воскресенье, 17 января 2016 г.

Регулировка тормозной рычажной передачи в эксплуатации

 При техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов проверяется правильность регулирования тормозной рычажной передачи, действие автоматических регуляторов, выход штоков тормозных цилиндров. Рычажная передача должна быть отрегулирована так, чтобы расстояние от торца соединительной муфты до конца защитной трубы авторегулятора было не менее 150 мм. для грузовых вагонов и 250 мм для пассажирских, углы наклона
горизонтальных и вертикальных рычагов должны обеспечивать нормальную работу рычажной передачи до предельного износа тормозных колодок, выход штока тормозных цилиндров должен быть в пределах, указанных в таблице № 1:
Тип вагона, колодок
При отправлении с ПТО (в мм.)
Максимально
допустимый при
полном торможении
в эксплуатации
(в мм) без авторегулятора
При полном торможении
При ступени торможения
Грузовые с композиционными
50-100
40-80
130
Грузовые с чугунными
75-125
40 - 100
175
Пассажирские с чугунными и композиционными колодками
130-160
80-120
180
Выход штока тормозного цилиндра при композиционных колодках на
пассажирских вагонах указан с учетом длины хомута (70 мм),
установленного на штоке.
     

  Правильность установки тормозной рычажной передачи проверять по положению тылового горизонтального рычага, внутренних вертикальных рычагов тележек и запасу хода регулировочного винта авторегулятора в отпущенном состоянии тормоза:
Рисунок 1
  • Положение внутреннего вертикального рычага (рычага тележки, соединенного с тормозной тягой вагона); 
 Внутренний вертикальный рычаг при тормозных колодках толщиной 40 мм и более, должен иметь наклон своим верхним плечом в сторону шкворневой балки или занимать вертикальное положение (рисунок 1).
 При колодках, имеющих толщину менее 40 мм, но ещё не достигших минимальной толщины, внутренний вертикальный рычаг может иметь наклон своим верхним плечом в сторону от шкворневой балки.
 Максимальный наклон рычага при колодках минимальной толщины допускается не более 30° (рисунок 2). Не допускается касание оси колесной пары вертикальным внутренним рычагом.

