между внутренними гранями обода колес
|
Трещины в подступичной части оси
|
Неравномерный прокат по кругу катания или выщербина
|
Овальное или разработанное отверстия подвески башмака.
|
Плоская площадка круглой или овальной
формы на поверхности катания
|
Ползун
|
Разрушение в виде выкрашивания металла
поверхности катания колеса
|
Выщербина
|
Смещение металла на поверхности обода колеса, характеризующееся
образованием чередующихся сдвигов металла U – образной формы
|
Навар
|
Местное сужение или смятие фаски обода колеса
|
Неравномерный прокат
|
Местный наплыв металла в зоне фаски обода колеса
|
Местное уширение обода
|