Рисунок 2
  • Положение наружного вертикального рычага (рычага тележки, соединенного с серьгой);
  Угол, который составляют между собой рычаг и серьга, не должен приближаться к 180°.
 Положение, при котором угол между рычагом и серьгой приближается к 180°, может привести к «завалу» рычага при торможении, и, как следствие, к заклиниванию колес.
  • Рразмер «а» (расстояние от торца муфты защитной трубы регулятора тормозной рычажной передачи (далее - регулятора) до присоединительной резьбы на его винте) (рисунки 3, 4, 5);
Рисунок 3 — Схема симметричной тормозной рычажной передачи вагона 
Соединительная муфта ТРП вагона Защитная труба авторегулятора
Размер «а» не должен быть менее 150 мм.
  • Размер «А» (установочный размер привода регулятора).
  Упорный рычаг привода регулятора (рисунки 3 и 5) или упор регулятора (рисунок 4) не должен касаться корпуса регулятора — между корпусом регулятора и упорным рычагом (упором регулятора) должен присутствовать зазор «А». Размер «А» у вагонов с рычажным приводом регулятора (рисунки 3 и 5) должен ориентировочно находиться в пределе от 30 до 60 мм. 
  Размер «А» у вагонов с винтовым упором регулятора (рисунок 4) должен ориентировочно находиться в пределе от 15 до 30 мм.
Рис. 4 - Схема несимметричной тормозной рычажной передачи вагона
  При размере «А» более нормы регулятор работает как жесткая тяга и по мере износа тормозных колодок не стягивает тормозную рычажную передачу, что приводит к увеличению выхода штока тормозного цилиндра.
  При размере «А» менее нормы регулятор чрезмерно стягивает тормозную рычажную передачу, после отпуска тормоза тормозные колодки могут остаться прижатыми к колесам, что может привести к их заклиниванию.
Рисунок 5 - Схема несимметричной тормозной рычажной передачи вагона-хоппера для перевозки окатышей 
  • Установку затяжки горизонтальных рычагов в зависимости от типа колодок (рисунок 6),
  При композиционных колодках затяжка должна быть соединена по отверстиям в горизонтальных рычагах, расположенным ближе к тормозному цилиндру, при чугунных — дальше от тормозного цилиндра.
  Неправильная установка затяжки горизонтальных рычагов при композиционных колодках может привести к заклиниванию колес, при чугунных — к недостаточности тормозного нажатия. 
Рисунок 6
  • Положение ведущего горизонтального рычага (рычага, соединенного со штоком  тормозного цилиндра) при симметричной тормозной рычажной передаче на вагоне. Ведущий горизонтальный рычаг должен быть наклонен своим плечом, соединенным с регулятором, в сторону к тележке, приблизительный угол наклона должен составлять 20 - 40° (рисунок 6).
  • Установку тяги-затяжки промежуточных рычагов в зависимости от типа колодок (рисунки 4 и 5).
  При композиционных колодках тяга-затяжка должна быть соединена по отверстиям в промежуточных рычагах, ближе к тормозному цилиндру, при чугунных - дальше.
 Неправильная установка тяги-затяжки промежуточных рычагов при композиционных колодках может привести к заклиниванию колес, при чугунных - к недостаточности тормозного нажатия.
  • Положение тылового промежуточного рычага при несимметричной тормозной рычажной передаче на вагоне (рисунок 4 и 5);
  Тыловой промежуточный рычаг должен быть наклонен в сторону тележки, с которой он соединен, своим «тележечным плечом» (рисунки 4 и 5).
  Для оценки правильности регулировки тормозной рычажной передачи при ступени служебного торможения или при полном служебном торможении необходимо проконтролировать величину выхода штока тормозного цилиндра.
  Выход штока тормозного цилиндра при ступени служебного торможения не должен превышать 80 мм при композиционных колодках и 100 мм - при чугунных.
  Выход штока тормозного цилиндра при полном служебном торможении не должен превышать 100 мм при композиционных колодках и 125 мм - при чугунных. Выход штока тормозного цилиндра при полном служебном торможении у вагонов, не оборудованных регулятором, не должен превышать 130 мм при композиционных колодках и 175 мм - при чугунных.

ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВКИ ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ

Замену тормозных колодок при необходимости следует производить в следующем порядке:
  •  вращением вручную корпуса регулятора распустить тормозную рычажную передачу;
  •  заменить тормозные колодки;
  •  обратным вращением корпуса регулятора стянуть тормозную рычажную передачу до соприкосновения всех колодок с колесами, а затем вращением корпуса регулятора на 2-3 оборота распустить тормозную рычажную передачу до установления зазора между колесом и колодкой до 10 мм.
Замену тормозных колодок на одном триангеле необходимо производить с соблюдением следующих требований:
  • при замене одной тормозной колодки она должна быть подобрана по толщине приблизительно равной толщине второй тормозной колодки, стоящей на триангеле;
  • при постановке новой тормозной колодки вторая колодка на триангеле должна быть заменена тоже на такую же новую.
 Тормозную колодку необходимо устанавливать ушком в предусмотренный для этой цели центральный паз башмака. Концевые направляющие бобышки колодки должны входить в направляющие пазы башмака. Чека должна проходить через отверстия в выступах башмака и в ушке колодки. Тормозная колодка должна быть установлена так, чтобы округлая грань поверхности трения колодки была обращена к гребню колеса.

Регулировку наклона рычагов при необходимости следует производить в следующем порядке:

а) отрегулировать наклоны вертикальных рычагов на тележках перестановкой валика в соединении серьги с наружным вертикальным рычагом (рисунок 7);
  Перестановка валика в соединении серьги с наружным вертикальным рычагом дальше от «мертвой точки» на одно отверстие дает перемещение внутреннего рычага в сторону к шкворневой балке на 50 мм. 
Рисунок 7
  Перестановка валика в соединении серьги с наружным вертикальным рычагом дальше от «мертвой точки» на два отверстия дает перемещение внутреннего рычага в сторону к шкворневой балке на 100 мм. 
  Перестановка валика в соединении серьги с наружным вертикальным рычагом ближе к «мертвой точке» на одно отверстие дает перемещение внутреннего рычага в сторону от шкворневой балки на 50 мм.
 Перестановка валика в соединении серьги с наружным вертикальным рычагом ближе к «мертвой точке» на два отверстия дает перемещение внутреннего рычага в сторону от шкворневой балки на 100 мм.
  Производить регулировку наклонов вертикальных рычагов на тележках перестановкой валиков в затяжке (распорной тяге) вертикальных рычагов при техническом обслуживании вагонов на ПТО запрещается. Такая регулировка при необходимости должна производиться в зависимости от диаметра колес при текущем отцепочном ремонте (ТОР).

б) у вагонов с симметричной тормозной рычажной передачей отрегулировать наклон ведущего горизонтального рычага путем перестановки валика в соединении тылового горизонтального рычага и тормозной тяги;
  у вагонов с несимметричной тормозной рычажной передачей отрегулировать наклон  тылового промежуточного рычага путем перестановки валика в зависимости от схемы тормозной рычажной передачи в тяге-затяжке (рисунок 4) или в соединении промежуточных рычагов и тормозных тяг (рисунок 5);
  в) после выставления наклонов рычагов необходимо вращением вручную корпуса регулятора стянуть тормозную рычажную передачу до соприкосновения всех колодок с колесами;
г) вращением корпуса регулятора на 2-3 оборота распустить тормозную рычажную передачу до установления зазоров между тормозной колодкой и колесом до 10 мм;
  Один полный оборот корпуса регулятора увеличивает выход штока тормозного цилиндра ориентировочно на 30 мм.
д) произвести полное служебное торможение и проверить величину выхода штока тормозного цилиндра. Регулировку размера «А» у вагонов с рычажным приводом регулятора (рисунки 3 и 5) при необходимости следует производить в следующем порядке:
  •   из узла привода регулятора извлечь валик, соединяющий между собой упорный рычаг и регулировочный винт, после чего упорный рычаг отвести от корпуса регулятора;
  •   произвести полное служебное торможение;
  •   у порожних вагонов установить упорный рычаг привода регулятора на расстояние 5-10 мм от его корпуса, у загруженных вагонов упорный рычаг привода регулятора (упор регулятора) подвести вплотную к его корпусу;
  •   зафиксировать положение упорного рычага, для чего вращением регулировочного винта привода необходимо совместить отверстие в головке этого винта с отверстием в упорном рычаге и соединить их валиком с постановкой шайбы и шплинта;
  •   отпустить тормоз;
 Для регулировки размера «А» у вагонов с винтовым приводом регулятора (рисунок 4) необходимо при отпущенном положении тормоза отвести упор регулятора от его корпуса на 30 мм.
 При плохой подвижности деталей рычажной передачи смазать их шарнирные соединения сезонным осевым маслом с добавлением керосина, образовавшийся лед удалить при первой возможности. Не допускается отправлять вагоны с тормозными колодками, которые не отходят от колес вследствие замораживания тормозной рычажной передачи. Запрещается устанавливать композиционные колодки на вагоны, рычажная передача которых переставлена под чугунные колодки (т.е. валики затяжки горизонтальных рычагов находятся в отверстиях, расположенных дальше от тормозного цилиндра), и, наоборот, не допускается устанавливать чугунные колодки на вагоны, рычажная передача которых переставлена под композиционные колодки.
 Расстояние между шайбой и шплинтом в шарнирных соединениях рычажной передачи должно быть не более 3 мм.
 В рычажной передаче не допускается перекосы рычагов, триангелей, подвесок и головок тормозных тяг. Валики, расположенные вертикально, должны быть поставлены головками вверх, а установленные горизонтально -обращены шайбами в одну и ту же сторону от продольной оси вагона.
 Проверить состояние узлов подвески тормозных башмаков в кронштейнах боковин тележек резиновые втулки, имеющие протертости и трещины, заменить на новые. Валики подвесок тормозных башмаков должны иметь шплинты диаметром 8 мм и длиной 60 мм. Предохранительные и поддерживающие устройства, предупреждающие падение деталей рычажной передачи на путь должны быть исправны и надежно закреплены.
  Применение на вагоне одновременно чугунных и композиционных колодок не допускается. Проверить соответствие типу колодок, положения затяжки рычагов тормозного цилиндра. В опущенном состоянии тормоза тормозные колодки должны отходить равномерно от поверхности катания колес. Устройства для отвода тормозных колодок (скоба для равномерного износа колодок) должны быть исправны. 

РЕГУЛИРОВКА ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ВАГОНОВ С ПОТЕЛЕЖЕЧНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ

 Регулировка тормозной рычажной передачи грузовых вагонов с потележечным торможением производится после сборки механической части тормоза вагона и соединения ее с тормозными рычажными передачами тележек, подкатанными под вагон и отрегулированные в соответствии с подразделом 6.11 «Инструкции по ремонту тормозного оборудования» ЦВ-ЦЛ-945. При этом перед установкой на вагон регулирующий винт регулятора тормозной рычажной передачи РТРП-300 должен быть вывернут так, чтобы размер «а» (расстояние от торца муфты защитной трубы до присоединительной резьбы на винте) был не менее 250-300 мм, РТРП-675-М не   менее 350 мм.
 Упорный рычаг привода регулятора следует отвести от его корпуса, для чего у рычажного привода необходимо предварительно вынуть валик, соединяющий регулировочный винт привода с упорным рычагом.
  Режимный валик воздухораспределителя на вагоне с композиционными колодками следует установить на средний режим.
  На вагонах, оборудованных авторежимом под упор авторежима необходимо подложить        металлическую прокладку толщиной (40±0,5) мм.
  Для регулировки тормозной рычажной передачи на грузовом вагоне следует вращением корпуса регулятора или перестановкой валиков тормозной рычажной передачи установить зазор между тормозными колодками и колесами от 5 до 8 мм и отрегулировать наклон рычагов и выход штока тормозного цилиндра.
  При полном служебном торможении горизонтальный рычаг (горизонтальный рычаг со стороны штока тормозного цилиндра) на грузовых вагонах основных типов должен располагаться перпендикулярно к оси тормозного цилиндра или иметь наклон от своего перпендикулярного положения до 10° в сторону от тележки (рис.1).
  При полном служебном торможении промежуточный рычаг на грузовых вагонах бункерного типа должен иметь наклон не менее 25-30 в сторону тележки (рис.2).
  Выход штока тормозного цилиндра при полном служебном торможении должен находиться в пределах от 25 до 50 мм.
  Регулировку наклона рычагов необходимо осуществлять перестановкой валиков на тягах, с последующей регулировкой размера «а» и повторной проверкой выхода штока тормозного цилиндра.
  После регулировки тормозной рычажной передачи необходимо произвести полное служебное торможение, подвести упорный рычаг (упор) привода к корпусу регулятора вплотную и зафиксировать его положение, для чего у рычажного привода вращением регулировочного винта следует совместить отверстие в его головке с отверстием в упорном рычаге привода и соединить их валиком, с постановкой шайбы и шплинта.
  После установки привода регулятора следует отпустить тормоз. При этом расстояние между корпусом регулятора и упорным рычагом (упором) устанавливается автоматически. Ориентировочные величины размера «А» 15-25 мм.
  Регулятор следует проверить на стягивание тормозной рычажной передачи. Измерить размер «а» регулятора, вращением корпуса регулятора распустить тормозную рычажную передачу, произвести полное служебное торможение, затем отпустить тормоз и проконтролировать размер «а» - он должен сократиться на 5-10 мм для регулятора РТРП-300 и 7-20 мм для регулятора РТРП-675-М.
  Обратным вращением корпуса регулятора стянуть тормозную рычажную передачу до первоначального размера «а».

После регулировки тормозной рычажной передачи необходимо:
  • на вагонах, не оборудованных авторежимом, установить режимный переключатель воздухораспределителя в зависимости от типа вагона, типа колодок и степени загрузки вагона, на порожний, средний или груженый режим в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;
Рисунок 1
Рисунок 2
На вагонах, оборудованных авторежимом, извлечь прокладку, поставленную для регулировки под упор авторежима.

  Устройство направленного отвода колодок тормозной рычажной передачи тележки модели 18-578.

 Это устройство содержит два жестко закрепленных с одного края стержня 1, проходящих в отверстия кронштейнов 2, приваренных на триангелях 3. В отверстиях кронштейнов установлены износостойкие полимерные втулки 4 (см. фото). Скобы 5 подгибаются к головкам стержней и служат их предохранением от выпадения.
 Крепление тормозных башмаков 6 и наконечников на триангеле 3 осуществляется посредством заклепок. 
Устройство направленного отвода колодок (вид с двух торцов)
  В шарнирных соединениях рычагов с триангелями, затяжками и державкой мертвой точки установлены износостойкие втулки. В отверстиях подвесок триангеля 7 установлены резиновые втулки. Не допускается изгиб стержня устройства направленного отвода колодок.

СТОЯНОЧНЫЙ (РУЧНОЙ) ТОРМОЗ ВАГОНА

  Стояночный (ручной) тормоз предназначен для затормаживания вручную стоящего вагона, находящегося на путях в пунктах разгрузки и выгрузки, в отстое и на уклонах.
  Исправность и действие стояночного тормоза грузовых вагонов проверяют при подготовке вагонов под погрузку в пунктах формирования грузовых поездов, а также на ПТО, предшествующих крутым затяжным спускам. Исправность ручных тормозов пассажирских вагонов проверяют в пунктах формирования и оборота поездов.
  При проверке определяют надежность крепления штурвала (рукоятки), плавность вращения, убеждаются, что все тормозные колодки вагона прижаты к поверхностям катания колес (вагон находится в заторможенном состоянии).
  Зазор между зубьями червячного колеса и червяка допускается не более 5 мм;
в зацеплении должно быть не менее трех зубьев червячного колеса, изгиб вала не допускается. Проверить наличие предохранительных устройств. 
  Характерной неисправностью стояночного тормоза являются: изгиб винта, излом,трещины и отколы кронштейна мертвой точки, изгиб и скручивание тяг, отсутствие валиков, шплинтов, отсутствие рукоятки, штурвала или его крепления. Не допускается отправление вагона с заторможенным стояночным (ручным) тормозом. В пунктах выгрузки грузовых вагонов обращать внимание на состояние узла при приемке вагона в техническом отношении, не допускать разоборудование стояночного тормоза. При выводе вагона с подъездных путей в заторможенном состоянии - произвести вывод из заторможенного состояния и зафиксировать тормоз в отпущенном состоянии поворотом рукоятки. В данном случае обратить внимание на состояние поверхности катания колес на наличие ползунов. Запас резьбы ручного тормоза пассажирского вагона должен быть не менее 75 мм.

Мы в соц. сетях

Популярные статьи

Индекс цитирования. Яндекс.Метрика